Я как всегда не в тему...
Миссия, цель и задачи предприятия
- идеалы представляют собой ориентиры, которые организация вряд ли может иметь в обозримом периоде времени, к которым она может только приблизиться;
- цели — это наиболее общие ориентиры деятельности фирмы, которые могут быть достигнуты в обозримом периоде; цели могут быть достигнуты полностью или в значительной части;
- задачи представляют собой конкретные ориентиры, которые могут быть оценены количественно и допускают установление формы и времени выполнения задания. С идеалами фирмы соотносится видение — своего рода философия бизнеса, обосновывающая существование фирмы. Это не цель, а общее ощущение, которое должно определять деятельность фирмы и ее сотрудников.
Видение представляет собой идеальную картину будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. В качестве примера можно привести видение известного производителя персональных компьютеров компании «Эппл»: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество». Не менее простое видение и у компании Диснея: «Делать людей счастливыми».
Видение как особый способ формулировки «смысла жизни» организации приобретает все большую популярность. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, видение создает перспективу в деятельности организации; служит своего рода обрамлением, связывающим между собой отдельные цели фирмы.
Какие бы конкретные цели ни ставила перед собой организация, как бы они ни менялись по мере того, как достигаются ранее поставленные цели, видение придает существованию организации «сверхсмысл», ощущение непрерывности ее существования. То, что видение обычно отражает недостижимую цель, оказывается его преимуществом, поскольку благодаря этому оно становится ориентиром, задающим более широкую перспективу, не ограниченную текущими потребностями.
Во-вторых, видение обычно не содержит указания на желание получить прибыль, а потому оно оказывается способным объединить индивидуальные идеалы всех участников организации, ценности общества, разделяемые сотрудниками, партнерами и клиентами, интегрировать ценности организации в ценностную систему общества. По этой причине видение оказывается прекрасным средством мотивации работников фирм.
Чтобы ответить на вопросы, касающиеся конкретных действий организации по достижению стоящих перед ней целей, исследователи предложили такие понятия, как «миссия организации», «стратегические цели», «задачи» и «конкретные задания». Эти понятия предполагают движение от наиболее общих формулировок, представленных миссией, к конкретным формулировкам. Такое движение в менеджменте называют «декомпозицией миссии».
Миссия — это основная цель, которую стремится достигнуть организация. Необходимо помнить, что формулировка миссии — это открытый документ, который рассчитан не только на работников организации, но и на клиентов — как старых, так и потенциальных. В качестве примера хорошо сформулированной миссии можно привести миссию «Apple*: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».
Существует мнение, что формулировка миссии должна включать около десятка элементов, конкретизирующих положение организации относительно внешней среды (они представлены в таблице 10). Впрочем, значительная часть исследователей и практиков придерживаются точки зрения, что миссия организации должна быть сформулирована в одной фразе (по крайней мере, это очень желательно). Такой подход совершенно оправдан: чем проще будет формулировка миссии, тем проще будет согласовывать с ней свое поведение, тем лучше она будет понята работниками и клиентами.
Однако это не означает, что о перечисленных выше элементах следует забыть: емкая формулировка может быть предложена лишь в том случае, если все указанные детали будут в достаточной степени продуманными. В процессе формулировки миссии необходимо постоянно проверять, соответствует ли она тем обязательствам перед обществом и работниками, которые организация берет на себя, системе ценностей организации, ее особенностям по отношению к конкурентам и т. д., и нет ли противоречий между ними и миссией. Хорошо сформулированная миссия если и не включает все эти элементы, то, по крайней мере, позволяет восстановить их при помощи логических заключений.
Хорошо сформулированная миссия содержит целый рыд компонентов:
1. Указание на клиентов: миссия организации не может быть определена, если остается неясным, на кого рассчитаны производимые ею товары или предоставляемые ею услуги.
2. Указание на продукты и/или услуги, с которыми связана деятельность организации.
3. Указание на рынок, на который ориентируется организация.
4. Указание на политику организации в области новых технологий.
5. Указание на систему ценностей организации, этические принципы ее деятельности.
6. Указания на преимущества организации по сравнению с ее конкурентами.
7. Указание на обязательства перед обществом, которые организация берет на себя.
8. Указания на обязательства перед работниками, которые берет на себя организация.
Миссия определяет направление движения организации, а частные цели обязательно ей подчиняются. От того, насколько хорошо сформулирована миссия организации, зависит то, насколько эффективной будет ее деятельность. Наличие миссии помогает сориентироваться в ситуации и определить, что соответствует ее интересам, а что идет вразрез с ними. Рассмотрим еще один пример. Допустим, что создаваемый вуз может определить свою миссию как подготовку высококлассных специалистов. Такая формулировка миссии абстрактна, однако она очень четко определяет результат, к которому вуз будет стремиться. И что очень важно, этот результат вполне нагляден, всегда можно понять, достигнут он или нет.
Стратегические цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремится. И действительно, миссия обычно слишком абстрактна, а потому требует конкретизации в виде ряда стратегических целей. Чем лучше и яснее будут сформулированы цели, тем проще их достигнуть, потому что в этом случае будет ясно, к чему надо стремиться.
Например, сторонники нейролингвистиче-ского программирования полагают, что люди обычно не могут удовлетворить свои желания потому, что не знают точно, чего они хотят. Если же результат можно представить себе в виде картинки или ощущения, то тогда в любом случае будет ясно, достигнут он или не достигнут. Стратегические цели можно рассматривать как способ конкретизации миссии фирмы: когда они достигнуты, можно утверждать, что воплощена и миссия фирмы. Как правило, количество стратегических целей не превышает 10.
Примером хорошей формулировки стратегической цели может быть следующая: «повысить доходы от деятельности с 10% до 20%». Формулировка «повысить доходы» не совсем удачна, поскольку она не ставит конкретной цели: повышением доходов является изменение показателей и на 1%, и на 50%. Естественно, в этом случае у каждого будут свои представления о достижении поставленной цели.
Хорошо сформулированная цель должна обладать рядом характеристик:
1) она должна быть конкретной. Только достаточно конкретная цель устанавливает хорошую репрезентацию того состояния, к которому стремится организация. Если цель не конкретна, то между людьми, стремящимися к ее достижению, могут возникнуть разногласия по поводу того, в чем именно заключается сущность желаемого состояния;
2) разработка целей организации должна начинаться с определения долгосрочных, более общих целей, частные цели («задачи») следует определять после того, как основная цель была сформулирована;
3) цели не должны превышать возможности организации, то есть должны быть достижимыми из исходного состояния. Это означает, что организация обладает всеми необходимыми для этого ресурсами, а во внешней среде нет факторов, влияние которых невозможно преодолеть;
4) наконец, цели должны быть согласованными. Это означает, что одна цель не должна вступать в противоречия с другими целями, а тем более препятствовать их достижению.
Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда цель не может быть достигнута из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов. Если цель даже в этом случае является важной, необходимо решить, что можно сделать, чтобы получить нужные для достижения цели ресурсы. Если это возможно, приобретение ресурсов, необходимых для более отдаленной цели, следует сформулировать как задачу организации.
При формулировке стратегических целей необходимо определить, благодаря чему может быть выполнена миссия организации. Если обратиться к нашему примеру, то качество образования зависит от целого ряда факторов:
- от отражения в читаемых курсах современного состояния науки и практики;
- от наличия профессионального преподавательского состава;
- от наличия современного оборудования и других . средств обучения;
- от предоставления студентам возможности опробовать свои знания на практике. Эти факторы и являются стратегическими целями. Конечно, они нуждаются в переформулировке, поскольку стратегия предполагает ответ на вопрос, что должно быть сделано.
Поэтому стратегическими в нашем примере будут следующие цели:
1) подготовка курсов, отражающих современное состояние науки и практики; . 2) обеспечение высокого профессионального уровня преподавательского состава;
3) обеспечение процесса преподавания всеми необходимыми современными средствами обучения;
4) обеспечение производственной практики для студентов.
Цели фирмы можно разделить на экономические и неэкономические.Экономические цели организации выражаются в показателях хозяйственной деятельности и могут быть разделены на количественные и качественные. Их необходимость очевидна, поскольку существование любой фирмы направлено на достижение экономических целей.
Неэкономические цели менее очевидны, однако ни одна организация не может забывать о необходимости неэкономических целей. Любая фирма — это не только деловая структура, основной целью которой является извлечение прибыли, это одновременно и сообщество людей, которые имеют обычные человеческие потребности. К не-, экономическим относятся любые социальные цели.
Нередко неэкономические цели вступают в противоречие с ожиданиями некоторых компонентов внешней или внутренней среды организации. Так, примером неэкономической цели может служить переоборудование цехов с целью улучшения условий труда. Эта цель вряд ли будет отражать интересы акционеров, которые заинтересованы в первую очередь в краткосрочной прибыли.
Как экономические, так и неэкономические цели подразделяются на краткосрочные (год или менее), среднесрочные (от одного, до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содерясание и указывают на то, какая цель должна быть достигнута, как скоро это должно произойти и кто именно должен выполнить эту задачу.
Чем более долгосрочными являются цели, тем в большей степени они приближаются к миссии. Это выражается, в частности, в том, что долгосрочные цели не имеют четко выраженных количественных характеристик.
Деятельность организации отличается огромным разнообразием. По этой причине перед организацией обычно стоит не одна-единственная цель, а целая совокупность целей. Для большей простоты было выделено восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:
¦ положение на рынке, позиция по отношению к конкурентам, успех в показателях конкурентоспособности;
- инновации, новые способы ведения бизнеса (производство новых товаров, освоение новых рынков, новых технологий, использование новых методов организации производства);
в производительность, взаимосвязь между результатами хозяйствования и ресурсами, которые необходимы для достижения этих результатов; в данном случае основная цель — достичь максимальных результатов при минимальных затратах;
- оценка имеющихся ресурсов (экономических ресурсов, оборудования, наличности) и ресурсов, которые необходимы для дальнейшего развития;
- доходность и ее необходимый количественный уровень;
- управление;
-персонал, его трудовые функции и отношение к работе, мотивация персонала (более высокая зарплата, лучшие условия труда, возможности роста профессионального развития работников и т.д.);
- социальная ответственность, ответственность бизнеса перед обществом, его обязательства перед ним, связанные с реализацией общественных ценностей, обеспечением экологической безопасности и т. д.
Задачи представляют собой еще большую конкретизацию миссии фирмы. Цели указывают лишь желательное состояние, к которому стремится организация, тогда как задачи указывают на то, каким образом эти цели могут быть достигнуты.
Иногда в слово «задача» вкладывают иной смысл. В этом случае задача рассматривается как цель, которая должна быть достигнута к определенному моменту в будущем (то есть задача — это еще больше конкретизированная цель). Как правило, задача предполагает такую формулировку, которая позволяет осуществлять количественный контроль.
Необходимо иметь в виду, что понимаемая таким образом задача предписывается не работнику, а должности. Управление и организационные структуры, особенно в большой организации, должны действовать бесперебойно.
Именно по этой причине вырабатываются типичные требования к человеку, занимающему определенную должность. Если бы этого не было, то увольнение работника привело бы к необратимым последствиям. Типичность задач, приписываемых должности, позволяет организации спокойно пережить замену одного работника другим.
В частности, такая цель, как обеспечение высокого профессионального уровня преподавателей может быть
95
разделена на ряд задач, решение которых будет обозначать достижение данной цели:
¦ привлечение компетентных преподавателей; и обеспечение высокой заработной платы, которая позволила бы преподавателям выполнять свои функции, не беспокоясь о дополнительном заработке; ш помощь преподавателям в повышении квалификации (приобретение научной и методической литературы, участие в конференциях, командировки, практика в ведущих вузах страны и т. д.). Как видно, одна стратегическая цель в нашем примере разделяется на несколько задач. Это совершенно естественно, так как задачи указывают на то, каким образом следует достигать стратегических целей, что нужно делать для того, чтобы они были достигнуты. Если стратегические цели конкретизируют то состояние, к которому организация стремится, то задачи уже являются указаниями к действию.
Конкретные задания — это совокупность частных целей, результат еще большей (максимальной) конкретизации миссии фирмы. Если задачи лишь могут включать в свой состав количественные показатели, то конкретные задания должны их включать обязательно. Дело в том, что движение организации к основной цели должно эффективно и точно оцениваться на основании контроля за выполнением конкретных заданий. Другими словами, выполнение всех конкретных заданий в том виде, в котором они были изначально сформулированы, являются доказательством того, что миссия фирмы выполнена.
Конкретные задания обычно предполагают указания на срок, в течение которого они должны быть выполнены. Как правило, формулировка конкретных заданий опирается на анализ задач, которые стоят перед организацией. Конкретных заданий может быть на порядок больше, чем стратегических целей и даже задач. Это не случайно, поскольку любая задача предполагает совершение множества действий, и чем лучше они будут конкретизированы, тем более эффективной будет деятельность организации.
Миссия: Стать страной-лидером в мировом масштабе.
Цель 3: ...
Задача 3.1: ...