SD писал(а):
Все так. И для подпитки процесса нужно монетизировать советские нереформируемые активы.
А неизбежна ли утилизация на 100%? Если исходить из того факта, что на новом технологическом укладе именно малые и средние бизнесы начнут играть первую скрипку в инновациях и будут уделывать крупные компании в мобильности и гибкости, пересаживая таким образом последних на свои технологии (а это уже происходит), то наши крупные заводы вполне могут стать источником таких небольших предприятий. Там, где еще есть свои современные технологии и техпроцессы, и главное, светлые головы, нужно постараться, чтобы они развивались и дальше, если даже "материнские" предприятия в итоге уйдут в историю.
Можно подумать над следующим подходом: все интересные производства на крупных предприятиях выводить в отдельные компании и акционировать их. Большую часть акций на правах концессии передавать руководителям и инженерам, которые и тянут это направление на производстве, с правом выкупа через энное количество лет при условии выполнения некоторых условий. Во-первых, это решает вопрос денежных интересов директората - долю от крупного предприятия им все равно не видать, как своих ушей. Во-вторых, вряд ли можно найти более эффективного собственника, чем люди которые уже проработали на этом месте немало лет и не дали ему деградировать. Государство при этом обеспечивает новое предприятие тем же уровнем заказов, что оно получило бы оставаясь частью родительского предприятия, а в ответ имеет льготные условия приобретения продукции. Если новые владельцы смогут найти еще заказы, или придумать какой-то свой продукт - это чисто их деньги. Само родительское предприятие (точнее, то, что осталось) - на IPO для оценки.
Что этим достигается:
1) Все самое ценное уводится из загребущих рук русских, так как родительские предприятия превращаются суть в сборочные. Наши восточные друзья скорее всего потеряют интерес, так как те останутся без актуальных технологий, но при этом будут связаны долгосрочными контрактами.
2) Создаем базу для развития среды из небольших инжиниринговых фирм с нормальным технологическим уровнем и толковыми людьми у руля, в которую затем смогут вливаться и компании со стороны.
3) У этих людей совершенно иной уровень мотивации, ибо работают не за з/п, а за долю в прибыли.
4) Если такие фирмы создают более конкурентоспособную технологию/продукт, выигрывает и родительская компания, которая имеет приоритетный доступ к этим технологиям плюс форсируется внедрение ИКТ на предприятиях для налаживания эффективного взаимодействия между ними.
5) Такие фирмы, при условии выхода на полноценный рынок (то есть нахождение работы помимо гарантированных государством заказов) могут заработать, а значит и уплатить налогов, в сумме больше, чем родительское предприятие.
6) Эти фирмы недоступны для скупки по одной, ибо находятся в частно-государственном концессионном лимбе.
7) Государство обходится без приватизации и сохраняет в обозримом будущем контроль над предприятиями.
8) Хозяйственный актив тоже получает свою долю и включается в игру по полной с активным отстаиванием соблюдения правил и недопущением чужаков на поляну.
9) Включается в бизнес корпус ИТР.
10) Родительские предприятия после IPO тоже будут вынуждены играть по мировым правилам, что дополнительно хорошо скажется в том числе и на их подрядчиках.
11) Какие-никакие деньги от IPO, которые можно вложить в новые точки роста.
12) Дается толчок для развития условий ведения бизнеса и экономики в целом, отрабатывается схема создания среды, пригодной для жизни на новом технологическом укладе.
Может, конечно, у меня просто на ночь глядя фантазия разыгралась.
С другой стороны, реальная перспектива у власти - остаться вообще без предприятий.
