Огульная «прихватизация» может быть неизбежна, или «околопривацизационные» вопросы...
Сергей Рыжов.
Политика, проводимая в период правления Александра Лукашенко- довела страну до долговой пропасти. Сегодня стало очевидным для всех специалистов и аналитиков в области экономики неизбежность обращения (вне зависимости от исходов выборов) вновь назначенного правительства страны к МВФ уже в первом квартале следующего года. Хотя до окончания выборов власти и воздерживаются от попыток обсуждать с МВФ новую программу, однако эксперты не исключают, что уже в первом квартале следующего года правительству придется договариваться с МВФ. Слишком уж очевидны признаки макроэкономической нестабильности в стране.
Не так давно Александр Лукашенко принял с докладом главу Национального банка Республики Беларусь Петра Прокоповича- традиционное ежемесячное мероприятие, пишет Агентство финансовых новостей. Что на самом деле обсуждали Александр Лукашенко и Петр Прокопович, конечно же, останется тайной, но по итогам доклада пресс-служба Президента Республики Беларусь разослала СМИ сообщение следующего содержания (извлечение): "Устойчивость нашей национальной валюты, стабильность курсовой политики основаны не только на успешной работе нашей экономики, но и на том, что мы имеем достаточно золотовалютных резервов".
В действительности ситуация в стране не такая уж и радужная. Так, на 1 сентября текущего года золотовалютные резервы составили 6 055 млн. $. По сравнению с началом прошлого года- это в 1, 7 раза больше. Председатель правления Национального банка Республики Беларусь пояснил, что росту золотовалютных резервов способствовало увеличение валютной выручки белорусских предприятий. Петр Прокопович заверил Президента, что планы по наполнению золотовалютных резервов будут выполняться и дальше... Такая подача статистических данных должна была бы успокоить многих избирателей и убедить в отсутствии каких-либо причин для беспокойства накануне выборов. Но реальным проблемам успокоительная риторика противостоять не в силах. А наличие проблем прослеживается даже в цифрах Петра Прокоповича. 6 054,9 млн. $ - это объем золотовалютных резервов на 1 сентября текущего года в национальном определении, который с начала года увеличился лишь на 1, 3 % несмотря на последний транш кредита МВФ, акции «Белтрансгаз» и размещение евробондов. Золотовалютные резервы, рассчитанные по стандартам МВФ, за январь-август и вовсе снизились на 83,1 млн. $.
Эти выводы подкреплены и независимыми экспертными оценками, согласно которым только для поддержания белорусской экономики в текущем состоянии до конца года понадобится внешнее финансирование в объеме 3 млрд. $. Сумма сама по себе не очень большая в мировом масштабе, но для Белоруссии - просто огромная, учитывая, что брать их негде.
В этой связи вопрос приватизации набирает всё большую актуальность. Результаты 2009 г ода и первой половины 2010 года, несмотря на рост ВВП, реальной заработной платы, относительно низкую инфляцию, не могут быть охарактеризованы как положительные, так как сохраняется высокий дефицит текущего счета платежного баланса. Он оказывает давление на объемы золотовалютных резервов, ставя под сомнение стабильность обменного курса белорусского рубля. Существует обоснованное мнение МВФ, согласно которому, желательно, чтобы объёмы золотовалютных резервов в стране были на уровне трехмесячного объема импорта. В Белоруссии же на сегодняшний день их хватит лишь приблизительно на 60 дней.
Ранее Белоруссия решала проблему резервов за счет наращивания внешнего долга. Однако возможности такого инструмента экономической политики становятся весьма ограниченными и фактически приводят к захвату страны организованной в единую цепь группой банков и тех фигур, которые за этим стоят. Непонятными остаются источники будущих займов и реальные пути их своевременного возврата. Учитывая нынешние отношения с Россией, верить в финансовую поддержку с ее стороны не приходится. В связи с этим, новая кредитная линия МВФ становится все более и более значимой для страны. Для руководства Белоруссии МВФ выставил ряд требований, выполнение которых позволит получить новый денежный транш. На это правительство пока не готово пойти.
Остаются займы Китая и выпуск евробондов. Первые связаны с импортом китайской продукции, что никак не решает проблему дефицита текущего счета, а стоимость вторых слишком высока. Отсутствие проблем в общении с китайскими партнерами повышало самооценку и порождало у него иллюзию большой значимости для Китая. Пекин выстраивал отношения с Минском лишь в той мере, в какой это соответствует его политическим и экономическим интересам. Недавний визит Александра Лукашенко в Китай стал частью его пиар- компании Александра Лукашенко, призванной засвидетельствовать успехи внешней политики и продемонстрировать несгибаемую волю белорусского руководителя в условиях осложнения отношений с Россией и сохранения трудностей в отношениях с ЕС и США. Но, если учесть наличие у Китая собственных проблем, порожденных как последствиями мирового финансового и экономического кризиса, так и трудностями роста китайской экономики и трансформации китайского общества, то с большой долей уверенности можно сделать вывод, что КНР не станет выступать в роли спонсора Беларуси лишь на основании мифической "идейной близости". Направлять в Беларусь свой капитал китайская сторона будет лишь в той мере, в какой это соответствует ее интересам.
Таким образом, на данный момент экономика Белоруссии формально функционирует удовлетворительно, но цена этого- резкое увеличение внешнего долга, который достиг критических пределов, после которых его дальнейшее наращивание не будет уже безболезненным для долгосрочного роста. Ситуация требует оперативного решения проблемы дефицита текущего счета, что невозможно без повышения экономической эффективности, модернизации и обновления. В связи с этим вопрос структурных реформ и приватизации в частности, а также привлечения прямых иностранных инвестиций становится одним из наиболее острых и актуальных. Правительству страны придется реализовывать серьезные меры по привлечению капитала и начинать отдавать привлекательные для инвестора предприятия. Ни какая страна не пошла бы на распродажу государственной собственности, если бы у нее не было на то веских причин, и обычно основной из них является острая проблема финансирования бюджета. Как показывает мировая практика, при правильной государственной политике, страна выигрывает от приватизации, так как повышает свою эффективность. Как известно, приватизация предприятий, особенно крупных и государственных, очень часто сопровождается реструктуризацией, ведущей за собой сокращение рабочих мест, констатирует издание. Подобная социально непопулярная политика будет негативно воспринята населением страны, поэтому заявлений о начале стратегической приватизации до проведения президентских выборов ожидать не приходится.
Но, не все так однозначно в данном вопросе. Правительство Беларуси подготовило проект директивы о либерализации экономики, который предусматривает переход с 1 марта 2011 года на свободные рыночные цены и тарифы, за исключением минимального перечня, устанавливаемого президентом. Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико в своем интервью, опубликованному на «Белорусском партизане» сделал сенсационное заявление о том, что «… все эти директивы о либерализации означают только одно: Беларусь оказалась на пороге передела собственности. Министры, их жены, дети, директора госпредприятий - все ждут раздела собственности. Директору совершенно не нужна эта директива - он получает план и выполняет свои показатели. Все эти указы, директивы "о либерализации" экономики предшествуют разделу собственности и приобретению ее тремя основными группами. Первая группа - вертикаль и чиновники, вторая - милиция и спецслужбы, третья группа - авторитеты, или, как их сейчас называют, криминал. Мы на пороге большого раздела собственности, вначале - промышленной, а потом наступит очередь и земельной собственности». «В свете директивы №4 в этот процесс могут вмешаться и "товарищи из Одессы", назовем их так. Товарищи побогаче из соседних стран, проще говоря, криминал и бизнес»- резюмирует Леонид Заико. И с этим мнением нельзя не согласиться.
Проходящие сегодня выборы Президента страны, как ни когда ранее, показали «небожителям» политического Олимпа очевидную вероятность прихода к руководству страной новых лидеров, новых идей. Политическому бомонду страны сейчас срочно необходимо время. Время, что бы «прихватить» уже наделенные куски государственной собственности, которая представляет явный интерес для них и для групп, поддерживающих того или иного чиновника. Именно по этой причине они сейчас так отчаянно, я бы сказал- ожесточенно, сопротивляются необратимому процессу смены власти в государстве. Ставки сегодня столь высоки, что еще до начала процесса регистрации инициативных групп по выдвижению претендентов в кандидаты на пост Президента страны, ими просчитывались все возможные сценарии событий предстоящих выборов. В том числе- и прихода к власти альтернативного «пропрезидентского ставленника». Нынешний Президент сам является «заложником» той системы, создание которой он сам же и положил. И как человека, и как личность – его искренне жаль… Загнанный в самые потаенные и темные стороны своей души страхами, такой человек способен отдать в любой момент команду на растерзание не только неугодных системе личностей, но и в буквальном смысле «умыть» площади кровью ни в чем не повинных людей.
Вот почему члены моей инициативной группы и я – выступали категорически против провоцирования людей к выходу на площади. Мы все обязаны быть в ответе за людские жизни и принимать все возможные меры по отстранению от навязываемого нам сценария, финал которого становится все более очевидным: ввод чрезвычайного положения со всеми вытекающими из этого последствиями как для внутреннего климата в стране, так и самоизоляция ее на внешне – политической арене современного мира. Но, нам всем этот сценарий стараются навязать как мнимые «оппозиционеры» путем пропаганды среди своих сторонников таких методов борьбы, так и стая сорвавшихся с цепи «псов» ближнего окружения самого Президента, выпущенная ими в преддверии предстоящих выборов. Шараханья из одной стороны в другую, попытки вернуть в свое окружение «старых» соратников с их «свитой», заигрывания с лидерами Запада и Китая, Америки и Азии, вынужденный разрыв с братской Россией- все это звенья одной цепи и свидетельствуют о начале нового периода в истории исстрадавшейся Белоруссии, периода начала ее выздоровления в случае прихода к руководству страны конструктивного и разумного лидера, способного противостоять не только ставшей за годы правления Александра Лукашенко коррумпированной экономической и политической элите, но и готового к негативным последствиям, связанным с потерей популярности среди части населения страны на фоне необходимых мер в экономической составляющей жизни страны.
Ситуация, в которой сейчас оказалась Республика, вызывает тревогу и озабоченность не только в самой стране, но и за ее пределами. Трагическая гибель журналиста Олега Бебенина указывают на высокую вероятность его убийства, на начала кровавого периода в жизни моего народа, сценарий которого так и не удалось разыграть на прошедших выборах Президента Республики Беларусь в 2006году. Сегодня в стране осознанно нагнетается обстановка тревоги и какой-то «революционности» в умах активной части ее граждан с оппозиционными взглядами как самими ее лидерами, так и лицами близкими к силовым структурам государства. Всплеск агрессии в стране, нагнетание напряженности -напрямую связаны с попыткой вернуть во власть бывшего главу Совета безопасности Республики Беларусь Виктора Шеймана, с одной стороны, а с другой стороны,- это попытка правящей элиты по введению в стране бессрочного правления ее нынешнего лидера. Я, конечно, могу ошибаться, но сегодня очевидно практически для всех -белорусская власть загнана в угол и продолжает терять способности адекватно воспринимать окружающий мир и принимать стратегически правильные (тем более - гуманные) решения.
Власть и в столице, и на местном уровне продолжает совершать серьезные просчеты и ошибки в политической борьбе с лучшими людьми своего народа и достойными его выходцами. Видя свои поражения, осознавая возросшую политическую и общественную активность ранее апатично настроенной части нашего общества, осознавая появление новых лидеров – власть страшится предстоящего выбора народа и не хочет покидать насиженные и «прикормленные» места своего существования, не отдаст добровольно на исправление вновь идущим лидерам давно коррумпированные бразды правления и распределения народным достоянием. Она панически боится предстоящих за этими неизбежными изменениями череды громких уголовных дел и раскрытий ранее совершенных ими преступлений, потери власти и влияния, неправедно нажитого состояния…
Страх, панический страх сковал их рассудок. А «загнанный» в темные уголки своего же страха зверь - опасен и способен разить «на поражение» преследующих его. Александр Лукашенко не способен ни психологически, ни нравственно признать свои ошибки и добровольно отказаться от президентской власти, снять свою кандидатуру на предстоящих выборах и будет вместе со своим окружением, номенклатурой на местах отчаянно сопротивляться грядущим изменениям.
Допустят – ли их сегодня? Я уверен – НЕТ. Возможны – ли они сегодня? Я уверен – ДА. Кто из нынешних кандидатов в Президенты Республики Беларусь способен сегодня занять его место? У меня нет однозначного ответа. Однозначно одно: это должен быть честный, правдивый к себе и своему народу человек, ценности которого не только высоки уже, но и будут развиваться вместе с нашим народом.
29 октября 2010 года.
гражданин Республики Беларусь, Сергей Рыжов.
_________________ Фракция любителей альпинизма им. Р.Меркадера 
|