Антикризисная программа Объединённой гражданской Партии
(подготовлена группой экспертов под общей редакцией д.э.н., проф. С.Богданкевича)
Развитие по административно-командной модели, сохранение государственного монополизма привели экономику Беларуси к парадоксальному положению, когда рост ВВП сопровождается ее фактическим разрушением, товарно-денежной разбалансированностью и общим падением эффективности.
Рост ВВП за 2010 г. на 7,6% обеспечен ростом внешних заимствованием на 29%, ростом внутренней задолженности экономики банкам на 40%, превышением импорта над экспортом, равным 13,5% ВВП и рядом других негативных составляющих.
Экономика теряет свою конкурентоспособность. Ручное управление, сопровождаемое дотациями, льготами, преференциями, дешевыми кредитами для отдельных предприятий, не работает. Происходит разрушение культуры производства и традиции сбережения, изгнание номенклатурными кланами «мозгов» и предпринимательского капитала.
Культивируется иждивенчество и «халява». Страна живет не по средствам. За 2010г. общий размер внутреннего потребления превысил объем производства более чем на 7 млрд. дол. США.
Популистское, в нарушение экономических законов, повышение перед президентскими выборами 2010г. заработной платы, привело в начале 2011г. к полной дезорганизации денежно-валютного рынка, снижению золотовалютных резервов (за 1 квартал 2011г. на 31,6%), обвальному росту потребительских цен (порядка 50%) и реальной девальвации национальной валюты ( порядка 100%).
Произошло обесценение рублевых сбережений населения почти на половину, средняя заработная плата в долларовом эквиваленте снизилась с 500 дол. до 300.
При этом необходимо учитывать, что если в Национальном банке РБ еще остались резервы в размере 3,8 млрд. дол. США, то у коммерческих банков величина чистых иностранных активов (резервов) составляет на 1 апреля 2011г. отрицательную величину в объеме 15 трлн. белорусских рублей (минус 4,1 млрд.дол.).
Экономике требуется незамедлительное лечение. Страна нуждается в новом экономическом курсе, который базировался бы на демократии, открытой конкуренции и рыночной платформе. Избранная авторитарно-административная модель, проводимая экономическая политика - тупиковые.
Средний уровень заработной платы и пенсий в Беларуси ниже, чем у западных соседей, избравших демократию и рынок, более чем в два раза. Увеличивается отставание и от России, Казахстана.
И это в условиях многомиллиардных российских ценовых субсидий по нефти и газу.
Причем уровень жизни населения в последние годы искусственно поддерживался использованием на потребление продаваемой госсобственности (Белтрансгаз, Велком, БеСТ, банки - всего порядка 7-8 млрд.дол.) и внешних займов (кредиты МВФ, России, размещение евробондов и др. – всего более 30 млрд.дол.).
Сегодня вопрос уже стоит не в сохранении ранее достигнутого уровня жизни, а в обеспечении наименее болезненного постепенного перевода страны «на жизнь по средствам» с сохранением реальных шансов на его подъем после перевода экономики на более эффективную модель развития.
Антикризисные первоочередные шаги должны начинаться с публичного признания ошибок в выборе модели развития и экономической политике, предусматривать переход на рыночную модель, создание равных условий хозяйствования для частного и государственного бизнеса, децентрализацию управления, передачу существенной части финансов и полномочий в регионы, стимулирование развития внутринационального рынка, прежде всего малого и среднего бизнеса, определение трех-пяти приоритетов, принятие Антикризисного бюджета, очищение экономики от балласта и «липового» капитала, активизацию института банкротства, снижение налогов, нулевой налог на три года для вновь создаваемого малого и среднего бизнеса, земельную реформу, мораторий на аресты предпринимателей до суда, амнистию бизнес-заключенных.
Важнейшие принципы новой экономической политики:
-Прозрачность действий всех органов власти. Публичный диалог власти, общества, бизнеса. Полная информация на сайтах о расходовании всех бюджетных средств и займов. -Эффективность. -Антикоррупционность.
1. Нормализация денежно-валютного рынка, введение режима жесткой экономии, привлечение ПИИ
Задача оздоровления экономики требует прежде всего нормализации денежно-валютного рынка, восстановления единого валютного курса на основе баланса между спросом и предложением, стабилизации цен.
Величина валютного курса, потребительские цены должны определяться рынком.
Главная ответственность здесь должна лежать на Национальном банке, который обладал бы высокой степенью автономии как от исполнительной, так и законодательной властей.
Прямую, персональную ответственность НБ РБ необходимо законодательно закрепить. Предлагается:
• Незамедлительно восстановить цивилизованный денежно-валютный рынок (единый курс) для бизнеса и населения, функционирующий на рыночной основе. Для определения первоначальной величины официального валютного курса белорусского рубля провести общенациональную сессию на Белорусской фондово-валютной бирже. Обеспечить наличной валютой все обменные пункты страны. Перейти на систему плавающего курса в рамках коридора до 12% к корзине валют. Ожидаемая первоначальная несколько завышенная девальвация приведет к снижению девальвационных и инфляционных ожиданий и тем самым к последующему укреплению рубля и оздоровлению экономики.
• На базе полной автономии возложить на НБ РБ персональную ответственность за: а) поддержание в стране цивилизованного валютного рынка и функционирование единого валютного курса национальной валюты, базирующегося на рыночной основе; б) снижение уровня инфляции до 3% и его поддержание в дальнейшем; в) обеспечение работы банковской системы в режиме положительной ставки рефинансирования; г) поддержания высокого уровня ликвидности банковской системы без использования безресурсной кредитной эмиссии; д) наведения порядка с отражением сомнительных банковских активов.
• Вывести Национальный банк из состава учредителей коммерческих банков страны.
• Реализовать план постепенной приватизации государственных банков, доля которых в настоящее время составляет 73% от общей величины совокупного уставного фонда.
• Отменить всякие ограничения, тормозящие развитие финансового рынка и страхового дела, в том числе незамедлительно осуществить демонополизацию рынка страховых услуг.
• Незамедлительно запросить у МВФ помощи для стабилизации национальной валюты и денежно- валютного рынка на сумму порядка 8 млрд. дол., предложив Фонду рыночную программу оздоровления экономики и финансов (постепенного перевода страны «на жизнь по средствам»). • Правительству и Национальному банку принять системную, комплексную программу, целью которой являлось бы: -оздоровление и повышение эффективности экономики, -обеспечение жизни по средствам, -достижение сбалансированности внешней торговли, -сокращение государственных расходов, объемов кредитной эмиссии и кредитования госпроектов, -прекращения практики накачки так называемых «точек роста» дешевыми кредитными ресурсами, -пополнения рынка, противостоящего денежной массе, имеющейся у населения, новыми видами товаров и услуг, -снижение уровня инфляции, -получение стабилизационных кредитов от МВФ и России, -поступление прямых иностранных инвестиций на развитие, -увеличения золотовалютных резервов до объема не менее размера трехмесячного импорта за счет средств, поступающих от приватизации госсобственности и стабилизационных займов. • Посредством политической и экономической либерализации обеспечить безусловное выполнение плана привлечения в страну ПИИ в размере 6,5 млрд.дол. США.
• В связи с ожидаемым ростом безработицы незамедлительно повысить размер пособий по безработице до уровня, превышающего величину прожиточного минимума. Обеспечивать за счет госбюджета обучение безработных новой профессии и расходов по переезду к новому месту работы. • Разработать и начать реализацию программы создания миллиона эффективных рабочих мест. • Ввести режим жесткой экономии. Расходную часть консолидированного государственного бюджета сократить не менее чем на 20% (более 10 трлн.), в том числе не менее чем на 30% расходы на содержание органов власти всех уровней. В рамках оптимизации структуры управления и контроля, ограничения участия в бизнесе: а) законодательно сократить и установить пределы численности МВД. КГБ, МО, других силовых структур, а также численности госаппарата и других систем управления. б) прекратить дотации на покрытие убытков госпредприятий, а также финансирование (консервацию-приватизацию) большинства госпроектов, в) обеспечить снижение и перевод средств на дотации сельскому хозяйству в зависимости от объемов реализации продукции.
• Ввести временный мораторий на увеличение заработной платы по аппарату госчиновников, включая парламент, администрацию президента, другие органы «вертикали», а также на индексацию заработной платы на инфляцию, как отражение вины бюрократии за архикризисное состояние экономики.
• Ужесточить денежно-кредитную политику. Резко ограничить политику искусственной поддержки ликвидности банков, установив лимит на эти цели. Обеспечить возврат ранее выделенных ресурсов (составляющих сегодня более 30 трлн.руб.) в ограниченные сроки. Прекратить практику перекрытия кредитом отвлечений собственных ресурсов предприятий в нереализованную готовую продукцию и дебиторы.
• Поднять ставку рефинансирования до уровня ожидаемой инфляции (из расчета на год).
• С целью снижения нагрузки на денежную систему и валютный рынок, привлечения средств населения в хозяйственный оборот, пополнения доходов бюджета за счет неналоговых поступлений: - создать реальный рынок оборота ценных бумаг предприятий как для юридических, так и физических лиц; - устранить правовые и административные барьеры на пути создания полноценного рынка земли; - выставить на продажу активы замороженного незавершенного строительства, осуществляемого за счет г-осударственных средств; - обеспечить продажу арендуемых у государства офисных и производственных помещений по рыночной стоимости, в т.ч. в рассрочку. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых объектов продавать их через открытый аукцион; - обеспечить продажу земельных участков под приватизированными и частными предприятиями; - осуществлять широкую распродажу земельных участков под предприятий частного сектора экономики и на с-строительство жилых домов; - разработать для коттеджной застройки генпланы по всем городам (в т.ч. городам-спутникам и поселкам-спутникам). Обеспечить в местах застроек создание необходимой инфраструктуры. Организовать продажу земельных участков всем желающим по кадастровой стоимости с учетом создания инфраструктуры (дорог, сетей водоснабжения, канализации, электросетей); - сократить количество резиденций, находящихся в собственности управления делами президента и областных (городских) администраций, до приемлемого в условиях кризиса минимума, выставив их на продажу.
• В рамках оптимизации структуры управления и контроля законодательно сократить и установить пределы численности разросшихся правоохранительных органов, МВД, КГБ, МО, а также госаппарата. Общим ориентиром должно стать сокращение не менее чем на 30% ассигнований на содержание власти всех уровней. Кроме того, было бы правильным ввести временный мораторий на увеличение заработной платы по аппарату госчиновников, включая парламент, правительство, другие органы вертикали, а также на индексацию фонда зарплаты на величину инфляции, как отражение признания вины бюрократии за архикризисное состояние экономики. • Расчеты показывают, что режим экономии позволяет государству осуществлять в полном объеме финансирование социальной сферы при сокращении общей налоговой нагрузки на экономику до 25% ВВП. С учетом этого снизить ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 17%, ставки налога на прибыль с 24% до 20%.
2.В правительственной комплексной Программе оздоровления экономики должны найти отражение как основополагающие, так и первоочередные вопросы и задачи. К основополагающим относятся: -полная дебюрократизация, -свобода от вмешательства в бизнес «вертикали», -равные условия хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности; -отмена льгот по налогообложению, кредитам, другим преференциям «для избранных» и равный доступ к ресурсам; -свободная конкуренция и защита прав собственности; -прекращение практики бесперспективного сохранения неэффективных рабочих мест, вместо стимулирования создания новых; -освобождение экономики от неэффективного, архизатратного, убыточного балласта; -безусловное верховенство принципов рыночной модели развития и права, свобода конкуренции.
Не менее важна реализация принципа жесткой договорной и финансовой дисциплины.
Он предполагает отказ от субсидирования банкротов. Включая и скрытую форму, посредством принудительного банковского кредитования. Предусматривает широкое использование залогового права собственности на недвижимость, на землю.
Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике, является только реальная угроза банкротства. Механизм банкротства необходим рынку и должен быть восстановлен в полном объеме.
Среди других вопросов и задач представляется весьма важным: • введение обязательной нормы общественной экспертизы объединениями предпринимателей нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной деятельности; • введение поста омбудсмена по представлению и защите прав предпринимателей, частного бизнеса, госпредприятий; полноценный заявительный принцип регистрации бизнеса; дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, ограничение его только теми видами, которые могут иметь непосредственное, прямое влияние на жизнь и здоровье человека;
• отмена права регистрирующего органа ликвидировать коммерческую организацию; введение административной и уголовной ответственности за вмешательство «вертикали» в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования;
• принятие единого порядка продажи государственных активов исключительно на открытом аукционе и за деньги; продажа предприятий с числом занятых до 200 человек исключительно белорусским юридическим и физическим лицам; продажа белорусским гражданам не менее 10% акций стратегических предприятий страны при продаже их иностранным инвесторам;
• реализация принципа «кредита налогового доверия», предусматривающего освобождение предприятий с таким статусом от плановых проверок в течение 5-7 лет;
• дальнейшее упрощение системы налогообложения, введение единого социального налога вместо существующих подоходного налога и налогов на зарплату; отмена для негосударственных предприятий отчислений в инновационные фонды; введение патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, занятых розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, небольших предприятий общепита и др.; освобождение вновь создаваемого бизнеса от налогообложения на первые три года; увеличиение нормативного объема выручки и численности работающих на предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения, хотя бы до уровня предприятий союзной РФ;
• освобождение субъектов малого предпринимательства от проведения обязательного аудита за исключением субъектов, выпускающих ценные бумаги для свободного обращения; введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до трех лет; введение запрета на проведение рейдовых налоговых проверок стационарных объектов торговли и общественного питания;
• внесение изменений в Закон о приватизации с целью недопущения использования средств от приватизации на «проедание», четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядка оповещения о проведении приватизации, состава участников, порядка проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Придать приватизации «народный характер». Народный характер будет обеспечен за счет поступлений до 50% от каждой сделки в Пенсионный фонд, другой части – в золотовалютные резервы страны. Ресурсы, направляемые в Пенсионный фонд, должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов.
• прекращение использования бюджетных ресурсов для покрытия убыточной деятельности;
ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий (в том числе через банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу и др.); • развитие малого бизнеса за счет отделения отдельных подразделений госпредприятий.
Инвентаризация на госпредприятиях неиспользованного в производстве оборудования и передача его частному, прежде всего малому бизнесу в льготный лизинг на срок до 10 лет; • снятие бюрократических препон для экспортеров и, прежде всего, предприятий малого бизнеса и предпринимателей, в том числе на оплату экспортируемых товаров за наличный расчет. Обеспечивать незамедлительный возврат экспортерам НДС;
• создание на базе двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов международных концернов с привлечением европейского и российского капитала;
• земельная реформа. Устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли; обеспечение привязки бюджетных дотаций к объемам реализации сельскохозяйственной продукции;
• упрощение порядка временного изменения функционального назначения помещений. Введение правовой нормы, разрешающей регистрацию субъектов хозяйствования по домашнему адресу одного из учредителей и адресу арендуемых торговых объектов.
Введение понижающего коэффициента - 0,2 для всех предприятий малого бизнеса и ИП, арендующих недвижимость у органов республиканской или местных властей;
Упразднение повышающего коэффициента «3» для арендуемых офисных помещений;
Прекращение практики фиксации арендных ставок на частную коммерческую недвижимость;
• переход от обязательной к добровольной сертификации промышленной продукции, строительных работ, туристических и других услуг для частных малых и средних предприятий, создание центров добровольной сертификации.
Единственным сертифицируемым в обязательном порядке параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;
• исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих внесудебную конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, арест денежных средств на счетах и бесспорное списание их на основании предписаний государственных органов;
• создание реального рынка оборота ценных бумаг предприятий как для юридических, так и физических лиц;
• приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц; отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;
• создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;
• упрощение бухгалтерского учета, сокращение документооборота, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности;
• подписание и реализация Энергетической хартии Европейского союза, создание международных концернов в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;
• активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа к энергетическим сетям коммерческим организациям;
• модернизация системы сбора и переработки мусора и отходов, создание возле каждого города современной, экологически привлекательной инфраструктуры для коммерчески выгодной переработки мусора.
3. Вопросы торговли: • внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2012 году;
• принятие необходимых изменений в законодательство для создания полноценной зоны свободной торговли со странами – участниками программы «Восточное партнерство», в первую очередь, с Украиной, а также Европейским союзом;
• разработка программы полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO, полный отказ от ГОСТов и переход на стандарты ISO на товары и услуги до 2014 года;
• введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;
4. Социальные вопросы
• либерализация контрактной системы найма.
Законодательное установление стандарта средней пенсии с учетом прожиточного минимума.
Устранение вопиющих диспропорций в пенсионном обеспечении между высшими госчиновниками и другими категориями.
Повышение пособий безработным хотя бы до уровня прожиточного минимума и обеспечение возмещения за счет госбюджета обучения новой профессии и переезда к новому месту работы; • переход на действительно адресную систему социальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат;
• включение в систему налоговых вычетов всех затрат на образование детей;
• создание государственного Фонда поддержки талантливых детей. Управление им будут осуществлять избранные на конкурсной основе представители гражданского общества. Отчисление в него будут сокращать налогооблагаемую прибыль;
• выделение 100 стипендий в год талантливым студентам на получение образования в лучших вузах мира;
• ликвидация очередей в поликлиниках и больницах, развитие полноценной страховой медицины, компьютеризация медицинских учреждений;
• предоставление хозяйственной самостоятельности поликлиникам и больницам с гарантированным определением объема бюджетного финансирования;
• четкие и постоянные правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения, главным критерием которых станет уровень знаний абитуриента;
• равные возможности для образовательных учреждений всех форм собственности, начиная с дошкольных, и заканчивая высшими;
• стипендию студентам, равную не менее бюджета прожиточного минимума;
• полная компьютеризация школ; обеспечение всех школ и вузов доступом к широкополосному Интернету;
• деидеологизация образования, ликвидация ВАКа, переход на стандарты ЕС в области научной работы; • проведение полной амнистии бизнес-заключенных. Внести изменение в Уголовный кодекс по примеру России: за экономические преступления карать штрафами, и только после отказа платить штраф лишать таких людей свободы;
• создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в странах ЕС, США и России;
• введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны.
|