Минская зима
А.Воротницкий
9 декабря 2010 года закончился кульминационный этап геополитической игры, полем для которой стала территория Республики Беларусь. Поводом, затравкой для вовлечения в эту партию заинтересованных игроков стало переизбрание на очередной президентский срок бессменного вот уже 16 лет А.Г.Лукашенко. И хотя номинально до самих выборов ещё остаётся целая декада, можно с уверенностью сказать: игра сделана, ставки перераспределены, интрига, в большинстве своём, закончена, краткосрочная перспектива прорисована.
Освежим в памяти основные вехи прошедшего, без сомнения увлекательнейшего с политологической точки зрения электорального периода. Выборная эпопея начиналась ни шатко ни валко, не предвещая абсолютно никакой интриги, почти полностью калькируя предыдущие двое президентских выборов в Беларуси. Раздробленная, грызущаяся за внешнее финансирование оппозиция, полное отсутствие предвыборной подготовки избирателя, собственных команд, мирового сообщества, демонстративные «репетиции» властью собственного сценария на выборах в представительные органы власти – ничего нового, заезженный шаблон, похоже, устраивавший все стороны.
Более серьёзные геополитические игроки входили в кампанию традиционно с ленцой и по традиционным же лекалам: выжать из ситуации по максимуму, оставив всё на своих местах. С российской стороны продолжалось вялотекущее «отделение мух от котлет», имеющее целью не допустить удлинение белорусского поводка, с западной – грозное нахмуривание бровей по поводу недемократичности режима и подкормка оппозиционных структур, дабы совсем не почили с голодухи. Интрига начала закручиваться именно с того, что многолетние белорусские партнёры по распилу грантов «на демократизацию» неожиданно ощутили резкое одномоментное прекращение финансирования практически до нуля, сопровождаемое двусмысленным молчанием запада по поводу его предстоящих ставок на зелёно-синеоком сукне белорусской рулетки. Очень скоро стало понятно, что традиционных игрищ в «единого», в «коалиции», «молодёжные движения» в этом году не будет. Это понимание повергло в смятение не только белорусскую оппозицию, но заставило занервничать как власть, так и российских «партнёров» по спектаклю.
Что касается России, то на двух предыдущих выборах действия её тоже не отличались разнообразием: на подходе к рубежной дате Москва начинала поддавливать Лукашенко по различным вопросам, решение которых обычным способом виделось ей затратным, или долгим. Припугнув Минск, Кремль, как правило, уже за полгода до обозначенной даты получал требуемое и далее благосклонно взирал на ту трагикомедию, которая, почему-то, называется в Беларуси выборами Президента. Так было и в этот раз. Двумя-тремя точечными ударами продавив выгодные для себя решения, Москва успокаивалась, многозначительно замолкала, поддерживая ситуацию в напряжении и приоткрывая узкий коридор для движения «белорусских партнёров». Схема давно отработанная, поэтому совершенно неожиданной для Кремля стала контригра Европы: проявить в этот раз заинтересованность не в традиционных маргинализировавшихся оппозиционных белорусских силах, а… непосредственно в действующей власти.
Нет сомнений в том, что претендуя на пост регионального лидера «новой» восточной Европы, значительную роль в смене тактики сыграла Польша. Не подлежит также сомнению и то, что и «старой» Европе давно надоело топтание в белорусском вопросе на одном месте и внешне свежий польский вариант развития событий выглядел предпочтительней, чем традиционная переноска воды оппозиционным ситом. В общем и целом, добро «брюссельского обкома» было получено и в «хрустальный сосуд» посыпались совершенно обескураживающие местную власть сигналы о заинтересованности в сотрудничестве. Не заметить их мог только слепой, соответственно, Москва тут же стала укорачивать поводок, накручивая его на руку и бросая предостерегающие «Фу!» по всем медийным и дипломатическим каналам.
Однако мутная вода уже была налита в белорусский водоём и небезызвестный атлет, отточивший свои навыки гребли в подобных условиях, тут же ухватился за любезно предоставленные ему вёсла. По воде пошли огромные круги, производимые любимым занятием Лукашенко: раскачиванием лодки и выуживанием дезориентированной рыбы. Вёсла в мозолистых ладонях мощными взмахами повлекли судно к западному берегу, призывы с восточной пристани стали перерастать сначала в крик, а потом, как и ожидалось гребцом, сменили тон на недоумённо- призывный.
Не стоит обольщаться идеей, что Минск допускал даже теоретическую мысль причалить к манящему трёхмиллиардными огнями западному пирсу. Демократические постулаты и требования изначально чужды белорусской системе, жизнеспособность которой зиждется исключительно на авторитарных механизмах. Полученный небольшой западный козырь, тут же умело продемонстрированный Кремлю, позволил вести свою партию уже не на чистом блефе, а на извечном конфликте интересов тысячелетних оппонентов. Раздираемая усилившимся внутренним противостоянием в правящем тандеме, тщательно подогреваемым пятой колонной, Москва вынуждена была срочно менять тактику. Несомненно, огромную роль в происходящем сыграли внутренние процессы, происходящие в России. Руководство страны не могло и не может закрывать глаза на общественные фантомные боли по утраченной империи, поэтому обе части дуумвирата всячески набирают очки в этой области перед выборами 12-го года, каждый окучивая свою грядку «собирания земель» и «международного влияния». На этом тернистом пути разбрасываться «последними союзниками» на глазах собственного электората – означает сильно уменьшить свои шансы на политическое долголетие. С другой стороны, победы любой ценой тоже опасны для политического здоровья: противодействующие силы, несомненно, воспользуются неосторожными движениями и обратят подобную победу, как минимум, в ничью, а то и низведут её до поражения.
В складывающейся ситуации, Москва посчитала возможным пойти на частичную потерю лица (точнее – одного из лиц) и свалится в опасную политику компромиссов. Встреча в Кремле 9 декабря, подписание документов по ЕЭП, снятие пошлин на нефть, очередное наполнение кормушки Бородина – «Союзного государства», и, говоря без обиняков, пролонгация дотирования минского режима – вот итог, подведенный под белорусским раскладом 2010 года. Что и говорить, удар по репутации российского президента, неоднократно заявлявшего о невозможности дальнейшего диалога с Минском, нанесён колоссальный. С другой стороны, грандиозный подъём рейтинга российского премьера и усиление его команды – дело предопределённое: именно его детища в области экономической интеграции запущены в действие. И теперь уже абсолютно не важно, что с самых первых шагов все невыгодные для Минска соглашения попросту не будут выполняться, всячески торпедироваться и обкладываться исключениями из правил. Не важно, что вынужденный дать слабину Кремль будет «зажимать гайки» по отдельным вопросам, пытаясь дезавуировать нанесённый самому себе имиджевый ущерб. Важно другое: международным сообществом, включая российских сателлитов, зафиксирован провальный фальстарт избирательной президентской гонки со стороны Д.Медведева. Нивелировать подобный геополитический просчёт, явно инспирированный соратником-соперником, боюсь, вряд ли удастся за приемлемое время, тем более, что большинство перспективных инициатив российского Президента, как то вступление в ВТО, сближение с Евросоюзом и т.п. мало того, что имеют двойственный статус в глазах собственных избирателей, но и в значительной мере зависят от политической воли премьера.
Что касается Европы, то проведя абсолютно беззатратную операцию, Евросоюз остался, как минимум, «при своих», а как максимум – провёл очередную дестабилизирующую и, как следствие, ослабляющую Россию операцию на своей восточной границе. Сложно сегодня сказать, являлся ли полученный в ходе белорусской игры Брюсселя результат случайным, либо был заранее просчитан, однако дивиденды Европе он, безусловно, принесёт. Как минимум, можно успокоить европейскую совесть, умыв руки и традиционно не признав выборы в Беларуси соответствующими демократическим стандартам и продолжая трясти российскую грушу, требуя дополнительных «выплат» за недемократичность.
Возвращаясь к белорусским реалиям, хочется отметить, что позиция нынешнего режима, безусловно, краткосрочно стабилизировалась. Последующие недели декабря можно смело посвящать подготовке к встрече и празднованию Нового года, попутно сбивая выросший уровень политизации общества и потихоньку демонтируя псевдодемократические предвыборные декорации. Лукашенко, в очередной раз продемонстрировавший себя как политик, предпочитающий решать проблемы по мере их поступления, «на флажке» заслужил для себя хорошие каникулы где-нибудь в австрийских Альпах, чем не преминёт воспользоваться. Белорусские оппозиционные силы, понеся очередные имиджевые, людские и финансовые потери после разгромного поражения, по традиции, попытаются сместить деятельность в область «третьего сектора», неправительственных культурных и образовательных организаций и инициатив, однако результативность этих попыток сможет стать отличной от нуля хорошо если через пару лет. Белорусская политическая картошка выкопана, поле присыпало снегом, зима обещает быть затяжной.
Какие же выводы могут сделать основные игроки в «белорусскую рулетку»? Во-первых, очевидным стало то, что даже те «псевдостратегии» поведения, разработанные и проводимые Россией и Европой в Беларуси, в декабре 2010 года окончательно пришли в негодность. С обеих сторон назрела необходимость разработки и продвижения хотя бы среднесрочных стратегических планов в отношении непредсказуемого соседа, причём все прежние их создатели и проводники в жизнь должны быть тщательно перепроверены на предмет профпригодности, а механизмы воплощения – и вовсе отправлены в утиль. Необходимо вести тщательную работу не с фиктивными структурами, якобы представляющими де-факто отсутствующее в стране гражданское общество, а с силами, способными это самое общество кропотливо создавать.
Во-вторых, белорусская власть, имея два огромных противовеса, весьма удобно устроилась на, казалось бы, шатком и опасном канате. Однако, понимание собственной зависимости от наличия противоречий у внешних игроков, безусловно заставит её искать дополнительные страховки в лице, например, того же Китая, а также укреплять свою подвешенную позицию подпорками, имитирующими трансформацию режима в более демократическую ипостась. Кроме того, ей жизненно необходимо стоговать солому в место возможного падения, поэтому ближайший год-полтора будет сопровождаться попытками фактической легитимизации нажитых капиталов путём приватизации промышленности, сельского хозяйства и земли с последующим возможным сбросом выжатой досуха территории в пользу одного из соседей. Процесс передела собственности будет проходить с огромными трудностями, сопровождаться скандалами и затрагивать интересы обоих «противовесов», поэтому инициировать его власть не торопится без предварительных многочисленных консультаций со всеми группами влияния, однако время поджимает, а ситуация с экономикой – торопит.
В-третьих, как белорусской власти, так и внешним игрокам крайне важно не допустить социальных катаклизмов в стране. Официальный Минск зависит от спокойствия собственных улиц напрямую, поэтому массовая пропаганда без устали готовит общественное мнение, твердя о предстоящих трудностях и перекладывая ответственность на кровососов-соседей. Без сомнений, будет минимизироваться импорт, включая критический, ужесточаться валютная политика вплоть до заморозки вкладов населения и валютных счетов организаций, закручиваться «дисциплинные» и политические гайки, отмобилизовывающие население на поддержание разваливающейся модели экономики. Всё это требует перенаправления пара во внешний свисток. В результате Москва получит который уже по счёту виток внешней антироссийской эскалации, теперь уже от дружественного белорусского народа, и перспективу на определённый период потерять влияние на своих западных границах окончательно, поэтому предпочтёт минимизировать такую вероятность даже в ущерб себе, подкармливая соседа по украинскому примеру. Европа же, преследуя цель не допустить расширения российского влияния, опасается получить девять миллионов голодных мигрантов, режущих подручными средствами колючую проволоку на границе. Поэтому действия её никак не будут соотноситься с интересами белорусского общества, если те вступят хоть в малейшее противоречие с европейскими или будут представлять для плачевных евросоюзовских реалий хотя бы умозрительную дополнительную угрозу.
В-четвёртых и «в-главных», внутрибелорусским кругам, которым не безразлична судьба собственной страны, учитывая вышесказанное, опираясь на чёткое понимание сложившейся ситуации и принимая во внимание все задействованные в происходящем действующие и потенциальные силы, следует начинать кропотливое выстраивание собственной деятельности, формирующей у белорусского общества понимание необходимости противостояния деструктивным действиям всех «игроков» на белорусском поле, максимально возможной минимизации наносимого стране ущерба и принуждения заинтересованных сторон к учёту интересов Беларуси и населяющих её людей. В первую очередь, каждый член формируемого гражданского общества призван осознавать, что именно он должен являться субъектом, определяющим собственную жизнь, а не нанятые им управленцы, либо некие внешние силы. Именно с его помощью должна и будет создаваться договороспособная для соседей и продуктивная внутри своей страны сила, призванная осуществлять планирование и воплощение интересов: как его собственных, так и общих.
Добиваться этого следует стартуя от «земных», насущных потребностей «единиц» общества – отдельных людей, предприятий, общин, групп - постепенно, шаг за шагом, выводя из множество частных единое целое, в котором будут взаимно учтены интересы как простого крестьянина или рабочего, так и крупного предпринимателя, кристаллизуя с «единичного» уровня единое общественное соглашение. Самосоздание подобного движения, исходящего из интересов каждого и приводящего к формированию гражданского самосознания в целом, без которого страна обречена на катастрофу и раздел – основная задача белорусского общества на предстоящую долгую политическую зиму.
|