ABC-13 писал(а):
Идея СЭЗ хорошо работает, когда их относительно мало.
Не очевидно. Давайте разбираться.
Привлекательность СЭЗ - это различные льготы, дешевая инфраструктура, выбор рабочей силы, нормальная логистика. Положим, государство способно обеспечить эти условия в каждой новой зоне. Если мы говорим - "СЭЗ в Барановичах не заработает", значит мы имеем ввиду, что у нас налицо отсутствие или очень малое количество желающих открыть там предприятие, а следовательно убыточность проекта из-за неокупаемых затрат на создание инфраструктуры. Правильно? Причины по которым инвесторов нет, может быть две. Первая - их нет вообще, зарубежные вкладывать в страну не хотят, а свои предпочитают вкладывать деньги зарубежом. Очевидно, это не проблема конкретной СЭЗ, а проблема страны в целом (и касается существующих СЭЗ в той же степени, что и новых). Значит к делу не относится. Новые СЭЗ создадут новые возможности - это тот максимум, который они могут в данном случае выполнить.
Второй вариант - инвесторов хватает, но есть сильная внутренняя конкуренция за новые предприятия между регионами страны. Тут уже нужно смотреть, что может предложить каждая сторона.
Безусловно, на стороне существующих - готовая инфраструктура, большой город под боком с уже понаехавшей квалифицированной рабочей силой, опытная администрация. Но отсюда же минусы - самые лучшие уже трудоустроены, и сманить их можно только лучшими условиями труда (расходы), козырные участки разобраны, нужно будет двигать существующие компании по складам и логистике (расходы), администрации уже в целом пофигу, 100 резидентов в зоне, или 101 (расходы и нервы).
Новая СЭЗ дает сразу одно глобальное преимущество - огромный рынок рабочей силы, часть которой прямо сидит без работы, вторая хочет ее сменить, так как регионы не избалованы высокорентабельными предприятиями, а значит не могут предложить достойный уровень оплаты. Есть еще один неявный плюс - из регионов много едут на заработки, и это не обязательно чернорабочие - есть масса квалифицированных людей, которые в той же России набрались значительного опыта, заработали денег, обеспечив в целом себя и детей квартирами-машинами, и теперь не против жить в свои 40+ нормальной семейной жизнью. Есть и те, кто уехал просто от отчаяния, так как работы тупо нет, и с удовольствием поменяют тесные вагончики, дрянную еду, отсутствие жены и детей под боком и перспективу собрать букет болезней (от язвы желудка до проломленной бандитами головы) еще до пенсии на приятную недолгую автомобильную поездку 5 раз в неделю, пусть и за меньшие деньги.
Второе - создавая проекты с нуля, для каждой СЭЗ можно заранее подобрать хотя бы частичную специализацию в зависимости от специализации рабочей силы, уже существующих предприятий, наличных природных ресурсов и так далее. И под эту специализацию эту СЭЗ затачивать. Предлагаю брамчанам подумать, какие поветовые центры для чего лучше подходят. Понятно, что ограничивать при этом резидентов
только выбранной специализацией не имеет смысла.
ABC-13 писал(а):
- объявления мало - нужна готовая инфраструктура, хотя бы в главном, мелким и средн фирмам свою развивать нет смысла,
- Многие фирмы предпочитают "медвежьи углы" с хорошим сообщением - там даже средняя фирма - крупный налогоплательщик, всё дешевле, проще выбивать льготы итд
Конечно. Алгоритм может быть примерно следующий (полагаем, что реформа АТД проведена или в процессе):
1) Разрабатывается законодательная база (с учетом опыта существующих СЭЗ и нового АТД) на республиканском уровне и выделяется первоначальное финансирование
2) На уровне каждого повета создается администрация СЭЗ с подчинением непосредственно главе повета
3) Создается единая мультиязычная информационная инфраструктура (ИИ), объединяющая все СЭЗ плюс ПВТ с одним общим порталом и отдельными подпорталами на каждый СЭЗ, которые содержат основную информацию по будущим аспектам регистрации и работы.
4) Объявляется период, скажем год, для приема заявок и формирования первоначального пула резидентов.
5) Администрация в связке с входящими в повет муниципалитетами собирает полные данные и создает базы данных по существующи материальным ресурсам (оценка всех фондов, в первую очередь в поветовом центре, неиспользуемой (либо доступной для дешевого приобретения) техники, оборудования и так далее) и по рабочей силе (количество, специализация, текущий статус и место работы (включая тех, кто на заработках), готовность поменять работу и возможные направления смены специализации, наличие личного транспорта). База становится интегральной частью ИИ, потенциальным инвесторам доступна основная статистическая информация, резидентам - вплоть от конкретных условий приобретения материальных ценностей до контактной информации желающих найти работу в СЭЗ
6) На основе ИИ так же создаются платформы для облегченной операционной деятельности предприятий (электронные средства ведения бухгалтерии, налогового учета, система для размещение предложений либо тендеров и заказов на услуги, поставку материалов другими резидентами СЭЗ или внешними фирмами, банки идей и технологий, системы поиска соинвесторов, готовые средства для создания своих порталов в ИИ каждым резидентом (включая резидентов ПВТ, которые смогут предоставлять остальным СЭЗ свои услуги в этой области) и тп.
7) Параллельно выделяется участок и начинается строительство основной инфраструктуры (дороги, включая подсоединение к сети магистралей, если нету, вода, тепловые и электросети и тп)
8) С банками государство за плюшки договаривается о дешевых кредитных линиях для будущих резидентов под свои гарантии (ну или просто дает указание одному из госбанков)
9) В идеале для каждого СЭЗ формируется инновационный фонд. Еще лучше, если бы получилось привлечь венчурные инвестиции (тогда можно было бы говорить о распределенном стартап-парке для промышленных предприятий, но если думать в эту сторону, нужно еще много чего, включая в первую очередь наличие инноваторов в регионах, с чем скорее всего, голяк)
10) Существующие СЭЗ адаптируют в общую экосистему
11) Проводятся презентационные мероприятия за рубежом и внутри страны
12) Если проект нормально заработает, можно будет как минимум в ИИ подключать крупные предприятия, в виде групп, с формированных по отраслевому или территориальному признаку. Например сформировать экстерриториальный автомобилестроительный кластер.
Типа того. В моем понимании, это больше единая сеть из промышленных парков, чем просто набор из СЭЗов в каждом поветовом центре.
Параллельно нужно заниматься сетью автомобильных дорог, приводить в порядок аэропорты, наладить тот же энтерпорт на базе Минск-2, развивать логистику. Я не говорю уже о более глобальных вещах, которые тянет за собой АТД. Но это отдельные проекты, необходимые, впрочем, для реализации этого.
ABC-13 писал(а):
это же может быть и большим минусом - проверено жизнью
С логистикой - согласен, но по большому счету, что два, что двадцать км по хорошей дороге - не большая разница.
Основная идея - не переть грузовой транспорт и рабочую силу через большой город с его траффиком, авариями, заторами и светофорами.
Что касается начальства - речь конечно о поветовом начальстве после АТД. Почему в новой системе будут предпосылки более эффективного исполнения обязанностей, писал выше. Чиновник есть чиновник, в любой системе он найдет как испорить жизнь, но минимизировать ущерб можно.
ABC-13 писал(а):
Эк вы оптимист - зимой в темноте в 7 утра 100 км/час.

Более реально - 50 км "от двери до двери" - ок часа.
Слишком оптимистично.
А теперь данные журнала "За рулем" о стоимости км пробега на нескольких автомобилях:
Мицубиси лансер 9 — 3,98руб/км
Хюндай ай30 — 4,49руб/км
Фиат албеа — 4,84руб/км
Рено логан (дорестайл) — 4,94руб/км
Чери фора (мейд ин автотор) — 5,66руб/км Проверено - если считать всё (в том числе и штрафы

), то при пробеге 20 тыс км в год - порядка 20...30 центов/км.
Кроме того, постоянная загрузка машины 4 чел - тоже нереально, в среднем скорее будет 2,5 чел.
Так что расход на транспорт - порядка 400 дол/мес или 150...200 дол/месяц
на человека.[/color]
Проблема и большая - при ЗП 500 дол/мес на своей машине не наездишься по 50 км до работы, так что или автобус или платить на 100-200 дол больше. Или будут ездить только те кто рядом живет, что гробит саму идею.
Короче - инфраструктура, инфраструктура и ещё раз инфраструктура.

Российские подсчеты меня как-то не особо колышут, там ОСАГО дороже и транспортный налог. Плюс расчет скорее всего на новый авто с гарантией, а значит обслуживание на официальных СТО. Я же не в вакууме живу, пан ABC-13, и сам водитель, и знаю на чем ездит народ. Может минчане и увлекаются джипами, но у нас тут в глубинке все попроще))) И дизель находится дешевле, чем на заправке, и на СТО/магазинах запчастей все друг друга знают, делают скидки да и вообще берут недорого, и страховка как в городах до 50 тыс. сильно дешевле, и аварийность меньше, кто с головой ездит, да и ГАИ знакомое все, не зверствует))) Не знаю даже, как вы на 200 тыщ за сто км вышли.
Скооперироваться вообще не проблема, все друг друга знают. Скорее как бы народ в минивенах/бусах по 7-8 человек не ездил. Да и бизнес такой маршрутчики местные наладят с удовольствием. Поэтому не могу принять аргументы, извините.
Насчет времени - откуда час? Ездят в основном 95-105 км/ч. Выезд из малого города - это 2 минуты. Конечная точка - транспортное кольцо, то есть только трасса. Обратный путь, если кто-то на работе задерживается, может страдать, это да. Но тут уже речь об организации работы в парках. Начало рабочего дня целесообразно делать в 8.30-9.00, чтобы можно было отправить детей в детсадики/школы и спокойно ехать на работу. Аналогично, согласовывать окончание, и придерживаться рамок.
Собственно, в Москве в пробках стоят туда обратно по 2-3 часа иногда, чтобы доехать в Одинцово какое. На Западе тоже ездить из пригорода на работу норма. Поэтому даже если иногда (плохая погода или еще что) получится час, это приемлимо.