стожар писал(а):
Нет, когда человек сколь-нибудь достаточно решает проблему шкварки, ему уже нужен пасад миж остальными - личность и её признание в обществе, как отличной от других таких же ценности... Позже человек может даже пожертвовать шкваркой и даже жизнью ради гонара, что есть экономически нецелесообразно, и вообще - империализм и сотонизм.
SD писал(а):
...Я о том, что в саму экономическую модель уже встроена социальная сверх-идея. Или, другими словами, не бывает экономики вне идеологии. Или, совсем другими словами, экономика - это тот уровень, на котором задача сверх-идеи и должна ставиться.
М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:
1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия; предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2) ценностно-рациональный, определяется
осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.
Социальное отношение по Веберу является
системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д.
Уважаемый г-н SD прав, в современную господствующую экономическую модель капитализма действительно встроены идеи:
- цель - извлечение сверхдоходов;
- торжество рациональности во всех сферах жизни (не только в экономической);
- рационально только то, что соответствует цели получения сверхдоходов.
В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству
упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга.
Как мне представляется, в настоящее время мирской долг человека сводится (и одобряется) к зарабатыванию денег и их активной трате.
Как мне кажется, г-н Стожар этого не отрицает, но предлагает, чтобы
даже на экономическом уровне действия человека модулировались не только и не столько возможностью любыми способами извлечь прибыль, а
другими ценностями- национальными/государственными.
(Так, например, шариатские банки не берут проценты за кредит и не выплачивают проценты по депозитам, не вкладывают деньги в производства алкоголя, свинины и т.д., потому что это -
харам,грех. Логически доводя эти ценностно-ориентированные действия до конца, правоверному мусульманину запрещается работа в любом качестве в банке, который дает деньги под проценты.)
Как я понимаю, на втором (государственном) уровне социальное действие должно модулироваться
наднациональными ценностями. Достаточно вызывающе он называет их "имперскими", но разве дело в терминах?
Возможно я ошибаюсь (тогда г-н Стожар меня поправит), но целью создания/объединения в "империю" является концентрация усилий многих в сверх-усилие и выход за достигнутый ныне человечеством предел уровня развития.
Или, опираясь на идеи г-на Стожара (опять же, могу ошибаться), - выход в Космос.
Причем либо в звездный, либо в Космос собственного сознания (когнитивная революция???).
Как-то так.