Завтра, ч.3.
Г. Монро
3. Наше видение будущего. Новый курс – белорусская буржуазная реформация.
«Единственное что требуется для триумфа зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали». Эдмунд Бьерк (1729-1797)
Республика Беларусь на сегодняшний день, вопреки заверениям ее руководства, все еще остается несостоявшимся государством, а белорусы все еще являются несостоявшейся нацией. Как можно назвать это государство состоявшимся, если 41% ее годового бюджета составляли до недавнего времени российские субсидии? Обычно такие страны принято называть приживалками. Попытка России избавиться от такого неблагодарного нахлебника уже привела к болезненным явлениям в экономике и к истеричным воплям его «колхозного» руководства подобным воплям наркомана, не получившего вовремя свою «дозу». Становится совершенно очевидным, что в Республике абсолютно неизбежны экономические и политические реформы во имя выживания страны и нарождающейся белорусской нации. Но способен ли действующий белорусский режим на подобную трансформацию? Наш ответ: весьма сомнительно. Он лишь способен к дальнейшей мимикрии под лозунгом спасения белорусского суверенитета. Но за этими лозунгами видны лишь попытки спасения режимом самого себя, но не спасения страны и белорусского народа. Поэтому мы заявляем: спасение белорусского государства, белорусского народа есть насущная цель и задача белорусского народа. Это спасение невозможно без трансформации этого режима, либо разрушение этого режима. В силу того, что внутренняя трансформация политического режима в Беларуси едва ли возможна, этот режим должен уйти, ему нужно помочь уйти. Желательно цивилизованно. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее и успешнее в стране будет проведена буржуазная реформация, тем быстрее начнется возрождение. Наше видение будущего заключено в трех глобальных вопросах-ответах, поставленных перед нами историей, как мы их понимаем, а именно: ЧТО , КТО , КАК ?
ЧТО - реформационный переход от коммунизма (феодальный государственный социализм) к капитализму. Белорусская модернизация.
Цель: выживание-реформирование-развитие.
Через: - структурные реформы (смешанная рыночная экономика); - союз, сотрудничество белорусских буржуазных реформаторов со всеми заинтересованными реформаторами, буржуазными правительствами, партиями, НГО на Западе, на Востоке, Севере и Юге; - приватизация большей части госсектора (за исключением стратегически важных предприятий).
Особенности: - модернизация - да, «вестернизация» - нет; - учет белорусских национальных особенностей, не слепое копирование западного или прочего опыта. - примат национальных интересов над интересами наших могущественных соседей (ЕС, Россия).
Только коренной слом отживших в Беларуси полуфеодальных отношений, экономическая, политическая демократизация способны оживить экономику, повысить благосостояние граждан, вдохнуть новые силы и надежды на будущее. Нашей стране как воздух нужны быстрые, но при этом максимально безболезненные для граждан, структурные реформы.
Что происходит в регионе бывшего СССР? В большинстве постсоветских республик во главе с советскими и постсоветскими бюрократиями происходит переход от феодализма к капитализму. Происходит медленный переход от коммунизма к демократии через авторитаризм. При этом у каждой страны есть своя специфика. Особенность белорусского авторитаризма в том, что это авторитаризм не буржуазный, а позднефеодальный. Белорусские власти во главе с А. Лукашенко консервируют изжившие и давно дискредитировавшие себя феодальные экономические отношения.
В силу белорусской специфики белорусский переход от феодализма к капитализму едва ли способна возглавить целиком местная бюрократия, «встроенная» в жесткую «вертикаль» авторитарной власти А. Лукашенко. На наш взгляд это может попытаться возглавить лишь белорусская «протобуржуазия». К ней мы относим:
- часть белорусской бюрократии, - часть белорусских бизнесменов, - директорский корпус в городе и в сельской местности, заинтересованные в юридически оформленной собственности, - часть интеллигенции, и как ни странно, - часть нынешних «силовиков», сросшихся с властью и бизнесом.
То есть это все те, кто кровно заинтересованы не только в сохранении своей власти и бизнеса сейчас, но и в его развитии и сохранении в будущем для себя и своих наследников. Потому что нынешняя «феодальная» персоналистская власть во главе с А. Лукашенко им это гарантировать не может как в силу устройства своей власти, так и в силу структуры действующей экономики, в силу системы своих внеправовых («вассальных», «полувассальных») отношений. Сами того часто не подозревая, не высказываясь публично, белорусская «протобуржуазия» на самом деле объединена общими интересами, кровно заинтересована в мирной трансформации белорусского позднего феодализма в ранний белорусский правовой капитализм, а посему объективно нуждается в общественно-политическом проводнике своих интересов – новом белорусском буржуазно-демократическом движении. Мы готовы им помочь. Мы готовы помочь белорусской «протобуржуазии» стать буржуазией, стать из «полувассалов» позднефеодального режима полноценной экономической и политической властью в настоящем и будущем.
КТО ?
Кто вынесет исторический приговор белорусскому автократическому позднефеодальному режиму? Кто станет исторической акушеркой при рождении абсолютно неизбежных белорусских буржуазных реформ? Кто поможет родиться новому господствующему политическому и экономическому классу? Белорусские «прозападники» (националисты (костусевы/милинкевичи), национал-социал-демократы (статкевичи/трусовы/левковичи), ультра-либералы из числа вчерашних чиновников «а-ля Лябедько», романчуки) ?
Белорусские «провосточники» типа Ю. Баранчика и авторов сайта «Империя», заигрывающие с «империалистами» в России ?
Левые во главе с С. Калякиным?
Белорусские «лукашисты» из топ-власти типа В. Шеймана, В. Лукашенко или их адепты из новоявленной «Белой Руси»?
Наш ответ- предложение: белорусская «протобуржуазия», идейно и организационно оформленная как новые белорусские буржуазные реформаторы , как новое белорусское буржуазно-демократическое движение.
Наше предложение-обращение к белорусской «протобуржуазии» (от чиновничьих кабинетов «вертикали власти» сверху донизу до директорского корпуса, части «силовиков», топ-офицеров армии и спецслужб: СПАСАЙТЕ СЕБЯ !!! Подумайте о своих интересах ! Если вы не проявите инициативу в ближайшие год-два, это государство неизбежно рухнет и неизбежно похоронит и Ваши карьеры, должности, собственность, бизнес и все прочее. Вам придется бежать или держать ответ, а сюда неизбежно придут новые собственники.
Почему новое ? Почему буржуазно-демократическое ? Почему движение ?
1. После 13 лет «борьбы» с авторитарным режимом стало очевидным, что белорусские националисты в Беларуси так и не стали национальными буржуазными демократами. В большинстве своем они на практике отвергли принципы демократии в своих собственных организациях по отношению к своим членам и в отношениях с партнерами по политике. Опыт прошедшего десятилетия наглядно подтвердил, что национальное движение само по себе, без придания ему в первую очередь общедемократического характера в Беларуси терпело поражение за поражением и далее обречено только на провал. Иначе ему больше никогда не стать сколько-нибудь массовой и влиятельной силой, никогда не придти к власти демократическим путем. Печальный опыт БНФ: раскол на два фронта, размежевание, дальнейшее сокращение численности приверженцев в обеих организациях, последующая маргинализация стали возможны не в последнюю очередь именно по этой причине. Белорусские националисты должны быть в первую очередь демократами, а уже затем националистами. Став радикальными националистами, они перестали быть демократами и перестали быть интересными для подавляющего числа белорусов. Практика последних лет убедительно подтвердила: белорусский национализм в своем нынешнем виде не имеет политического будущего.
2. Ниша национальной демократии в Беларуси до сих пор пуста. Белорусские демократы могут и должны объединиться на широкой демократической платформе, невзирая на национальность, языковые, религиозные предпочтения, социальные различия, несущественные разногласия идеологического характера, с другими последовательными демократами, чтобы постепенно стать единым массовым организованным демократическим движением. Время партий, время разбегаться по «партийным» квартирам в нашей стране еще не пришло. Тех, кто старательно стремятся или готовы выступать лишь на своих «платформах», апеллируя к избирателям на свои незначительные программные, тактические, языковые, религиозные отличия, следует объявить ренегатами белорусской демократии. Потому что под видом своих «принципиальных разногласий» они раскалывали, раскалывают, и далее будут раскалывать и без того немногочисленные ряды демократии, облегчая существующему режиму в Беларуси находиться у власти.
3. Белорусским демократам следует стать в нашей стране, если они действительно хотят победы демократии, революционными буржуазными демократами. Это означает, что они должны быть последовательными демократами не только на словах, но и последовательными и решительными в своих делах. Непрофессиональные, хлюпики, слабые, трусливые, бездарные, продажные и просто «интеллигентствующие» краснобаи здесь не нужны. Более того, они опасны, потому что вот уже много лет паразитируют на идеях демократии, по отдельности и вместе имитируют бурную деятельность, решая в первую очередь свои шкурные политические и материальные вопросы в ущерб интересам всей страны, общедемократическим. Тем самым они дискредитируют сами демократические принципы и демократию в целом. По признанию Запада за последнее десятилетие они благополучно «проели» на свои благородные цели более 200 млн. долларов финансовой и прочей помощи. Где результат? Результата нет, и ждать его от них было бы еще глупее.
Это означает, что «новые буржуазные демократы» должны самостоятельно подготовить и организовать за ближайшие годы массовое демократическое белорусское буржуазное движение. Это массовое движение должно быть подготовлено нелегально, полулегально, по примеру польской «Солидарности» 80-х гг., чтобы в дальнейшем выступить полулегально и легально. Это массовое движение должно в последующем выступить с мирными и законными актами гражданской активности, вплоть до актов гражданского неповиновения, которые бы потрясли всю бюрократическую пирамиду этого авторитарного феодального государства и вынудили всю действующую камарилью либо уйти в отставку, либо идти на реформы, либо бежать из страны. Наконец, это массовое движение при необходимости должно прибегнуть к решительным революционным действиям в случае, если режим решится на применение полицейских и карательных репрессий против своего народа. Потому что на самом деле практически нет иных способов эту власть переизбрать демократическим путем ввиду политических преследований, ограничения деятельности независимых СМИ, общественных организаций, массовых фальсификаций и обмана избирателей. Иными словами, революционные белорусские демократы должны быть готовы к подготовке и проведению революции по примеру поляков (1980-1990). По примеру немцев, чехов и словаков, венгров, румын в 1989 г., литовцев, латышей, эстонцев, россиян в 1991-м, сербов в 2000-м и эта революция по своим целям и задачам, по своему характеру может и должна быть в первую очередь буржуазно-демократической, а уже затем национальной. Чисто национальная революция в Беларуси невозможна.
4. Основные задачи, которые должны быть разрешены – это слом отживших феодальных отношений, которые действующая власть представляет как «рыночный социализм», (что на самом деле является разновидностью феодализма худшего советского образца с местечковым колхозным колоритом) проведение перезревших буржуазных экономических, политических, социальных реформ. Сами по себе эти преобразования будут носить для Беларуси, носят для России и других стран СНГ революционный характер, несмотря на относительно мирное их проведение. Глубина и последовательность реформ обусловят степень продвижения и адаптации этих стран к современному постиндустриальному миру и их место в 21-м столетии. Тот, кто придет к власти и проведет буржуазные реформы, предопределит весь дальнейший путь и характер развития капитализма в Беларуси. От того, какой капитализм получит здесь свое развитие: прозападный, пророссийский, пробелорусский зависит, будет ли государство национальным, будет ли иметь шанс на будущее самостоятельное развитие белорусская нация, которой в настоящее время все еще нет.
5. Чтобы придти к победе, белорусские революционные демократы должны получить поддержку не только на Западе, но и понимание, поддержку на Востоке, с учетом геополитических интересов России. Почему это необходимо? Потому что сами по себе ни Запад, ни Восток (Россия) не способны разрешить политическую ситуацию в Беларуси. Это могут сделать только сами граждане Беларуси с учетом интересов Запада и Востока.
Сколько бы ни кричали нам наиболее твердолобые и упрямые националисты-западники про белорусов-европейцев, о том, что мы находимся в центре Европы, факт остается фактом: белорусы сейчас не столько европейцы, они, если можно так выразиться, «европейские азиаты». Без понимания этого факта нет ответа на вопрос: откуда и почему взялся и пришел демократическим путем к власти в Беларуси такой феномен как А. Лукашенко в 1994-м. Только в «евроазиатской» Беларуси мог появиться и пробраться к власти такой политик. В любой другой европейской стране в наши дни приход этого человека был бы просто невозможен. Без учета российского («азиатского») вектора и менталитета белорусов ничего сделать в политике сегодня нельзя. Точно также как и без учета западного (европейского).
6. Белорусская бюрократия в целом не самостоятельна, в основной массе своей денациональна, демиургом перемен выступить не может, способна проявить себя либо нелегально, либо на завершающей стадии развала белорусского авторитаризма. В то же время отдельные ее представители могут сыграть важнейшую роль в становлении буржуазно-демократического движения Беларуси. И только в этом ее спасение !
В целом отождествление вчерашней бюрократии, в подавляющей массе своей лишь по воле случая оказавшейся в рядах прозападной оппозиции, с действующей номенклатурой, действующей «вертикалью» власти – есть грубая политическая ошибка нынешних «демократов». Влияние первой на вторую возможно, но не безусловно, что наглядно подтвердили прошедшие президентские выборы (2001, 2006). До тех пор пока не зашатается существующая «вертикаль» власти (а этого ждать не так уж и долго), до тех пор для белорусской бюрократии карьерные интересы выживания будут превалировать над интересами общегражданскими и тем более демократическими и национальными. В принципе существующая сегодня белорусская бюрократия готова служить кому угодно: и авторитарному феодальному государству, где ей уготована унизительная роль «мальчика для битья». И демократическому национальному государству и интегрированному с Россией, и интегрированному с ЕС, так как по природе своей и по минувшей истории в рамках былого СССР бюрократию интересуют в первую очередь ее интересы, вопросы собственности и распределения ролей в государстве. Однако будучи интегрированной в проект своих соседей эта бюрократия уже перестанет быть «классом в себе» со всеми прочими ограничениями как по части власти, так и по части собственности.
7. Недовольных современной белорусской политикой среди граждан Беларуси на сегодня все больше. Сторонников авторитаризма – явное меньшинство. За А.Лукашенко стоят силовые структуры, покорная, трусливая бюрократия, прикормленные бизнес-группы и тотальный страх, который сознательно культивируется как для внутреннего окружения, так и для населения. Нарастающие политические, экономические, социальные проблемы в белорусском обществе, не находят и не могут найти своего объективного разрешения благодаря проводимой политике. В связи с этим феодальный авторитаризм вынужден постоянно маневрировать и увеличивать свои ставки в борьбе за сохранение власти. Налицо самоизоляция режима. При правильном ведении дел белорусскими демократами неизбежно последует давление и изоляция режима со стороны России или Запада. Выжить продолжительное время в условиях всеобщего внутреннего кризиса и международной полуизоляции он не сможет. А это означает, что когда режим объективно «созреет» к своей кончине, белорусские буржуазные демократы должны быть готовы вместе с заинтересованными кругами России и Запада, вместе с представителями белорусской бюрократии перенять власть и не допустить хаоса и коллапса в государстве. Демократы должны иметь четкую, заранее разработанную реалистичную программу кратковременных и долгосрочных действий. Иными словами, объективному фактору неизбежной закономерной кончины феодального авторитаризма белорусская демократия должна соответствовать субъективно.
8. Прежние «лидеры» обанкротившихся белорусских «демократических» партий и движений не могут войти в новое белорусское буржуазно-демократическое движение, потому что проявили себя как беспомощные, нерешительные, слабые, недальновидные, а многие и продажные деятели. Они, конечно же, не оставят свои «партии», они конечно же будут мешать всем и вся во имя своего выживания и безбедного политического будущего. Как пять абсолютных импотента не могут образовать хотя бы одного полноценного мужика, так пять политических субъектов прошедшей избирательной кампании 2001, 2006 (БНФ, ОГП, БСДГ, БСДП /НГ, ПКБ) со своими «лидерами» не явили собой влиятельной политической силы за период 1999-2003-2007-2010 и ничего не смогут явить и в дальнейшем. Здесь не должно быть никаких иллюзий. Они способны лишь на очередные комбинации коалиций и очередных разводов, не влияющих принципиально на их политическую силу и влияние как вместе, так и по отдельности. В новом старом деле на общедемократической платформе должны появиться новые лидеры, новое общедемократическое движение, новые белорусские буржуазные демократы.
Политики «новой волны», которых по меткому замечанию журналиста А. Федуты этой самой волной и накрыло, должны остаться вне нового демократического движения, равно как и старые типа З. Позняка, С. Шушкевича, и другие. Старикам пора уже давным-давно уступить место молодым, засесть за мемуары, чтобы оправдаться, если не перед своими малочисленными сторонниками, так хотя бы перед историей в своем политическом бессилии за все прошедшие годы т.н. «борьбы». Подмокшим и изрядно проворовавшимся «политикам» «новой волны» (А. Милинкевич, А. Санников, Ю. Ходыко, В. Вечерко, А. Козулин, А. Лебедько, Я. Романчук, Н. Статкевич, А. Левкович, др.) пора давно уходить в отставку, если они хотят оставить хотя бы некий шанс на будущее своим организациям. Самое время не вводить общественность в очередное заблуждение в отношении своей политической потенции, а собирать материалы для мемуаров и дать возможность проявиться внутренним реформаторам в этих организациях. Новым и молодым давно пора не ждать милости и сочувствия от первых и вторых. Они должны браться за нелегкое, трудное и опасное дело, если они чувствуют в себе силы, если они чувствуют себя настоящими патриотами Беларуси и не отягощены провалами, ошибками, заблуждениями и иллюзиями их предшественников.
Выводы:
- Судьба, белорусского капитализма, белорусской демократии, реформирования общества слишком важный вопрос, чтобы всецело и безоглядно доверять его слепым, либо безнадежно отсталым и старым представителям белорусского политического феодального класса с коммунистическими партбилетами и догмами в мозгах. В то же время участие их отдельных представителей на завершающем этапе развала «рыночного авторитарного социализма» в Беларуси не исключено и даже желательно;
- Судьбу белорусской буржуазной модернизации, белорусской демократии еще более опасно доверять управляемым извне лидерам белорусского национализма, национальным прозападным либералам, прозападным социал-демократам в лице вчерашней советской интеллигенции старого розлива. Белорусские «прозападники» идейно беспомощны, организационно слабы, численно невелики, практически мало на что способны;
- Новые времена требуют новых имен, новых самостоятельных подходов, новых политических сил с учетом знания прошлого и понимания настоящего. Старая прозападная белорусская оппозиция не способна к внутренней модернизации, тем более неспособна кого-то куда-то повести, придти к власти, а посему должна быть отброшена в политический утиль как старый прогнивший политический труп;
- Новое белорусское буржуазно-демократическое движение может получить понимание и поддержку как внутри страны, так и на Западе, на Востоке, потому что объективно их цели и задачи совпадают, потому что объективно совпадают интересы народов и политических элит этого региона.
продолжение следует...
|