Oneiros писал(а):
... В сети ... команда к реорганизации не нужна, более того, невозможна - некому командовать, в результате чего адаптация происходит как только к ней возникают предпосылки, по потребности.
Не будем далеко ходить. Общественные инициативы в Беларуси (старый анализ, но,на мой взгляд, подходит):
http://cet.eurobelarus.info/ru/news/201 ... _2356.html

Основные недостатки гражданских инициатив
отсутствие внятного управления, дисбаланс в соразмерности целей и ресурсов (выдвижение изначально недостижимых или размытых целей, не обеспеченных ресурсами); отсутствие критериев, свидетельствующих об эффективности инициативы; слабая информированность общественности (особенно не читающей негосударственные издания); слабое информирование о результатах кампаний (в большинстве случаев не проводится подведение итогов, а результаты экспертиз недоступны в широком доступе); отсутствие информационной и аналитической обеспеченности; малое разнообразие способов участия для отдельных групп либо в целом; закрытость; малое количество "неполитизированных" активистов; недостаток либо перегруженность координаторов инициатив; отсутствие внимания к инициативам у нейтральной либо государственной прессы; политическая ангажированность; недостаточный территориальный масштаб (малое привлечение к кампаниям национальной значимости активистов в регионах, за исключением РЧСС и "Стоп бензина"); отсутствие систематического мониторинга активности в своей сфере (и как следствие, наличия информации об инициативах "снизу"); недоверие к властям любого уровня и неготовность не только идти на сотрудничество, но даже использовать легальные возможности защиты своих интересов; неспособность договориться со схожими инициативами для повышения эффективности общего дела; недостаток использования символических ресурсов (известных людей, брендов), в том числе, известных среди неполитизированной общественности; отсутствие либо малое количество новых авторитетов в своей сфере активности; лидеры "снизу" лишены информационной поддержки; выдвижение спонтанных инициатив, ход проведения которых не контролируется; недостаток стратегического планирования; недоверие к гражданским инициативам со стороны части граждан из-за их ассоциирования с политической оппозицией и желания "отмежеваться" из страха перед возможными репрессиями (высокий уровень страха в обществе можно было отчетливо наблюдать сразу после массового подавления РЧСС - на последующие акции выходило все меньше и меньше людей); отсутствие либо недостаточно систематизированная либо закрытая от общественности отчетность о результатах гражданских инициатив; попытки влияния на внутренние проблемы преимущественно привлечением внимания внешних субъектов; низкое качество информационного материала (в случае кампаний, связанных с распространением информации), не адаптированного под целевую аудиторию.

Основные положительные черты гражданских инициатив
Основные положительные черты гражданских инициатив за данный период могут быть выделены на контрасте с отрицательными чертами (недостатками), однако есть и те, которые стоит подчеркнуть особенно по результатам исследования эмпирического материала: широкое информационное освещение (отдельно стоит выделить активную роль российских СМИ в освещении социально-экономического кризиса и последовавших за ним акций в период с мая по июль); готовность к диалогу с представителями власти и лидерами гражданских инициатив схожего порядка (продемонстрированное, в частности, РЧСС с призывом к общественным и политическим лидерам по созданию некого общего комитета по протестам); широкое использование возможностей существующего законодательства; использование интеллектуальных ресурсов (проведение качественной экспертизы государственных и бизнес-проектов, законопроектов, разработка законопроектов и документации); использование символических ресурсов (привлечение к инициативам третьего сектора известных как в оппозиционных, так и в лояльных власти кругах людей - Андрей Ким с Pashtouka.org); привлечение к освещению инициатив и подымаемых ими проблем государственных изданий; постановка четких целей, соразмерность целей и ресурсов; разработка и использование качественной рекламы (в разных формах), ярких слоганов; публикация систематических отчетов о ходе реализации инициативы либо результатов общественного мониторинга той или иной проблемы ("За авто!"); сплоченность активистов и эффективное командное взаимодействие (РЧСС); разработка "дорожных карт"; решение общественных проблем с использованием ресурсов и возможностей граждан (без привлечения "обусловленного" финансирования – "Ангелы-хранители", Help.roh-roh.net); сетевой принцип организации и распространения информации, использование социальных сетей (РЧСС, "Стоп-бензин", ролики на YouTube); доступность для участия каждого и малая необходимость в ресурсах; графическая визуализация инициативы (символика, майки, флаги - "Стоп-бензин", ШОС, "Ты живешь не по средствам!").
Итак, ошибусь ли я, если скажу, что главными отличиями неудачных сетевых инициатив от удачных являются:
1. Отсутствие внятного управления.
2. Отсутствие соразмерного ресурсообеспечения, в первую очередь, финансового.
Т.е. отсутствие организующего начала.
Или я ошибаюсь, когда говорю, что обладатель того или иного ресурса так или иначе но организует/управляет активностью "своего" участка сети (связанных с ним узлов, не обладающих подобными ресурсами, но нуждающимися в них)?
С чем совпадает жизненный цикл сетевой активности? Пожалуй, с притоком внешних ресурсов (в широком смысле этого слова), или с перетоком (обменом) внутренних ресурсов, т.е. с влиянием организующего начала (внутрисетевой обмен также нуждается в регулировании - пусть даже это неписаные правила, но у правил тоже есть иерархия

и их кто-то устанавливает).
Почему оппозиция и "гражданское общество" (сетевые структуры, ага) слаба?
Потому что,на мой взгляд, с бОльшего перекрыты каналы притока ресурсов ( и не только финансов, но и новых людей, новых идей).
Где признаки адаптации?
Или это и есть адаптация к воздействию жесткой иерархии режима? Т.е. сеть есть. Но существует в рамках ограничений, установленных иерархией.