"Слетелись москали жаждущие дальше продолжать насилие над регионами, выкачивать деньги и проводить свою ымперско-ордынскую политику; конечно оно им хорошо сосать деньги и недра из регионов и жить за этот счёт прекрасно, но любой эксплуатации наступает конец, тому примеры павшие колониальные империи.…"Думаете этот комментарий появился на сайте западенских националистов, или литвинствиющих белорусов, или на худой конец российских национальных меньшинств из Кавказа или Сибири? Ничего подобного. Это слова с сайта
Республики Черноземье - трудно себе представить более русский регион, чем этот: Орел, Тамбов, Курск, Липецк, Воронеж, Белгород, а также
сочувственно-дружеский им Брянск.
Российский регионализм долгие годы оставался маргинализированным явлением, которым чаще баловались фашиствующие подростки да борцы за религиозно-расовую чистоту. Но в последние годы идеи регионализма в России все чаще звучат мейстримовским языком, и как правило с совершенно другой стороны политического спектра - либерально-демократического.
Фёдор Крашенинников, уральский политолог, президент Института развития и модернизации общественных связей:
"Регионализм в России – это, наверное, единственный путь к многопартийности и демократии. Потому что сама идея, что в такой огромной стране люди от Тихого океана до Балтийского моря могут объединиться вокруг каких-то конкретных вещей - абсурдна. На таких глобальных расстояниях любые идеи превращаются в набор общих фраз.
...
Я искренне полагаю, что идея европейского просвещенного либерального национализма должна, наконец, занять свое место среди основных идеологем общества. К сожалению, долгие годы национализм в нашей стране был частью имперского шовинистического комплекса идей, густо замешанного на авторитаризме и тоталитаризме. Отсюда и все негативные коннотации."
При чем тут Беларусь?Внимание любого белоруса сегодня закономерно приковано к политическим и экономическим конвульсиям своей страны. Дела у нас на столько плохо, что совершенно реальной является перспектива исчезновения суверенитета как такового, или как минимум сворачивания страны в формат где-то между российской колонией и партизанским отрядом комиссара Лукашенко имени "Отсоединения Беларуси от России".
Российские посетители Брамы закономерно скажут: "Опять вместо разбирания собственных полетов все России косточки перетираете". И будут совершенно правы - решение первостепенных вопросов лежит на улицах Минска, а не Москвы. Но как белорусам не уйти от принятия ответственности на себя за свою собственную жизнь, точно так же невозможно игнорировать фактор Москвы во всех последних (и не только) белорусских событиях.
На сегодняшний день практически очевидными стал факт того, что Москва целенаправленно играла с середины прошлого года и продолжает играть сейчас на обострение экономического кризиса в Беларуси:
- Именно по этой причине Беларуси была обрезана главная валютная выручка от перепродажи энергоносителей и именно в середине 2010 года, при этом демонстративно оставлены энергоносители для внутреннего потребления
- Именно по этой причине шла информационная атака
- Именно поэтому столь вовремя возник разгон демонстрантов 19-го с последующим захлопыванием дверей к западным кредиторам. И хоть Лукашенко пытается всем (включая самого себя) доказать, что это он отдавал приказы на разгон - очевидная спланированность акции и ее идеальное совпадение с экономическими событиями говорит о многослойной игре.
- Именно поэтому Москва сейчас выдвигает заведомо нереальные требования экономических реформ к Лукашенко. Даже если кинуться в обвальную приватизацию (чего никогда не будет по системным причинам), Беларуси ни в жизнь не удастся продать столько активов, в столь короткий срок, а главное - в ситуации, когда даже русские и китайцы не рискнут доверять свою собственность нынешнему режиму.
Вся новейшая история Беларуси говорит об одном: Москва была и остается (сознательно или бессознательно) одной из главных причин, почему Беларусь не будет развиваться по демократическому, европейскому пути. Если бы задачей Москвы было простое смещение Лукашено и установление прозрачных экономических правил, элементарное непризнание итогов выборов совместно с европейцами, однозначный сигнал белорусской элите, что с этим руководством больше дел не будет, привело бы к смене режима куда быстрее и безболезненнее, чем доведение Беларуси до полного разорения. Значит, задача совершенно другая.
Как уже неоднократно писалось на Браме, в силу многих объективных и субъективных причин российская внешняя политика, включая внешнюю экономику, находится в плену нео-имперских ценностей. И так уж сложилось, что ввиду своей географии, своей культуры, своего названия, а также советского (читай "про-имперского") имиджа
Беларусь оказалась на передовой линии собирания имперских земель. Если Россия не может "собрать" Беларусь, не может закрепить ее в сфере своего диктата, то кого вообще она тогда может "собрать"? Даже огромный Казахстан не будет иметь для российского нео-империализма той ценности, что "неблагодарная", но "братская" Беларусь.
Хотим мы того или нет, но и потенциальная демократическая Беларусь, и нынешний губительный авторитарный режим, оба имеют одного и того же стратегического противника - систему нео-имперских ценностей, формирующих предпочтения в российском обществе в целом, и принятие решений в российском полит-классе в частности. Ни в коем случае не хочу выносить суждений о том, хорошо это или плохо для самой России - может даже и хорошо на данном этапе - но это однозначно выходит боком для Беларуси.
Вспоминаются предсмертные пророческие слова Калиновского про власть Москвы:
"Бо я табе з-пад шeбеніцы кажу, Народзе, што тагды толькі зажывеш шчасліва, калі над табою Маскаля ўжэ не будзе".
Почему российский регионализм?Одной из ключевых причин доминанты нео-имперских ценностей в Москве - помимо того, что это закономерное наследие Российской Империи и Советского Союза - является элементарное отсутствие для них альтернативы. Некоторое время Россия пыталась породить альтернативу нео-имериализму в лице либерально-демократических ценностей. Однако при этом напрочь игнорировался факт того, что демократический капитализм растет только на пару с государственным национализмом, который по своему определению не может уживаться с империей (читаем В.И. Ленина). Под национализмом в данном случае подразумевается образование кластеров по оси "свой-чужой", когда я как гражданин полностью соглашаюсь жить в одном государстве только с носителями таких ценностей, кому я готов доверить свою судьбу, проиграв им на выборах. Их "чуждость" и их "ценности" не должны быть принципиально несовместимыми с моими. Но как такого добиться в стране, где интересы регионов, их историческая память и гордость диаметрально противоположны? Когда для одних татаро-монгольское иго величайшее горе в истории, а для других - расцвет своего могущетсва. Когда для одних генерал Ермолов заслуженный герой, а для других - лицо геноцида. Когда удаленность моего региона от метрополии позволяет назначенной местной власти творить полный беспредел, а чиновники, определяющие мою судьбу за девять часовых поясов отсюда, понятия не имеют о том, чем живет мой регион.
Демократический либерализм имперского формата полностью провалился в России. Зверек оказался нежизнеспособен и очень быстро свернулся до уровня несущественности. Все еще не умершие обще-российские правые партии - от Яблока до Правого дела - живут на уровне простейших микроорганизмов. В последнее время их решили немножко оживить, как к примеру привлечение знаменитого инноватора-рационализатора, красавца и просто богатейшего олигарха России Михаила Прохорова
к управлению Правым делом.
Однако, пока Кремль тужится выдуть для себя видимость оппозиции на правом фланге, политическая эволюция российского сознания начала порождать свои собственные не подконтрольные мутации. События на Кавказе, растущая национальная неприязнь между русскими и кавказцами, совмещенная с жаждой регионального самоопределения в противовес чуждой и далекой Москве стали катализаторами процессов.
Началось все, как и водится, с маргинальных элементов. Фашиствующие, ксенофобствующие сайты стали первыми, кто начал возделывать делянку регионального национализма. Как к примеру борцы за чистоту белой расы от лица казаков. Поначалу они не выглядели чем-то стоящим внимания властей, поскольку рассматривались как модификация искусственно созданных имперских фашиствующих фракций типа РНЕ. Но потом идеи регионализма начали переходить в менее горячие головы. Они начали всплывать во множестве различных модификаций: у сторонников язычества, у традиционалистов, у поклонников региональных правительств времен Гражданской войны (как и других гражданских войн, аж вплоть до
Емели Пугачева), постепенно нацеливаясь на язык политического мейстрима. Отдельные носители идей стали эволюционировать вместе с ними, как бывший православный монархист (читай - имперец), а ныне один из наиболее известных регионалистов, ратующий за создание русской республики Залесская Русь на землях вокруг Москвы,
Алексей Широпаев.
Самые разнообразные по духу, истокам и взглядам региональные течения начали дрейфовать друг к другу, объединяемые общей нелюбовью к неправдам московской власти. Стали все чаще появляться вместе на народных постерах:
(флаги на картинке - Сибирь, бывший флаг Залесья (Москва), Ингерманландия (Санкт-Петербург), Идель-Урал (татары, башкиры, чуваши))Безусловно, большинство из поклонников регионализма пока еще живут на уровне политического баловства. Им очень далеко до серьезных течений, и их мало кто воспринимает всерьез. Однако идеи регионального противостояния Московской авторитарной системе власти, которая все больше входит в противоречие с развитием России, лежат на благодатной, возможно даже взрывоопасной почве.
Примером того, что подобные зерна могут порождать огненные вихри, является прошлогодняя история с так называемыми
"Приморскими партизанами". Несомненно, эти фашиствующие малолетки были обыкновенными бандитами. Но стоило им заикнуться о войне против Кремля, стоило блоггерам начать спекулировать о начале возможного сепаратизма Дальнего Востока, как волна поддержки "партизан" по России оказалась куда значительнее, чем кто-либо ожидал.
Wikipedia:
"Согласно телефонному опросу радиостанции «Эхо Москвы», и голосованию на сайте этой радиостанции, проведённым 9 и 10 июня 2010 года, около 60—75 % проголосовавших готовы были помочь приморским партизанам; около 60-70 % проголосовавших назвали их действия «робингудством".
Авторитаризм российской власти, искусственно затянутый в одну сторону политический маятник, накопил огромный потенциал движения в противоположную сторону. Однако, сама противоположная сторона пока еще не оформилась в законченную, непротиворечивую систему.
Первой попыткой оформить регионалистское движение во что-то более системное и мейнстримовское стало создание
Национал-демократического альянса в марте 2010 года, вызванное желанием привести различные регионалистские течения к общему знаменателю. Свое появление на свет они огласили через
призыв о переучреждении Российской Федерации в семь русских республик (по количеству федеральных округов минус Северо-Кавказский федеральный округ). Де-факто, это стремление перейти от Российской Федерации к своеобразной Российской Конфедерации.
"
Семь республик, это возможность семи сценариев русской цивилизации. Это возможность сохранить русскую нацию и её геном даже если несколько вариантов окажутся нежизнеспособными или будут уничтожены катаклизмами. Это возможность дать русским шанс на будущее, тем, кто сможет создать действительно жизнеспособное и активное общество. Стагнация и сознательное не желание прогресса погубит не только государство Россия, но и русских, которые так и не смогли стать нацией."
Среди основных идей альянса:
- Создание русских республик в составе РФ и переучреждение Федерации как союза национальных республик. (Юридическое признание обновлённой Российской Федерацией статуса государства-продолжателя Российской демократической федеративной республики).
- Расширение полномочий регионов, реальный федерализм
- Демократизация государства, реализация прав и свобод граждан
- Отказ от неоимперской внешней политики.
- Антисоветизм и антикоммунизм
- Ограничение иммиграции из стран Кавказа, Азии и Африки
- Защита прав частной собственности, развитие рыночной экономики
- Легализация огнестрельного оружия
- Курс на последовательное сближение и сотрудничество с Европейским Союзом и НАТООднако, аппетит на регионалистические тенденции на столько широк и разнообразен в России, с совершенно разными первичными мотивами и причинами в разных регионах, что подобное "деление с плеча" по границам федеральных округов не только не решает проблемы, но потенциально еще больше ее усугубляет, игнорируя специфики отдельных регионов. А главное для нас - происходит без участия интересов Беларуси, к коим в первую очередь относятся:
- Создание условий для роста в России демократических процессов, как минимум в наиболее близких к нашим границам регионах
- Устранение условий для потенциальных будущих "собираний земель", особенно под главенством Москвы. Поэтому политический вес должен быть максимально перемещен от Москвы к другим регионам и желательно распределен между несколькими
- Желательное обеспечение белорусской границы не с одним, а хотя бы с двумя регионами для диверсификации долгосрочных рисков
Юность регионалистского движения является позитивным фактором, поскольку разнообразные самоопределяющиеся регионы представляют собой ранний исходный материал, на развитие которого возможно влиять, создавать дополнительный будущий рычаг давления в общении с Кремлем/Москвой. Заодно помочь самим регионалистам вырасти и стимулировать реформирование России в более демократическое государство, а не застревать на уровне маргинальных ячеек.
Иными словами: интересы российских регионалистов и интересы Беларуси - взаимодополняющие.Что нам делать?Речь ни в коем случае не идет о пособничеству распаду России или стимулировании сепаратизма. Речь идет о спасении русской цивилизации, приданию ей нового стимула развития. Более демократическая Россия неизбежно будет регионально-разнообразной, с большей властью на местах, что увеличит ее гибкость и устойчивость, повысит способность эволюционировать и оперативно реагировать на вызовы времени.
Исчезновение "полюса силы" на Востоке Европы не отвечает интересам Беларуси. В этой ситуации переферийность нашего положения только увеличится. Однако Россия не должна быть только "сырьевой обезьяной с большой ядерной дубиной", которую главные мировые игроки предпочитают брезгливо сторониться. Россия должна быть частью мира со всеми передовыми социальными системами для разностороннего - технологического, экономического, политического, морального - лидерства. Такой передовой Российский Союз будет абсолютно в интересах Беларуси.
Увеличение самостоятельности и самодостаточности регионов вовсе не означает исчезновение таких централизованных понятий как армия, космическая программа или система здравоохранения. Наоборот, оно предполагает большую конкуренцию идей и ускорение процесса в других областях. А также возможность учиться на ошибках друг друга, как сейчас, я надеюсь, наши соседи учатся на примере дутого "белорусского чуда".
Российский регионализм - потенциально сильное орудие в руках людей, стремящихся к созданию демократической Беларуси. Комплиментарность регионалистических идей в России и интересов Беларуси неизбежно приведет их в контакт. Но очень важный вопрос - в добрые или злые руки попадет такое орудие.
Представьте себе ситуацию, когда загнанный в угол Лукашенко решается разыграть регионалистскую карту при поддержке про-советских протестных настроений в самой России. Может случиться как в старом анекдоте: из Беларуси выйдет две дивизии, а до Москвы дойдет двадцать две. Шутки-шутками, но после "приморских партизан" вопрос уязвимости России лежит лишь в плоскости правильной риторики, удачного момента, да отсутствия чего терять для самого субъекта.
Поэтому для современных демократов Беларуси важна в том числе работа на опережение в борьбе за данный ресурс. Помочь российскому регионализму пойти в нужную демократическую струю, взять над ним неформальное шефство, помочь избавиться от внутренних противоречий и оформиться системно, помочь выжить в условиях давления со стороны кремлевской власти, которое несомненно будет возрастать с расширением данной политической ниши.
Лучшая защита - нападение. Правильность игры на опережение показал наш бывший земляк маршал Пилсудский. Не смотря на то, что Польша едва пол часа существовала как независимое государство, он активно содействовал аналогичным суверенным движениям по всей России, до и по Восточной Европе вцелом. В силу разных причин многие из этих движений провалились (хотя многие оказались и успешными - Прибалтика, Чехословакия, Югославия, Финляндия). Но один результат оказался бесспорно успешным - Польша быстро стала самодостаточным независимым государством, с которым пришлось считаться остальным.
Примеры веб-ресурсов российского регионализмаПредупреждение - некоторые из ресурсов могут содержать политически-экстремистские взгляды. Иные вполне нейтральные.
Ингерманландия
http://www.ing-spb.narod.ru/http://spb-separation.livejournal.com/http://ingria.info/http://vkontakte.ru/club342730http://ingermanland.white-society.org/Карелия
http://free-karelia.livejournal.com/Североруссия
http://ru-sever.livejournal.com/http://www.liveinternet.ru/users/4014980/post153341118/http://white-brother88.livejournal.com/http://ariognostic.livejournal.com/Северославия
http://sever.inache.net/http://www.apn-spb.ru/Залесье
http://zalesskaya-rus.livejournal.com/profilehttp://shiropaev.livejournal.com/54225.htmlhttp://moscow-autonomy.livejournal.com/Идель-Урал
http://tatars.blogspot.com/Булгары
http://www.bulgars.ru/http://rem-bulgari.livejournal.com/308590.htmlЧерноземье
http://rche.info/http://vrn.livejournal.com/http://unionregions.rusbb.org/viewtopic.php?id=921http://spvrn.com/Урал
http://free-ural.livejournal.com/Сибирь
http://real-siberian.livejournal.com/http://www.volgota.com/Оренбуржье
http://sometrouble.livejournal.com/Казакия
http://nordman75.livejournal.com/Российский регионализм
http://polusa-ru.livejournal.com/http://ru-nazdem.livejournal.com/http://clubb.wordpress.com/http://nazdem.info/