Waserdast писал(а):
Если кому интересно, могу дать свои комментарии по статье.
"
В Белоруссии белорусский язык - язык оппозиции. "
Это верно. И на мой взгляд это неправильно. Нельзя политизировать проблему языка в стране. Это неправильно со всех сторон. Это ведет лишь к расколу белорусов. Одно дело политика. Другое дело- восстановление белорусского языка в обществе. Смешение политики и культурной (языковой) проблемы неправильно и привело БНФ к окончательному упадку. Смотрите на Наца. Он же невменяемый как и Вячорка.
Он думает что он прав. Но если бы он был прав, националистов в БНФ было бы много. А их там почти что уже и не осталось толком. Остались одни мальчики у корыта.
"Если и дальше двигаться в обратном направлении, ассоциативная нить грубыми стежками прошьет весь XIX век и уйдет в средневековье, к Великому княжеству Литовскому, которое существовало на этой территории до 1795 года, и к Полоцкому княжеству начала II тысячелетия. Именно от него белорусские оппозиционеры ведут отсчет государственности..."
Не точно, неправильно. Это не белорусские националисты берут свое начало от Полоцкого княжества. Это белорусская историческая наука еще времен БССР в составе СССР установила и подтвердила официально в научных работах и в школьных учебниках для белорусов, что белорусская государственность в Беларуси имеет истоки в Древней Руси, от Полоцкого и прочих княжеств. Так что это научно установленный факт, а не хотелки националистов.
"Винцук Вячорка, филолог, в 90-е годы принимавший активное участие в формировании идеологии национального возрождения,..."
Верно. Но он не идеолог. Он за свою жизнь не написал ни одной идеологической статьи, работы, книги. Он просто популяризатор идеологии белорусского национализма идеологов 19-нач. 20-го века.
"И перестройка тут ни при чем - я еще с 1980-го состоял в организации "Майстроўня" ("Мастерская"), позже - в "Талаке" ("Совместный труд"). Последняя формально была археологическо-архитектурной. . Формально эта организация была археологической, архитектурной, реставрационной. Потом она стала собирать по две тысячи человек на своих заседаниях и стала основой для БНФ. "
Тут правда соседствует с вымыслом.
Что правда: то, что Вячорка, Беляцкий, Ивашкевич и прочие создали первые культурницкие организации в БГУ в нач. 80-х.
Политикой они публично не занимались. Их даже за культуру КГБ и начальство БГУ тогда разогнали. Мой институт напротив БГУ. В году 1984-1985 у нас на истфаке преподы провели специальную беседу о происках белоруского национализма в стенах БГУ. Но даже тогда им не инкриминировали политику. Если бы там была политика. то отец Вячорки, зампред госплана БССР мигом потерял бы партбилет и свою должность. Дело тогда замяли. Ограничились выговорами студентам.
Никогад у них в БГУ в нач. 80-х не было студентов в кружках под 2 тысячи. Это было лишь в 1988-1989гг.
У нас на истфаке подобную деятельность пытался вести студент Г. Саганович. Вокруг него на базе кафедры истории БССР собиралось человек 10-15, не больше. Они пели песни, белорусские. Вели семинар по истории Древней Беларуси во главе с преподавателем Гневко. Я туда не ходил.
"
Вообще, взаимодействие с Прибалтикой было очень тесным: в 87-м году мы делали совместную акцию с латышами - недельный заплыв по Двине в знак протеста против строительства ГЭС. Как ни странно, мы были более открыты, чем латыши. Ночью, разговаривая в палатках за жизнь, мы открыто говорили о том, что надо разобраться с СССР,..."
Гы.

Бред какой-то применительно "разобраться с СССР". Белорусы ни тогда, ни теперь не могут объединить белорусов на основе белорусского этнического, языкового национализма. Смотрите на 2 БНФ и на прочих маргиналов-карликов. За 20 лет они никого не объединили и ничего не добились. Я это предсказывал студенту Г. Сашановичу еще в ...1983 году.
Я говорил ему: вы идиоты, на базе мовы вы белорусов не объедините.

Он не соглашался. Прошло 20 лет. Кто был прав?
"В 84-м году мы прошлись по одному из районов Минска и собрали 2 тысячи подписей под петицией о том, чтобы в районе открылась белорусская школа. В Минске тогда не было ни одной. С этими подписями мы добились того, что открыли школу номер 108 в микрорайоне Слепняка. С нее началось возрождение белорусскоязычного образования."Вполне может быть. НО уже в 1985 год талаковцев из БГУ разогнали. Батька Вячорки получил выговор по партийной линии.
"
До 94-го года демократические механизмы начинали действовать и работать. Возникали механизмы обратной связи, какие-то формы отчетности власти. Когда-то Белоруссия была кандидатом номер один на вступление в ЕС. Наши чиновники ездили туда перенимать опыт. Отмежевание от России было очень мощным: Афганистан, Чернобыль, потом Чечня и все кавказские дела - это отграничило от России простых людей - это чужие войны, мы наших парней туда не пошлем, не надо нам союзов с государством, которое непонятно за что воюет."Так, согласен. Но это отмежевание было у белорусов от государства Россия во главе с Еьциным, а не отмежевание от русского народа и от русского языка в пользу белорусского. Массового отторжения русских ни тогда, ни сейчас нет.
"С точки зрения Вячорки, избрание Лукашенко - это трагическое стечение обстоятельств, которое не дало Белоруссии развиться в национальное европейское государство, наподобие Польши, Литвы или Чехии:
- Ведь наши города когда-то имели Магдебургское право. Вы уж извините, пожалуйста, но за Днепром его не было. Люди помнили и ценили свободу и частную собственность. Например, мой отец, ученый-экономист, до конца жизни вздыхал по отобранному советами дедовскому хуторскому наделу - между прочим, на болоте."Тут сразу видно, что Вячорка невменяемый националист как и наш Нац.
Победа Лукашенко в 1994 было не "
трагическое стечение обстоятельств", а было закономерным результатом русификации и бытия советских белорусов на разломе эпохи: СССР умер, Беларусь национальная еще не родилась.
Никто в массе из белорусов ни тогда, ни сейчас не знает о Магдебургском праве их предков. Люди в массе не знали уже что такое частная собственность и тем более свобода. 200 лет в составе России это вам не шутка. Тотальное обрусение.
Отец Вячорки был коммунист. И не простой. Номенклатура. Жил в доме рядом с ЦК КПБ. Выбился аж в помощники Машерова. Если бы его отец был свободолюбивым и националистом, фик бы он сделал в 60-70-ые такую карьеру.
Кстати, я с ним общался. Он в отличие от матери Вячорки вполне себе русскоговорящий белорус. Вячорка стал слепым националистом под воздействием своей матери- корректор белорусского языка. Отец у Вячорки не был националистом-фанатиком. Вполне себе здравомыслящий дядька.
"В 1991-м году сотни тысяч на площадях требовали сначала экономического, а потом и политического суверенитета. Под бело-красно-белыми флагами. "Вранье. Один раз вышли 100 000 и то в основном с экономическими требованиями.
"В 1992 году люди, которые оставались во властных коридорах или только попали в них, утопили инициативу БНФ о досрочных выборах – хотя было легко собрано полмиллиона законных подписей. "Так. И у БНФ оказалась кишка тонка вывести хотя бы 100 000 белорусов в Минске в порядке протеста. Струсили националисты. Это четко поняли тогда коммунисты.
"Шанс на быструю десоветизацию и реформы был упущен, демократически настроенных людей во власти так и не было, продолжалась консервация системы, расцвела открытая коррупция. Началось разочарование – питательная среда для демагога и популиста. И приходит спаситель – на листовке того времени он краснолицый, словно только что из бани; усатый, с неподражаемым языком. И в Польше, и на Украине на выборах были подобные фигуры, но они не проходили."Так. Проигрыш националистов начался еще в 1992 году. Все верно.
"Иначе объясняет политическую нереализованность белорусского национализма проправительственный политолог Юрий Шевцов. С его точки зрения, вся логика развития этой страны в XX веке не могла не привести к провалу проекта европейского национального государства:
- У белорусского национализма есть своя специфика. Вообще-то это обычный восточноевропейский национализм - с тезисом о том, язык превыше всего, своеобразным пониманием истории, русофобией и стремлением двигаться на запад.Так, согласен.
"Но в Белоруссии, в отличие от других восточноевропейских государств, националисты во время Второй мировой войны оказались тотальными коллаборационистами. Они не создали своего варианта вооруженных сил, которые воевали и против коммунистов, и с немцами. У поляков была Армия Крайова, у украинцев - Украинская повстанческая армия, у прибалтов какие-то основания считать себя оккупированными и Советским Союзом, и Германией. У всех что-то было, что позволило не считать коммунистов однозначно моральной силой. А белорусский националист полностью служил немцам. Это - принципиальная особенность белорусского национализма по сравнению со всеми другими национализмами Восточной Европы.Не так. Белорусский коллаборационизм в годы войны ничем принципиально не отличался от русского или прочих коллаборационистов. Белорусские националисты и тогда были слабым движением в Беларуси. Достаточно почитать об этом мемуары белорусского коллаборациониста Шукелойтя (США).
"Вторая проблема - что белорусские националисты, будучи антикоммунистами, не воспринимали весь послевоенный опыт Белоруссии. Они были нацелены на мелкую частную собственность, на то, чтобы поделить все колхозы и закрыть крупные предприятия как нерентабельные. Это уже задевало интересы масс населения. "В принципе так. Я ж говорю: они были неадекватные политики и ваще фанатики. Смотрите на нашего Наца: он же маловменяемый фанатик.

А фанатики к власти не приходят.

Нужны массы сподвижников. А сподвижников вокруг себя они собрать не могут по причине слабости национального сознания белорусов.
Кроме того, в большинстве восточноевропейских стран в межвоенное время была "националистическая" государственность. К моменту прихода СССР точка бифуркации в этих странах была пройдена, на базе языковой общности и общности мифологии возникли особые народы-нации. А в Белоруссии этого не было: в межвоенное время белорусы были в основном настроены прокоммунистически. Опереться после распада СССР на белорусский национализм здесь было невозможно.Да. Согласен.
Белорусский национализм глубоко маргинален. Эти люди воспринимаются как фанатики или ролевики, специфическая культурная секта. Это тупиковая, полусухая ветвь национальной культуры. Для большинства населения они как бы чужие. Полностью согласен.
Белорусский национализм в лице наших сьвядомых - это тупиковое направление идеологической и политической борьбы за модернизацию Беларуси. Я это понял и когда уходил из БНФ в 2001-м сказал им, что они закончат свои дни в катакомбах как маловлиятельная и полностью маргинальная секта. Черех 7 лет в своей работе "
Вяликая здрада" к этим же выводам пришел философ
Акудович:
белорусские националисты никогда не придут к власти. Беларусь никогда не будет полностью белорусскоязычной или русскоязычной. Никогад не будет целиком православной или целиком католической.
А наши националисты? Ну, они просто...идиоты.

Утописты-фанатики.
Плюс - они всегда опираются на кого-то вовне, будь то немцы во время Второй Мировой войны или внешняя поддержка Запада сейчас. Это раздражает всех, у кого нормальное представление о жизни и строительстве национального государства. А в последние годы они прикоснулись к деньгам за профессиональную антигосударственную деятельность и стали своего рода бизнес-сословием. Добавился экономический интерес, который у них сейчас вовсе не подразумевает свержения Лукашенко.Так и есть.
Парадокс в том, что иной концепции "самосвядомости", чем изложенной в учебниках истории 90-х, белорусское общество сейчас предложить не может. И эта концепция всплывает каждый раз во время публичных протестов. Вроде люди недовольны повышением цен на бензин - а на самом деле в душе "маргинальная" тоска по нереализованным шансам 90-х, Великому княжеству Литовскому и Магдебургскому праву.Так. Болтаемся как дерьмо в проруби. Мы не русские. но и на базе этнического и языкового белорусскоязычного национализма мы единую идентичность, менталитет не получим.

Как по мне, так необходим некий синтез. Некий третий путь. Я для себя его определяю как
гражданский национализм. Не белорусский, не антибелорусский, ни за, ни против мовы, а за гражданскость.
Гражданский белорусский (литвинский) национализм.
Ну, Нац все равно не поймет, а фанатик Вячорка не примет.

Ну и фик с ними. Они уже отработанный историей материал. Они проиграли.
Лузеры.
