Ну, в общем не важно. Главное, что в 70-ые шла бурная урбанизация белорусских городов как следствие продолжающейся индустриализации.
Городам нужны были рабочие руки. И они их брали, привлекая деревенскую молодежь из белорусских деревень.
А в культуре белорусской деревни подраться на танцах- милое дело.
Но в городах к тому времени уже выросло второе послевоенное поколение чисто городское. Это мое поколение. И оно встречало эту колхозную деревню в Минске в штыки. Дралось с ними. Это теперь я понимаю, что это была такая стихийная форма протеста против массового наплыва деревни на город. Поэтому в нашей среде слыть колхозником считалось позорным. Говорить на мове или с белорусским акцентом считалось позорным. Форма культурного протеста Минска 70-х была в форме демонстративного отказа от белорусского языка, демонстративного отказа, что "мы" и "они" один народ.
- Нет- говорил "мы", рожденные в городе и воспитанные в городской среде. "Мы"- городские. А Вы- "колхозники". И ничего общего "мы" с "вами" иметь не хотим.
И вот эта деревня в конце 70-х затопила все белорусские города в результате советской индустриализации. И в городах стала жить преимущественно вчерашняя деревня. Но городскими жителями, гражданами, эта деревня не стала. И дети их в большинстве случаев тоже не стали. (Смотрим на отзывы на современный Киев. Там те же процессы: селюки приперлись в Киев и засрали его.)
Почему деревня засирает город? (Причем во все эпохи. Смотрите процесс огораживания в Англии.)
1. Тонкий слой горожан оказался размыт сотнями тысяч деревенского плебса, фабрикам потребовались их руки.
2. Этих работяги город переваривал, но не "окультуривал". Потому что социализм СССР не нуждался в окультуривании работяг. А капитализм в Беларуси и до сего дня не сложился. ("Пигмалион" Б. Шоу в Беларуси пока невозможен).
3. Посему большинство белорусских городов до сих пор остались законсервированным резервациями для шариковых. Это социальная опора Лукашенко и его неосоветской бюрократии.
4. Только капитализм отбраковывает материал, обрабатывает человеческий материал, выковывая настоящий рабочий класс, а самых тупых и неактивных, отбраковывая на дно городской жизни, в пауперы, на обочину, на окраину города. Где в Минске "Ист-энд"? Нету. Пока нету. Быдло равномерно рассредоточено по всему городу.
Нет ни престижных районов, нет и "Ист-энда".
" а свой культурный код вы сконструировали исключительно из симулякра местной искусственной псевдо-городской советской идентичности"
Вы сбрендили?
Кто и где сознательно конструирует культурный код во все времена? Тонкий слой интеллигенции, средней и крупной буржуазии в течение веков вырабатывают тот культурный слой, который постепенно определяет развитие всего социума. Где в Минске в 70-х-80-х годах прошлого века был тот слой?
В союзе советских белорусских писателей?
В союзе белорусских художников?
В мастерских научной интеллигенции?
И что они могли выработать под пильным контролем КГБ БССР?
Шаг в сторону и...ты в Сибири, толкуешь сибирским медведям о Пикассо или постмодернистах.
И вот стал трещать СССР в конце 80-х. И на верх социальной и политической жизни полезли в Минске кто?
Полезли дети высокопоставленной коммунистической номенклатуры (Вячорка, Наумчик).
Полезли годами придавленные коммунистической идеологией и контролем КГБ историки, архитекторы, художники, физики. Им хотелось отличаться и противостоять коммунистам. И они избрали мову в качестве отличительного маркера. "
А вот вы угнетали мову, культуру нашего народа, а мы за "возрождение".
И народ частично в Минске и в др. городах повелся. Отсюда многотысячные митинги и многочисленный БНФ.
Но постепенно, под репрессиями, городские поняли, что так можно работу потерять, чарку, а что мова? Да и хрен с ней. Ведь работа важнее за мову.
В итоге мова и БНФ с мовой оказались там, где и суждено было оказаться: город как был так и остался русскоязычным. Вчерашние колхозники в городах здраво рассудили, что мовой сыт не будешь.