SD писал(а):
Максим Равский писал(а):
Во-первых, жилстрой не поглощает имеющуюся рубмассу, а наоборот, для этого сектора выпускается дополнительная рубмасса.
Во-вторых, это у той части населения что кредиты платит денег меньше, а у тех у кого эта масса добавляется (строители, проектировщики,продавцы стройматериалов) денег как раз больше становится.
Вся суть в том, что кредитная эмиссия по идее она временна - на срок действия кредита, по окончании которого рубли возвращаются в НБРБ. Ресурсы же, выпущенные под строительство льготного жилья целых 25-40 лет обращаются на рынке.
Поскольку банк (Беларусбанк) сам рефинансируется Нацбанком под 13 (сейчас)% г-ых, и не на 25-40 лет. то эта потеря компенсируется государством в виде увеличения госдоли в уставном фонде банка - это по сути надутый уставный фонд.
Сперва от кредитополучателя деньги автоматом попадают стройорганизациям. Оттуда - проектировщикам (от них -часть уходит на бытовой импорт), поставщикам стройматериалов и техники (часть - импорт), работникам (часть - бытовой импорт), субподрядчикам (то же).
Далее - эффект мкльтипликации, которая за 25-40 лет (срок действия льготного кредита) во много раз превосходит сумму погашаемого кредита.
80% жилья сегодня строится с помощью льготного кредитования. Если в прошлом году построено 6,7 млн м2 жилья, значит, более 5,3 млн м2 льготного, а это 5-6 трлн руб изначального кредита, рубли которого будут до 40 лет крутиться в стране.
Лишь 20% жилья строится за имеющиеся деньги (никакой эмиссии при этом) или с помощью обычных кредитов, которые могут выдавать любые банки из имеющихся денег в условиях частичного резервирования, без пракктики государственного субсидирования как в схеме Беларусбанка.
Не знаю как происходит процесс в реальности, однако и описываемая вами схема с увеличением уставного фонда выглядит подозрительной, а в условиях запутанности так называемого законодательства вообще неделабельной.
Памятуя приверженность к простым решениям, в части льготного кредитования думаю всё сводится к прямой кредитной эмиссии Белорусьбанка с параллельным ростом резервов в установленных рамках. Дальше деньги падают на счета подрядчиков и поставщиков, мультиплицируясь тем самым в реальном секторе. Т.е. схема в принцепе неинфляционная в части её имплементации.
Проблемы начинаются потом. Поскольку льготная ставка кредита ниже как базовой учётной ставки так и инфляции, а так-же вотсутствие в стране механизмов свопов учётных ставок и хеджирования от инфляции, то кредиты эти имеют орицательную реальную учётную ставку и невыплачиваемы в принципе (причём не только в процентах, но и в теле кредита), и покрыты могут быть ничем иным, кроме как допэмиссией центробанка.
Судя по последним его действиям, профессионализма там нет, а есть чисто ситутивные реакции. Поэтому такие тонкости как дефляция при процентах на кредит ниже базовой учётной ставки там врядли просчитываются.
Всё делабельно.
Нацбанк по закону не имеет права непосредственно кредитовать экономику.
Это требование МВФ.
Это делает государственный "коммерческий" банк, который получает ресурсы не только от клиентов (депозиты), не только свои (собств. капитал), но и заёмные от Нацбанка (рефинансирование).
Ставка реф-ия в феврале была 12%.
Средняя же ставка по вновь выданным кредитам в феврале, по данным статистики НБРБ, составила по всей системе - 11.7% г-ых при общем объёме их в том месяце 7,08 трлн руб..
Например, кредиты физлицам на 1-3 года (потребительские) - 21,8% г-ых, а кредиты физлицам на срок свыше 3-х лет - 6,5% г-ых. Причём объёмы первых - 131 млрд руб, а вторых, льготных, - 908 млрд руб (13% от общих, кстати).
Ресурсы же (депозиты) банковская система РБ привлекала в феврале, по той же статистике, под 10,3% г-ых (от р/счетов юрлиц под малый процент до срочных вкладов физлиц под большой), у НБРБ, повторюсь, - под 12%.
Причём основная доля кредитного рынка - у двух банков - Беларусбанка и Белагропромбанка - до 80% общего.
Первый по-дешёвке кредитует льготное строительство, второй - так же льготно - сельское хозяйство.
Как вы правильно заметили, потом начинаются проблемы.
Поскольку при отрицательной чистой ставке кредита не имеется возможности возвратить часть заёмных средств, Нацбанк этот долг переводит как вклад в уставный капитал.
Кстати, вот зашёл на сайт Беларусбанка.
Уставный фонд на 1 декабря 10-го - 2,289 трлн руб
А на 1 января 11-го - уже на трилик больше - 3,289 трлн руб.
Белагропромбанк то же: в 2010-м было 4,0 трлн руб УФ, с 1 января - 5,0 трлн руб.
Ни один другой банк в РБ и рядом не стоит с такими объёмами УФ.