Украинские реалииhttp://hvylya.net/analytics/politics/ko ... torii.htmlДля того, чтобы убедиться в жизнеспособности советской системы достаточно взглянуть на сегодняшнюю Украину.
Старая сырьевая экономика, работающая в советской системе координат общих рынков с географическим разделением труда (зачастую необоснованным). Та же коллективная ответственность в обществе, основанная на разделе благ, а не персональной вознаграждении за труд. Примеры? «Бесплатная» медицина, социальное страхование с предоставлением льгот а не возможностей нуждающимся. Солидарная пенсионная система в конце концов. Вместо выделения точек роста и разработки концепции «локомотивов» экономики используется советский принцип взвешенного усиления отраслей.
Что касается власти, то партийно-хозяйственная номенклатура на определённом этапе стала быстро стала хозяйственной. Потом, с ростом олигархов и победой над «красными директорами» денежно-хозяйственной. И наконец, снова хозяйственно-партийной. Только партии в данном случае являются обычным бизнес-активом богатых украинцев. Об идеологии тут речи даже не идёт. Главное — бизнес. Какую страну, например, строит БЮТ или Радикальная Партия? А БПП, НФ, Самопомощь? Интеграция в Европу? Это метод, инструмент. Но никак не концепция государственного устройства, задача или цель.
Работает старый принцип: стадо делает то, что скажет вожак. Вожаками могут быть МВФ, лидеры стран ЕС. Или, в меньшем масштабе — личность, имя которой навечно запечатлено в названии партии.
Что касается системы принятия решений — она так же осталось советской. В СССР делили власть по «квотам» слоёв населения и «отраслей экономики». Квотный принцип сохранился и поныне. Как в формировании власти, так и в обсуждении правил по которым будет жить страна. В конце концов взгляните на обсуждение бюджета. Типичный делёж с попытками повлиять на коллег. В СССР таким рычагом влияния на голосование депутата был «совет» влиятельного друга. В Украине — то же самое. Только совет зачастую усиливается определённым количеством денежных знаков.
И вот на этом можно отложить в сторону «томик негатива». Лучше сосредоточится на позитивных моментах. А именно, возможностях для страны. И роли новых депутатов в успехе «проекта Украина».
Второй шанс для Украины
История, барышня отходчивая. И готова некоторым дать второй шанс. Украина сегодня переживает как раз такой период. 2014 год ознаменовался сразу несколькими процессами, которые были характерны на рубеже 1985-1992 гг. А именно:
– Глубокий кризис внутри старой системы принятия решений. И потеря рычагов влияния частью старых лидеров (или даже сил). Заметим, что даже те, кто сегодня занимают высокие кабинеты не могут похвастать полным контролем за политическими процессами. И даже за собственными активистами.
– Фактическая смерть морально устаревшей экономической системы страны. То, что мы видим сегодня — не более чем агония советской экономики. И либо на её месте возникнет нечто новое, либо… не будем о грустном.
– Запрос общества на коренное обновление правил взаимодействия с государством. Вот позитива больше всего. Вспомним, за независимость Украины в 1991 году голосовали «потому что у нас колбаса дешевле». А на каждых последующих выборах отдавали голос «покращенню вже сьогодні». При этом общество не выставляло требований коренного изменения системы. Даже 2004 год — выбирали «доброго царя» и в принципе были согласны на «компромиссные договоры с регионами». Сегодня запросы другие. Люди хотят моральности, открытости власти. И, самое главное, создания новой системы. Ради этого они готовы терпеть (чего не было ни в 1991 ни позднее).
– Приход во власть значительной части новых людей. Комбаты, журналисты, общественники. События этого года привели многих из них во власть. Можно утверждать, что выбор людей не является идеальным с точки зрения нормальных функций законодательного органа. Но он не является и «популистким». Если не вдаваться в тонкости, то можно сформулировать следующие критерии:
Результаты работы. Будь то война, журналистские расследования или управление городом;
Искренность, открытость и честность. Те качества, которые практически отсутствуют в старой системе;
Отсутствие опыта предыдущих хождений во власть.
И от того, кем станут новички во власти, как они себя проявят зависит будущее Украины да и то как и в качестве кого запомнят этих людей.