Перспективы Евро
Romanus
Все начиналось замечательно. Летом 1990 г. немецкая марка стала официальным платежным средством ГДР, три месяца спустя - в состав обьединенной Германии вступили пять новых земель, ранее входивших в Германскую Демократическую Республику. Единая платежная единица в одно мгновение сделала Германию единой: единая экономическая и финасовая политики, единая налоговая и социальная системы, система трансфертов, позволявшая при помощи старых земель улучшить благосостояние новичков - вот то, что канцлер Гельмут Коль назвал "солидарностью немцев". Коль также обещал, что через некоторое время восточно-немецкие земли превратятся в "цветущий ландшафт".
Реальность спустя 20 лет оказалась менее впечатляющей: несмотря на 1,4 трлн. евро финансовой помощи и субвенций, восточно-германские земли не достигли уровня западно-немецких доходов, экспорт и производительность труда оставляют желать лучшего, молодежь массово выезжает на запад страны в попытках избежать безработицы и бедности, прцент занятости находится на низком уровне. Опыт объединения западно- и восточногерманских валютных систем является показательным фоном для понимания процессов, происходящих в зоне евро, а также перспектив, зону евро ожидающих. Рецепты спасения европейской единой валюты сводятся политиками к той или иной степени политической интеграции. Председатель Европейского Центробанка Жан-Клод Трише говорит о едином европейском Министерстве финансов. Жан-Клод Юнкер предлагает ввести систему евробондов. Президент Франции Саркози и канцлер Германии Меркель объявили о планах по созданию единого европейского правительства.
Несмотря на разнобой предложений, в них содержится общее зерно: единая валюта априори требует единой фискальной и бюджетной политики. Однако, даже при существовании единого центра принятия финансово-экономических решений, остаются вопросы границ финансового трансферта в рамках валютного союза, а также самой логики трансфертов: либо богатые страны помогают странам бедным, либо бедные страны уменьшают свои бюджетные дефициты, а работники бедных стран должны воспринять как должное уменьшение реальных доходов. В функционирующих валютных союзах оба решения взаимосуществуют. Если регион испытывает финансовые затруднения, то он вправе рассчитывать на помощь более богатых партнеров. Одновременно, жители этого региона показывают готовность к принесению определенных финансовых жертв. Пример Европейcкого Союза показывает, что несмотря на существование многочисленных систем поддержки бедных регионов, они не улучшают положение, а лишь консервируют существующий порядок вещей. В Италии, например, ежегодная помощь богатого Севера бедному Югу достигает 50 млрд. евро, идущих на создание рабочих мест и поддержание инфраструктуры. Однако бедный Юг так и не достиг уровня Севера - доходы жителя Сицилии находятся на уровне 50% от уровня жизни жителя Ломбардии. Не лучше ситуация и в Бельгии, где трансферт богатой Фландрии бедной Валлонии оценивается в 10 млрд. евро в год и идет на поддержание металлургической отрасли и угольных шахт Льежа и Шарлеруа. Несмотря на финансовые вливания, уровень безработицы среди валлонцев в два раза выше уровня безработицы среди фландрцев. Начиная с момента введения евро, территориально-имущественные и социальные противоречия в Италии, Бельгии и Германии лишь увеличились. Для сравнения: в США, несмотря на единую валюту, каждый штат отвечает собственным имуществом и репутацией за правильное ведение бюджета. Например, когда летом 2011 г. обанкротился штат Минессота, местное правительство пошло на резкое сокращение расходов: были приостановлены все проекты, осуществляемые за счет финансов штата, а местные чиновники были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Центральное правительство в Вашингтоне лишь невозмутимо взирало на происходящее: в конце концов, за долги отдельных штатов центральное правительство не несет никакой ответственности. Если штат попадает в финансовые затруднения, то выход из них находится в увеличении налогов и снижении общественных расходов. Все это совершенно невозможно представить в Старой Европе. Также различие социальных систем США и Старой Европы оказывает решающее влияние на устойчивость финансовых систем, кроме того, существует различие в менталитетах. Например в США наемные работники без проблем переселяются в другой штат, если там находится подходящая работа. Европеец же полагается на широко развeтвленную систему пособий и социальных трансфертов, оставаясь на месте в ожидании лучших времен. Соответственно, американские банки более разборчивы в предоставлении кредитов правительствам штатов, последние же внимательно подходят к проблеме расходов, беря лишь те займы, который могут быть впоследствии оплачены. Все это ведет к тому, что задолженность штатов находится на низком уровне - в среднем 17% от региональных ВВП. Соответственно, банкротство центрального правительства в Вашингтоне практически не скажется как на региональных финансах, так и на самом долларе, эмитируемом непосредственно системой частных региональных банков. Подобный подход используется также и в Швейцарии, где правительcтва кантонов полностью самостоятельны в определении местной бюджетной политики, однако несут ответственность за ее результаты и не могут рассчитывать на помощь центрального правительства, или отдельных кантонов. В середине 90-х гг. прошлого столетия на волне кризиса рынка недвижимости многие швейцарские банки находились на грани банкротства, однако в Берне и Цюрихе никому не пришло в голову спасать терпящие крах банки за счет местных налогоплательщиков. Швейцарцы четко следуют основному принципу капитализма: каждый отвечает за собственные долги сам. Страны же зоны евро показали, что греческое финасовое казино будет сполна оплачено немецким и голландским налогоплательщиком; подобный подход лишь подогревает аппетиты банков.
Все это так или иначе сказывается на устойчивости евро.
История, как мы знаем, повторяется в тех или иных вариациях. В середине 19 века Франция, Бельгия, Италия, Швейцария и Греция основали т.н. "Латинский монетный союз" - один из прообразов Еврозоны. Обменные курсы между членами союза были зафиксированы и все пaртнеры были обязаны безусловно принимать к оплате валюты стран -членов союза. Однако Италия и Греция использовали данные условия для увеличения внутренних долгов и их оплаты при помощи эмиссии, которая была экспортирована и переложена на плечи остальных членов монетного союза, в первую очередь - на Францию. В конечном итоге данный союз развалился. Финансовый кризис в Аргентине также начинался с безответственной финансовой политики региональных властей, пользовавшихся своим влиянием для получения огромных кредитов в региональных банках. Когда же местные власти не смогли оплачивать выданные кредиты, в ситуацию вмешалось центральное правительство и местный Центробанк. Закончилось все это в 2001 г. банкротством страны и просьбой к МВФ о предоставлении стабилизационных кредитов, а также жесткой финансовой политикой и длительной рецессией. То, что следует делать для спасения евро, уже опробовано в других странах: необходим отказ от попыток сглаживания уровней жизни между Севером и Югом, а также отказ от спасения бюджетов отдельных стран зоны евро за счет иных ее участников. Кто не способен обслуживать собственный долг, тот обязан объявитъ о банкротстве и передать свой финансовый суверенитет конкурсной комиссии со всеми за этом идущими последствиями. Единая европейская валюта от этого лишь выиграет.
|