Много лет на форумах обсуждается вопрос о роли российских дотаций для белорусской экономики и станы в целом.
Есть несколько очевидных фактов. Первый из них состоит в том, что дотации существуют, и их размер со временем возрастает. Сегодня в различных источниках называются разные цифры в диапазоне от 6 до 10 млрд. долларов в год. Второй факт состоит в том, что Россия дотирует нашу страну не первый год. Предположительно, началом дотационного периода моно считать 1996 год, когда в стране произошел политический кризис, в разрешении которого активное участие приняло тогдашнее руководство Российской Федерации. Таким образом, период дотирования длится около 16 лет. В 2010 году из уст премьер-министра РФ Путина прозвучала даже цифра совокупных размеров этих дотаций – 60 млрд. долларов.
Эти дотации имеют различные формы. Это и низкие цены на нефтегазовое сырье, и отсутствие таможенных пошлин перед белоруской продукцией на российском рынке, и преференции для белорусских производителей. Стоит несколько слов сказать о причинах.
Если вспомнить ситуацию середины 90-х годов в России, то в то время там активно шли процессы приватизации и первоначального накопления капитала. Основным источником доходов была продажа нефти и газа в Западную Европу. Транспортировка нефти и газа осуществлялась газо- и нефтепроводам, пролегающим через вновь образованные после распада СССР страны – Украину и Беларусь, а также через страны Восточной Европы, которые также проживали этап трансформации. Тогда еще не было устоявшихся правил, регулирующих рынок продажи и транспортировки энергоносителей. Каждый участник рынка должен был договариваться с каждым. У России существовал большой риск: страны-транзитеры могли заблокировать каналы поставки энергоносителей и перекрыть России основной источник дохода. Каждая страна пыталась по максимуму воспользоваться ситуацией. Можно вспомнить частые нефтяные и газовые конфликты между Россией и странами-транзитерами: Украиной, Беларусью, Литвой и даже Польшей. Россия вынуждена была предпринимать действия для страхования этого риска. И она предпринимала такие действия, предоставляя субсидии в виде сниженных цен на нефть и газ для стран-транзитеров. В конце 90-х российское руководство продекларировало намерение создать с Беларусью Союзное государство. Эти действия, очевидно, должны были стать надежной страховкой для риска полной блокировки транзита.
Беларусь в тот же период начала и середины 90-х находилась в глубоком экономическом кризисе. Дефицит товаров, карточки на продукты и товары первой необходимости, гиперинфляция… и отсутствие стабильных источников дохода. Достаточно современные на тот момент времени белорусские производства простаивали из-за отсутствия какого-либо спроса на свою продукцию. Российские субсидии и доступ на российский рынок пришлись как нельзя кстати. Избранный президент Лукашенко получил возможность заткнуть экономические дыры и «запустить» заводы. Следующая задача, которую необходимо было решать руководству страны, это проведение реформ и создание условий для устойчивого развития страны.
Но ничего подобного не было сделано. Наоборот, ситуация была «заморожена» на неопределенное время. Вокруг президента сформировалась элита, которая контролирует большую часть собственности в стране. Но гораздо важнее, что она контролирует поступление субсидий из России и снимает с них свою ренту. В экономической науке такая ситуация не является новой. Более того, она даже имеет свое название – социальный склероз. Впервые это явление было зафиксировано и изучено на примере Великобритании, когда в 60-х годах ХХ столетия страна, которая должна была демонстрировать высокие темпы экономического роста, попала в кризис. Попала в кризис в ситуации, которая никак не способствовала такому положению дел. Причиной кризиса оказалось сопротивление британских элит принимать важные решения по экономическим реформам. На фоне снижения темпов экономического роста и падения уровня жизни британские элиты, связанные с угольной промышленностью, получали свою ренту и не хотели предпринимать каких-либо активных действий по изменению ситуации. Можно даже встретить в экономической литературе еще одно название этого феномена – «британская болезнь». Лишь после прихода к власти консерваторов во главе с Маргарет Теччер в Британии удалось провести необходимые реформы и вывести экономику страны на путь устойчивого развития.
Белорусская правящая элита находится в настоящее время в очень похожей ситуации. Несмотря на снижение темпов экономического роста, она имеет возможность снимать ренту с российских субсидий и не находит в себе желания проводить реформирование экономики. В каком-то смысле, белорусская элита сидит «на игле», подобно наркоману. Причем, сидит давно и без надежды самостоятельно с нее слезть.
Каковы возможные последствия сложившейся ситуации для страны? Они печальные. Во-первых, нынешняя элита вряд ли добровольно захочет отказаться от возможности снимать свою ренту с российских дотаций. Следовательно, она будет двигаться в фарватере тех, от кого зависит сохранение этих дотаций, т.е. Кремля. Более того, даже после вступления в интеграционные объединения с Россией ситуация кардинально не изменится. Нынешняя элита сохранит свою зависимость от российских субсидий, и не будет предпринимать каких-либо шагов по изменению ситуации. Во-вторых, мы можем «поблагодарить» г-на Лукашенко, который приложил максимум своих усилия для того, чтобы в стране не могла возникнуть альтернативная элита. Другими словами, мы не можем надеяться на белорусскую версию Маргарет Теччер.
Предлагаю сообществу поразмышлять над перспективами развития нашей страны в свете сложившейся ситуации.
_________________ 
|