ABC-13 писал(а):
Не согласен, лучше строить не очередное светлое будущее, а что-то более реальное.
Этот рецепт из серии: "лучше быть здоровым и богатым...", общее место без какой-либо привязки к РБ и её обозримому будущему.
Реально у РБ практ нет узнаваемых брендов, не говоря уже о флагманах мировой экономики. Потому создать что-то, во что инвестору будет интересно вкладываться - большое достижение для РБ.
Лучше более здраво соотносить амбиции с наличием амуниции - чтоб не светить голым задом. Чехи именно так и поступили - нет сегодня мировых автобрендов в небольших странах.
А эти флагманы никогда и не появятся, если вместо поддержки своих инженеров и бизнесменов вы будете думать о том, кому бы из иностранцев спихнуть подороже то или иное предприятие. Деньги с приватизации будут все равно проедены за короткий строк. Тогда в чем профит? В той же России понастроили автозаводов - ну и что, технологический уровень России сильно поднялся? Они смогут с нуля сделать свой BMW X6? Или радоваться, что вместо SKD-сборки, как на Украине, применяют CKD? Так варят и красят тоже с помощью роботов и автоматических линий, разработанных на Западе. Рабочие места? В России на крупнейшем заводе Фольксвагена в Калуге работает 6000 человек. Это предприятие выпускает что-то более 200 тыс. автомобилей в год, то есть где-то пятую часть иномарок. А вот Toyota - всего 750 человек. Интерполируя, суммарно 30-40 тыс. рабочих мест на 80-миллионый рынок рабочей силы. Притом это не инженеры-конструкторы, а в основном люди, обслуживающие сборочные линии. Куда платят налоги с прибыли - тоже вопрос, по российскому законодательству может быть так, что платят по месту регистрации материнской компании, но даже в ином случае - 13% - это слезы.
Может быть подряд, смежники, о которых писал Максим Равский? Так тоже нет. Читаем замечательную статью
«Отверточное» скудоумие, или почему России не грозит увеличение производства автоэлектроники:
Цитата:
Некоторые российские предприятия из-за проблем с надежностью и качеством я держал бы подальше не только от автоэлектроники, но и от автомобильной промышленности вообще. Но если кто из наших предприятий и способен соответствовать требованием современных автомобилей к автоэлектронике, то это калужская «Автоэлектроника». Тем не менее со слов собеседника выходило, что никакой совместной работы с калужскими сборочными заводами нет – им это неинтересно. И, практически, то же самое наблюдается в других регионах России и на остальных сборочных автомобильных заводах и предприятиях по выпуску бытовой техники. Везде господствует «отверточная» идеология, и в России выполняют только финишную сборку из завезенных в страну готовых деталей и блоков, собранных за рубежом. Конечно, эта деятельность обеспечивает наполнение рынка товарами и работу для россиян. Но, как бы ни пытались некоторые чиновники представлять такие «отверточные» автомобили как российские, это, конечно, не так.
Не менее интересны
комментарии на эту статью, где черным по белому сказано, что даже глубокая локализация не даст толчка для развития автоэлектроники - объема российского рынка тупо не хватает, чтобы сделать серию, достаточную для конкуренции с зарубежными компаниями. Но тогда остается только путь целевой поддержки своего производителя - обеспечить ему хоть какой-то объем заказов, чтобы он развивался. А как? Компании частные, иностранные, скажут - извините, но нам не выгодно/не удовлетворяет качество, мы будет покупать у своих провренных поставщиков, и все. Ничего не поделаешь.
Я не говорю о том, что у нас должно быть по предприятию полного цикла на каждый сегмент автомобильной промышленности (как и в остальных секторах), это конечно нереально. Но так никто и не работает. Все автопроизводители кооперируются, берут разработки друг у друга или у мелких/средних инновационных компаний. Там коробку передач, там какие-то электронные схемы - ставят на свою платформу, получается автомобиль. Boeing, если правильно помню, имеет более 300 партнеров, у которых покупает компоненты для своих самолетов. Пускай наш МТЗ не станет вторым Джон Диром, а в Белазы все также будут пихать движки Cummings, это не страшно, но по крайней мере мы можем через частно-государственное партнерство помогать нашим небольшим инжиниринговым компаниям развивать свои продукты. Обухович приводил пример конторы, которая умудрилась стать экслюзивным поставщиком какого-то компонента для Mercedes. Или БМЗ:
Цитата:
Доля ОАО "БМЗ - управляющая компания холдинга "БМК" в общемировом производстве металлокорда составляет сейчас около 5,2%, бортовой проволоки для шинной промышленности - 23,3%, проволоки для армирования рукавов высокого давления - 28%. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил пресс-секретарь предприятия Александр Олесик.
Если не учитывать собственное производство металлокорда мировыми шинными компаниями, то БМЗ обеспечивает европейских шинников металлокордом на 30% и почти на 50% - бортовой проволокой.
Белорусский металлокорд поставляется в 18 стран мира. В числе потребителей этой продукции - всемирно известные производители шин GoodYear (Люксембург), Мichelin (Франция), Continental (Австрия), Pirelli (Германия) и другие.
Значит что-то можем.
И если даже МАЗ или МТЗ через 15-20 лет в итоге превратится в мелочь типа польского Autosun, у нас хотя бы будет целое сообщество компаний, которые будут заниматься выпуском компонент для мировых производителей, то есть они будут в том числе зависимы и от наших технологий, а не только мы от них. А там может из них вырастет свой ZF или Autoliv.
Если же кто-то не чувствует разницы между отверточным производством и участием в разработке конечного продукта начиная с инженерно-конструкторского этапа, и не понимает, что это дает стране - ну тогда не знаю, помочь ничем не могу.
Я конечно может по молодости горячусь, но мы все же не Болгария и не Румыния. Мы были важной частью мощнейшей в технологическом плане страны, с наработок которой в военке и не только Россия до сих живет, иначе бы кроме нефти и газа давно ничего не осталось. Если бы США развалились на части, никто не обвинял бы Калифорнию, что у них амбиции выше, чем у Западной Вирджинии или Кентуки. Почему мы должны считать себя априори сирыми и убогими? Да, конечно здорово упустили времени и возможностей, но побороться еще можно.