Если кто не в курсе, там нашему кинематографу хотят совсем перестать давать дышать, просят поддержать.
Друзья! Кинематографисты, зрители, люди доброй воли! Вот такое обращение и анализ ситуации готовится сейчас профессионалами кино "наверх", активно собираются подписи. Огромная просьба, присоединяйтесь в комментах тут в фэйсе и те, кто уже подписался вживую и те, кто хотел бы это сделать. Этот адский трэш по уничтожению национального кино нужно остановить всем миром.
Коллективное обращение кинематографистов Беларуси
к Президенту Республики Беларусь
по вопросам изменения законодательства о кинематографии
Одной из основных функций государства является сохранение и развитие национального искусства и культуры. Важность этой миссии трудно переоценить.
Через искусство раскрывается творческий потенциал народа, передается опыт будущим поколениям, создается образ Беларуси в мире. Стремление к созидательному творчеству является природной необходимостью человека и давно закреплено как его неотъемлемое право в высших международных и национальных правовых актах.
О том, как жили наши предшественники мы знаем через архитектуру замковых комплексов, картины, поэмы, романы и книги, а начиная с 20 века и через лучшие образцы белорусского кинематографа. Стихи Богдановича и Купалы, картины Пэна и Шагала, романы Черного и Короткевича, фильмы Пташука и Добролюбова стали для нас неисчерпаемым источником познания нашей страны, духовного наследия нашего народа и источником вдохновения для новых поколений творцов.
Даже в те времена, когда режим власти в стране был далек от современных представлений о демократии, свобода творчества, свобода художника писать, мыслить, творить – не ставилась под сомнение.
С тем большим изумлением кинематографисты узнали о существовании проекта Указа Президента о внесении изменений и дополнений в Указ Президента №567 от 5 декабря 2011 года «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографа». Мало того, что данный проект готовился кулуарно, без консультаций с авторитетными представителями киносообщества, творческими людьми, производителями кино, на наш взгляд он полностью противоречит своему названию и является ничем иным, как диверсией, которая совершается против Вас отдельными чиновниками в предвыборный период. Иначе, как это, мы просто не воспринимаем.
Ни одну из целей, которая декларируется в названии Указа, в этом виде он не выполняет. Более того, в такой редакции Указ будет иметь самые негативные последствия для развития кинопроизводства в Беларуси, значительно ухудшает условия для создания кино, как коммерческого, так и авторского. Он сделает нашу страну менее привлекательной для потенциальных инвесторов и иностранных кинопроизводителей, фактически «убивает» молодое малобюджетное и студенческое кино. Это вызовет огромный негативный международный резонанс. EFA (Европейская Киноакадемия), EDN (Европейская Документальная Сеть, профессиональное объединение европейских документалистов,), AGDOK (Ассоциация немецких документалистов), Гильдия неигрового кино России и многие другие авторитетнейшие международные кино-организации и фестивали уже следят за ситуацией и готовы отреагировать на принятие этого дискриминационного проекта.
Для нас, профессионалов кино, очевидно, что Указ писался теми, кто не понимает специфики создания художественных и документальных фильмов, не знает технологии этого процесса, не учитывает творческие особенности этого вида современного искусства.
В таком виде он невыполним по причинам объективного характера, что будет провоцировать абсолютно нездоровую атмосферу в этом виде искусства, создавать основу для разного рода злоупотреблений, правонарушений и конфликтов, ставить под сомнение многие потенциально талантливые проекты, отпугивать творческих людей, инвесторов, меценатов.
Позвольте изложить Вам аргументы, которые подтверждают эти факты:
Начнем с самого общего тезиса, который записан в Конституции Республики Беларусь и целом ряде международных конвенций и документов, которые стали неотъемлемой частью нашего суверенного законодательства.
Статья 51 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется». Но при этом Указ вводит фактически разрешительно-запретительный порядок творчества в одном конкретном виде национального искусства – кинематографе. Художник даже не может приступить к созданию своего произведения искусства без предварительного разрешения чиновника Министерства культуры. Творчество без разрешения и уплаты пошлины становится правонарушением. Какая же это свобода творчества? Где в мире еще есть такие ограничения на творческую деятельность? Как кинематографисты всего мира, международные киносоюзы и ассоциации воспримут данную новеллу белорусского законодательства? Какой образ белорусского кинематографа будет создан в мире?
На наш взгляд, данный порядок прямо противоречит духу и букве Конституции и международным обязательствам. В конце концов, он противоречит элементарному здравому смыслу. Творческий порыв художника не может быть запрещен или разрешен. Нельзя из художника делать преступника только лишь потому, что он собирается заняться или занимается творчеством. Хотя мы понимаем, что не все результаты творческой деятельности могут иметь впоследствии публичную жизнь. Для этого в Беларуси существует процедура регистрации фильмов с получением соответствующих прокатных разрешений, которая позволяет оградить белорусского зрителя от фильмов и спектаклей, нарушающих нормы законодательства и устанавливает возрастные и иные прокатные ограничения. Фильмы перед показом или прокатом проходят тщательную проверку экспертной комиссией. Налицо ненужное дублирование этой процедуры.
Второй аспект – моральный. Брать с художников пошлину за их неотъемлемое право заниматься искусством кажется нам аморальным, противоречащим самой природе творчества. Это как брать пошлину со спортсменов за такое же право заниматься спортом на территории нашей страны. Или пошлину со священников за право отправлять службу. Искусство в целом, и кино в частности – это ключевой элемент здоровой духовной жизни нации, а талант дается Богом и природой, облагать его налогом - абсурдно. «Акциз» на искусство недопустим в современном обществе, которое стремится к духовному развитию и стимулированию культуры.
Еще один краеугольный моральный аспект заключается в том, что по общему принципу у нас все должны быть равны перед законом. Однако нормы Указа очевидно дискриминируют именно кинематографистов перед другими видами искусства нашей страны. Почему кинорежиссеру нужно получать разрешение на свой будущий фильм и платить пошлину, а музыканту, художнику, театральному режиссеру, писателю - нет? Чем фильм, как произведение искусства, принципиально отличается от музыкального альбома или романа? Дискриминация отдельного вида искусства по отношению к другим видам – несправедлива.
Кинематографическая общественность никогда не примет такого отношения.
Третий аспект – психологический. Не секрет, что для любого художника сама мысль, что необходимо проходить разрешительную процедуру на его творческий замысел у чиновников – унизительна. Многие талантливые проекты не дойдут до стадии реализации, потому что творческие люди не захотят проходить унизительные для их человеческого достоинства процедуры.
Это все прямые и невосполнимые потери белорусского кинематографа, национального киноискусства.
Наконец, вызывает сомнение практическая реализуемость данного проекта и некоторые аспекты его правоприменения.
В первую очередь обращают на себя внимание очень широкие понятия в Указе, которые не имеют ясного толкования: например, само понятие фильма, понятие сценария, понятие съемочной группы, каким образом в рамках законодательства проводится граница между фильмами на непрофессиональной и любительской основе.
Если фильм попадает в глобальную сеть Интернет помимо воли создателей или фильм изначально создается как общественное достояние с открытыми авторскими правами – переводит ли это его в разряд профессионального кино? Что быть со свадебными и иными фильмами, создаваемыми по просьбе других лиц платно или бесплатно? Что делать с учебными работами и фильмами? Наконец, попадают ли в эту категорию образцы видео-арта и синтетического искусства, где есть видеоряд, обработанный компьютерными технологиями, но он не имеет классический вид?
Создатели проекта Указа абсолютно не понимают технологию производства кино. Сценарий современного фильма – это не какой-то установленный раз и навсегда документ. Это живой творческий процесс, который может меняться ежедневно по мере творческой необходимости. Сценарий проходит множество стадий изменений и зачастую кардинально меняется непосредственно перед съемками или в процессе съемок фильма. В короткометражном и документальном кино, в объектах видеоарта, часто практикуются съемки вообще без литературного сценария (импровизация). Как быть в этом случае? Если в сценарий вносятся изменения, не будет ли это трактоваться как предоставление в Министерство культуры недостоверных данных?
Для больших российских и международных компаний, известных кинорежиссеров, которые выбирают Беларусь местом съемок для своих кинопроектов сценарий – это документ, который представляет огромную ценность и обладает огромной материальной стоимостью. На таких проектах доступ к сценарию имеет очень ограниченный круг людей. По сути, этот документ составляет тщательно охраняемую служебную тайну. Обнародование сценария или передача его конкурентам может иметь для проекта самые негативные последствия и сопряжены с многомиллионными убытками. Однако проект Указа не предусматривает никаких гарантий сохранности сценария в период, когда он будет находиться на рассмотрении Министерства культуры. Не прописаны механизмы защиты сценария от попадания в третьи руки, нет обязанности хранить тайну сценария. Нет материальной и юридической ответственности за судьбу этой интеллектуальной собственности. В отсутствие таких гарантий серьезные компании просто откажутся от этой процедуры и предпочтут снимать кино там, где сценарий не нужно будет предоставлять третьим лицам и иметь риски потерять сценарий.
Известно, что съемочная группа также не представляет собой постоянного образования: люди приходят и уходят постоянно. Состав группы может меняться ежедневно. Как быть в этой ситуации?
Аналогичная ситуация и со списком объектов: они меняются по творческим, художественным, экономическим, даже погодным причинам постоянно. Составить такой список заранее – невозможно.
Кажется объективно невыполнимым и требование Указа к любительскому кино – сейчас все, что снимается на видео так или иначе попадает в глобальную сеть Интернет: домашнее видео, клипы, короткометражки, сериалы, призеры кинофестивалей, даже голливудские блокбастеры и саги. Любой фильм можно найти в Интернете. Ограничить распространение кино в сети Интернет невозможно физически.
Невыполнимые объективно требования данного проекта Указа будут приводить к тому, что кинематографисты будут вынуждены подавать лишь приблизительные и неточные сведения: сценарий, списки группы и объектов, которые по факту будут сильно расходиться с реальной реализацией проектов. Это создаст почву для конфликтов между регулирующей организацией и творческими коллективами, а возможно приведет и к более серьезным юридическим последствиям, вплоть до применения мер ответственности.
Невозможность выполнить формальные требования данных норм, боязнь санкций, сложность процедуры станут непреодолимыми препятствиями как для молодых кинематографистов, так и для серьезных больших кинокомпаний, в том числе иностранных, которые бы хотели развивать тут кинопроизводство. Это потеря инвестиций, рабочих мест для многих сотен профессионалов и специалистов, «утечка мозгов», разорение или эмиграция продакшн-студий.
Фактически будет уничтожена частная инициатива в кино, разрушены сложившиеся кооперационные связи между российскими и белорусскими частными производителями, кардинально испорчен имидж Беларуси, как страны, открытой для кинопроизводства, нанесен тяжелый удар по молодежи.
Мы просим Вас не рассматривать и не принимать этот вредный и разрушительный проект. Мы готовы представить свои предложения по совершенствованию законодательной базы в области искусства и кинематографии, которая бы действительно учитывала интересы всех заинтересованных в развитии кино субъектов и создавала максимально благоприятные условия для творческого и экономического развития белорусского кино.
С уважением,
кинематографисты Беларуси
Коллективное обращение кинематографистов Беларуси
к Президенту Республики Беларусь
по вопросам изменения законодательства о кинематографии
№ ФИО (полностью) Подпись