Концепция "Русского мира", которую активно продвигает Московский патриархат, предполагает
создание новой империи под руководством России. Такое мнение выразил Патриарх Киевский и всей
Руси-Украины Филарет во время архипастырского визита на Буковину.
По его словам, у идеи "русского мира" уже заранее заложено насилие, поскольку главными ее
составляющими являются "русский язык и православие".
"Украинцы, как этого требует РПЦ МП, должны разговаривать на русском языке и исповедовать
православие, чтобы принадлежать к "русскому миру". А что делать греко-католикам, римо-
католикам, представителям других вероисповеданий, существующим в Украине? " - спрашивает
Филарет и сам отвечает: "Они на это не согласятся".
Глава УПЦ КП убежден, что владеть разными языками - это хорошо, но родным "может быть только
свой - украинский, а не русский".
"Создание так называемого "русского мира" - это создание новой империи. Это вчерашний день,
потому что период территориальных империй закончился. Человечество не может вернуться во
времена рабства феодализма, социализма, потому что это - в прошлом", - считает Филарет.
По материалам Религиозно-информационной службы Украины
Напомним, что Верховная рада Украины 3 июля приняла во втором чтении проект закона "Об основах государственной языковой политики", после этого представители оппозиционных сил потребовали признать результаты голосования недействительными и заблокировали Украинский дом, в котором на 4 июля была запланирована пресс-конференция президента Украины Виктора Януковича
Подробности:
http://www.regnum.ru/news/1549149.html#ixzz209MMYBq7Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ И УКРАИНЕ
Данные на 2002 год
А.С. Калинов
(Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь)
И.И. Янушевич
(Белорусский государственный университет)
События конца 80-х начала 90-х гг. ХХ века ознаменовались резким изменением характера отношений между государством и религиозными организациями. Перемены в области политики повлекли за собой необходимость создания принципиально новой модели государственно-церковных взаимоотношений. Во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, прошло массовое открытие и строительство храмов, возрождено церковное образование и печать. Религиозные организации играют заметную роль в культурной и общественной жизни. В свою очередь резкая либерализация деятельности религиозных организаций, с одной стороны, обеспечивала полную свободу совести, с другой, способствовала значительному распространению и усилению влияния сил чуждых духовным, культурным и государственным традициям коренных народов. Продолжаются попытки навязывания обществу неокультов, оккультизма, тоталитарных сект. Вместе с тем в ходе реализации принципиально новой государственной конфессиональной политики возникла острая необходимость изучения опыта соседних стран, в особенности, что касается двух славянских государств Республики Беларусь и Украины.
По состоянию на декабрь 2002 г. в республике действуют 2830 религиозных общин 26 религиозных направлений, в том числе: в Брестской области - 657, Витебской - 451, Гомельской - 333, Гродненской - 460, Могилевской - 202, Минской - 604 и в г. Минске -123 [1].
В республике в соответствии со своими уставами действуют 143 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения).
Данные о создании религиозных общин за период, к примеру, январь-июль 2002 г. (зарегистрировано 56 общин) свидетельствуют об устойчивой тенденции роста уровня религиозности населения. В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения, в то же время в восточных областях темпы роста религиозных общин значительно выше, чем в западных. По данным социологических исследований около 50 % граждан республики считают себя верующими, из них 80 % - православные, 14 % - католики, 2 % - протестанты [1]. Следует заметить, что если число прихожан в православных и католических храмах колеблется в районе трех с половиной тысяч, то, например, у протестантов около ста человек [4].
В Украине зарегистрировано почти в десять раз больше общин, чем в Беларуси. По состоянию на 1 ноября 2002 г. их насчитывается 27072. Религиозные общины представляют 30 конфессий и религиозных направлений, объединенных в 86 религиозных центров и управлений. Кроме того, зарегистрировано 27 новых для Украины религиозных течений, каждое из которых немногочисленно и имеет 1-3 общины.
В Украине 52,3% религиозных общин принадлежит православным церквям, 27,7% - протестантским объединениям, 12,8% – Украинской греко-католической церкви, 3,2% – Римско-католической церкви [6].
Анализ динамики роста религиозных организаций свидетельствует, что в настоящее время замедлился рост религиозных общин. Наиболее высокие темпы роста религиозных организаций сохраняются в южных и центральных областях (Винницкая, Днепропетровская, Киевская, Полтавская, Черниговская и др.).
Ведущую роль в религиозной жизни обеих стран играет Православная церковь. В Беларуси зарегистрирован 1261 православный приход. Действуют около 1000 православных храмов, 130 находится в стадии строительства. В епархиях осуществляют свою деятельность 18 религиозных братств и 6 сестричеств, которые занимаются различными направлениями социального служения и содействия церкви [4].
Православие в Украине не имеет единого институтационного оформления. Действуют три значительных направления: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь - Киевский патриархат, Украинская Автокефальная православная церковь и 8 небольших группировок, которые исповедают отдельные версии православного вероисповедания. Из 1555 вновь созданных в 2001 году или 49,7% принадлежат к Украинской православной церкви. Наибольшее изменение среди трех православных церквей в 2002 году произошли в Украинской православной церкви, количество общин в которой возросло на 468 и сейчас насчитывает 9515 общин или 69,9% православных общин Украины. С 122 до 131 возросла численность монастырей, с 24 до 31 – православных братств. 4526 общин Украинской православной церкви или 47,6% находятся в северных и центральных областях страны, 2800 – в юго-восточных, 2158 – на западе Украины.
Украинская православная церковь – Киевский патриархат (создана в 1992 г.) по количеству общин (3156) занимает третье место в стране. В составе церкви одна патриархия, 29 епархий, 28 монастырей, 22 миссии, 9 братств, 2443 священнослужителя. Действует 3050 храмов. Работают 823 воскресные школы. Церковью в 2001 г. построено 33 храма .
Украинская автокефальная православная церковь создана в 1990 г. и состоит из патриархии, 11 епархиальных управлений, 3 монастырей, 2 братств, 6 миссий, 1055 общин. Тенденции к отделению от Московского патриархата имели место практически весь период после присоединения к России. Особенно остро стоял вопрос во время гражданской и Великой отечественной войн [5]. В Беларуси идея автономии Православной церкви не нашла своего воплощения. Провозглашаемые в 1922 г. и 1927 г. автокефалии Белорусской церкви имели целью сохранение чистоты православия от неканоничных действий просоветского духовенства, а в 1942 г. автокефалия провозглашалась под жестким давлением оккупационных властей. Существующая за границей Белорусская Автокефальная Православная Церковь имеет три противоборствующие центра, насчитывает около тысячи прихожан и не признана ни одной из Православных церквей. Попытки создания иностранными центрами автокефальных приходов в Беларуси главным образом из-за их неканоничности не имеют успеха. Заявления И. Спасюком и П. Гущей об образовании «автокефальных» приходов компрометируют саму идею автокефалии, так как моральные и этические качества данных граждан ни как не сообразуются с образом священнослужителя [3].
Римско-католический костел в Беларуси объединяет 434 религиозные общины. Медленно происходит пополнение католического клира гражданами Республики Беларусь. На июль 2002 г. действующая в г. Гродно католическая семинария подготовила 105 служителей культа. Нерешенной на текущий период осталась проблема завершения перевода обучения в Гродненской католической семинарии на государственные языки. В 2001 г. открылась в г. Пинске Междиоцезальная католическая семинария, однако и её работа в ближайшие годы не решит проблему подготовки священнослужителей для римско-католических общин в республике. Римо-католики в Украине объединяют 827 общин, 7 епархий, 66 монастырей, 31 миссия, 6 духовных учебных заведений [6].
Украинская греко-католическая церковь занимает третье место по количеству общин - 3336. Действуют митрополия, экзархат, 16 епархиальных управлений, 86 монастырей, 13 духовных учебных заведений, 9 миссий, 2 братства. Если в 1992 году эта церковь была представлена только в 13 областях и г. Киеве, то сегодня общины действуют во всей республике за исключением Кировоградской области. В Беларуси зарегистрировано 14 общин греко-католиков.
В прошедшем году в Беларуси сохранилась тенденция роста количества и влияния на население протестантских религий, которые в республике представлены 15 направлениями (баптисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы, христиане полного Евангелия, лютеране, христиане веры апостольской, мормоны и др.) объединяющими 1006 общин [4].
Наиболее динамично развивающейся деноминацией является объединение христиан веры евангельской, рост числа их общин в 2001 г. уступал только православию и составил 20 процентов от общего числа зарегистрированных общин. Количество общин пятидесятников выросло за период с 1988 г. в 12,5 раз с 39 до 495 в 2002 г.
Рост протестантских общин в республике обусловлен прежде всего активной миссионерской деятельностью, финансовой и материальной поддержкой зарубежных центров. За перовую половину 2002 г. протестантскими объединениями было приглашено в республику 240 иностранных граждан. В последние два года отмечается активная миссионерская деятельность представителей протестантских организаций в сельской местности.
В целом в Украине действует 7228 общин 64 протестантских направлений. Наибольшее количество приверженцев имеет Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов. Зарегистрировано 2194 общины, 25 региональных и областных управлений. 75 миссий, 5 братств, 42 духовных учебных заведения (обучается 6 тыс. будущих пресвитеров и работников церкви), 1148 воскресных школ, 13 периодических изданий.
Вторым по численности религиозных организаций среди протестантов является Всеукраинский Союз церквей христиан веры евангельской. Зарегистрировано 1253 общины, 26 областных управлений, 47 миссий, 2 братства, 13 духовных учебных заведений (650 учащихся), 741 воскресная школа, 14 периодических изданий.
Украинская унийная конференция церкви адвентистов седьмого дня насчитывает 865 общин, 8 региональных управлений, 2 миссии, 3 учебных заведения (743 учащихся), 529 воскресных школ, 7 периодических изданий.
Новым для Украины религиозным течением являются харизматические церкви, получившие наибольшее распространение в юго-восточном регионе. Зарегистрировано 702 общины, из которых более 200 принадлежат Объединению независимых харизматических церквей Украины полного Евангелия. Указанное объединение также имеет духовный центр, 5 миссий, 1 братство, 3 духовных учебных заведения (796 учащихся). Автономно действует 209 иных харизматических организаций, кроме того 55 общин входят в структуру так называемой «Церкви Живого Бога» и харизматического центра «Новое поколение» [6].
В Беларуси активно возрождается религиозная жизнь иудеев - зарегистрировано 3 объединения и 37 общин и мусульман - зарегистрировано 2 объединения и 27 общин. Некоторое количество религиозных общин в Украине так же зарегистрировано национальными общностями. В их числе мусульмане – 416 общин, иудеи – 246 общин, Закарпатская (Угорская) реформатская церковь – 104 общины, Немецкая евангелическо-лютеранская церковь – 41 община.
В Беларуси с 1999 г. действует религиозное объединение старообрядческой церкви, в которое входят 26 общин поморского толка и 9 общин разных толков на условиях автономии. Действует по состоянию на декабрь 2002 г. 2 общины католиков латинского обряда.
Свое распространение нашли и восточные культы. Кришнаитов в Беларуси зарегистрировано 7 общин, в Украине официально действует 40 общин.
Конфессиональные ситуации в Беларуси и Украине имеют как некоторые общие тенденции развития, так и значительные особенности. Главенствующее положение в обоих государствах занимает Православная церковь. Вторая по числу приверженцев в Беларуси Римско-католическая церковь в Украине составляет только 3,2 % количества приходов, в то же время Греко-католическая церковь, насчитывающая в РБ 14 общин, занимает второе место по числу религиозных общин у южной соседки. Значительное распространение в республиках получили протестантские деноминации.
Религиозные организации в Беларуси размещены по регионам относительно равномерно, за исключением некоторого преобладания протестантских направлений в Брестской области и католиков в Гродненской и Витебской областях. Анализ размещения религиозных организаций в регионах Украины свидетельствует о выраженном различии между регионами по степени насыщенности религиозными институтами. Центр религиозной жизни несколько смещен в западный регион. Практически отсутствуют многоконфессиональные зоны. В отдельных областях действуют доминирующие конфессии и одновременно отсутствует направление, которое бы удерживало ведущие позиции во всех регионах Украины. В западном регионе сосредоточено 96,9 % приходов Украинской греко-католической церкви. В северном, центральном и восточном регионах около 50 % религиозных организаций принадлежит Украинской православной церкви. В Киеве из 454 общин 229 зарегистрировано протестантами, 69 Украинской православной церковью. Юго-западные области характеризуются наибольшим количеством общин нетрадиционных для Украины церквей, а также новых религиозных направлений [6].
http://yandex.by/yandsearch?rdrnd=83788 ... 510&lr=154