Перспективы Евразийского интеграционного проекта и КитайВАН ШУЦУНЬ и ВАНЬ ЧИНСУНhttp://svom.info/entry/315-perspektivy- ... proekta-i/"...хотя президенты Беларуси и Казахстана высказали решительную поддержку инициативы Путина, ряд стран СНГ опасается, что интеграция с Россией повредит их национальному суверенитету. Однако очевидно, что вступление в ЕАС означает, что отдельными странам необходимо передать часть суверенитета. А то, насколько добровольно это произойдет, будет существенно влиять на процесс создания Евразийского союза. Путин надеется, что большинство государств—членов СНГ вступит в Евразийский союз. Тем не менее ситуация в СНГ далека от оптимизма. За годы существования Содружества проявились острые противоречия между странами-участницами. С одной стороны, РФ стремится сохранить свое традиционное влияние в СНГ и содействовать процессу интеграции, но с другой — страны СНГ относятся с определенной настороженностью к ее доминирующей позиций; при этом часть самой России имеет тенденцию к дезинтеграции. Кроме того, некоторые страны региона для защиты своей безопасности и экономических интересов активно развивают и укрепляют отношения с западными державами, особенно с США, пытаясь найти баланс между США и РФ. Очевидно, что в рамках СНГ тенденция к «независимости» становится более очевидной, чем тяга к «содружеству».
...Украина по-прежнему хочет интегрироваться в Европу, вовлечение в европейскую интеграцию является приоритетным направлением ее внешней политики; и в ближайшем будущем трудно сказать, какой выбор она сделает в конечном итоге. К тому же если Таможенный союз окажется неспособным включить в свой состав такую большую экономику СНГ, как Украина, то перспективы союза не будут оптимистичными.
Наконец, создание Евразийского союза будет сталкиваться с блокированием со стороны так называемых внешних сил. В данном случае под «внешними силами» разумеются западные страны во главе с США, которые будут оказывать значительное воздействие на создание Евразийского союза. После распада Советского Союза Соединенные Штаты и западные страны проникли на пространство СНГ посредством расширения на восток НАТО и ЕС, «цветных революций», проектов «Большой Центральной Азии» и «Восточного партнерства». Перед лицом вмешательства США и западных стран в дела СНГ Россия приняла меры для защиты своего традиционного стратегического пространства в рамках Содружества. Однако усилия России претерпели ряд неудач.
Естественным их следствием стало усиление тенденции к дезинтеграции и дисбалансу интеграционных процессов. В результате СНГ стало ареной жесткой международной конкуренции: за влияние на него активно борются не только Россия, но и США, Евросоюз, Индия, Турция и некоторые другие государства. Страны Запада (и прежде всего США) противодействуют любым объединительным тенденциям в СНГ, стремясь не допустить усиления позиций России, которую они рассматривают прежде всего как своего геополитического конкурента. С возвращением В. Путина на пост президента западные страны опасаются, что отношения России с Западом опять станут напряженными. Вдобавок к этому Президент РФ заявил, что Евразийский союз будет являться одним из полюсов современного мира, а Россия займет центральное положение в Евразии. Это усилило опасения Запада. Ему будет нелегко отказаться от устоявшегося политического курса по отношению к СНГ, поэтому он сделает все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию Евразийского союза. Именно жесткая конкуренция со стороны Запада станет основным препятствием для развития интеграционных процессов.
....СНГ является традиционной сферой влияния и приоритетным направлением внешней политики России, и она не позволяет внешним силам вторгаться в этот значимый для себя район, к любым внешним силам здесь она очень чувствительна, и КНР не является исключением. Китай в последние годы усилил торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, что не обошли вниманием российские специалисты. Например, коллектив экспертов Российского института стратегических исследований подготовил доклад, в котором было показано, что «Китай уже давно активно и многопрофильно действует не только в Центральной Азии, но и в Белоруссии, Молдове, странах Закавказья, на Украине и даже в, казалось бы, далеких от его границ странах Балтии. Это свидетельствует о том, что как минимум китайская внешняя политика в Евразии, являясь продолжением внутреннего курса на достижение мирового статуса, применительно к идее Евразийского союза создает совершенно другую, менее выгодную для участников последнего объединения конкурентную среду. Китай уже существенно проник не только в экономику Евразии, он достиг успехов в достижении лояльности по отношению к себе политических элит стран Евразии. Все это потенциально чревато в будущем столкновением интересов Китая, с одной стороны, и стран—членов Евразийского союза — с другой»19. Учитывая приведенные факты, можно прогнозировать рост настроений настороженности по отношению к китайской политике и психологического сопротивления со стороны России.
...Центральная Азия является традиционной сферой влияния и «задним двором» России, которая смотрела на этот район как на сферу укрепления своего статуса великой державы. До сих пор Россия сложно относится к присутствию Китая в Центральной Азии: с одной стороны, взаимодействуя с Китаем, ей нужно сопротивляться проникновению туда Соединенных Штатов Америки и других западных стран; с другой стороны, она не хочет, чтобы КНР достигла большого влияния в регионе — ее обеспокоит, что Китай в конечном итоге может занять ведущее положение в ШОС. Такой подход России частично отражается в невысоком уровне экономического сотрудничества в рамках этой организации. В последние годы отношения Китая с государствами Центральной Азии находятся на подъеме, а потому озабоченность России только увеличивается.
...Как важнейший центр глобальной экономики Китай не намерен «противостоять» интеграционному процессу; наоборот, он будет стремиться сотрудничать с ЕАС."