woolf писал(а):
Я могу ошибаться, но до этой даты тевтонцы ежегодно наведывались на наши земли с целью грабежа и разбоя.
Стратегически они вообще проводили политику ассимиляции народов покоренных земель.
Цитата:
Такая судьба постигла славянские племена бодричей и лютичей; в 1157 году император Фридрих Барбаросса перешел Одру; ста лет не прошло, как на землях шпревян был основан Берлин, ставший столицей Бранденбургского маркграфства и центром немецкой колонизации земель между Вартой и Одрой. Славянское население при малейшей попытке сопротивления уничтожалось, изгонялось или переселялось; остававшаяся часть подвергалась насильственному онемечиванию. Так было и с литовским племенем пруссов, от которого немцы не оставили ничего, кроме имени, да и то закрепилось оно за немцами,- воинственное грозное племя исчезло, растворившись среди немецких колонистов.
Проблема в том, что в ту эпоху даже не было такого понятия как "народ", как вы его сейчас трактуете. Поэтому представить какую-то
целенаправленную политику по этнокультурной ассимиляции не представляется возможным. Ваш источник выглядит дико, поскольку вряд ли императору Фридрих Барбаросса вообще даже в страшном сне пришло бы в голову учить каких-то там своих подданных крестьян на глухой дикой восточной периферии немецкому и уж тем более он не стал бы изгонять их из Марки, где и так кроме леса и болот до XVI-XVII вв. особо ничего не было. У императора Фридриха были немного иные приоритеты и мечты, чем культурная политика в Богом забытой Марке: универсальная (мировая) империя, подчинение своей власти богатой Италии и крестовые походы.
Население Балтийского региона действительно было ничтожно мало. А для той эпохи люди - это важнейший фактор благосостояния (налоги, сельское хозяйство, инфраструктура). Не из воздуха же они состояние делали. Поэтому самые разные правители Пруссии (великие магистры, прусские герцоги, польские короли, прусские короли) аж вплоть до XVIII-XIX вв. предпринимали всяческие меры, приглашая на самых льготных условиях эмигрантов со всей Европы: из разный регионов Германии, Нидерландов, Валлонии, Шотландии, даже из Польши - колонизация юга Пруссии (Мазуры). Ничего удивительного, что значительная часть этих малочисленных прусских племен "растворилась". Что-то похожее происходило на русском Севере. Тем не менее, часть этих пруссов (или этнически им близких) живы до сих пор - это балты
литувники, которые перемешались с крещеными жемайтами, куршами и аукштайтами, эмигрировавшими сюда в XV веке (в "кровавом" Орденском государстве условия для жизни крестьян были намного лучше, чем на родине).
Помимо Пруссии, у того же Тевтонского Ордена были земли ("комтурии") и в Германии (Швабии, Бранденбургской Марке, Вюртемберге и пр.), и во Франции, и в Венгрии, и в Сицилийском королевстве, и на Святой земле. Никаких известий о неких неестественных бесчеловечных случаях насилия от крестоносцев ни там, ни тут нет. Да, бывали случаи и жестокого подавления восстаний, разграбления захваченный городов и пр., но так действовал любой правитель в ту эпоху. Впрочем рыцари военно-религиозных Орденов (вдумайтесь в смысл слова), благодаря крайне строгой дисциплине и обетам (наказание за нарушение некоторых из них была смертная казнь), как раз таки скорее позитивно отличались от большинства разобщенных и часто недисциплинированных европейских рыцарей.
Это скорее даже тактика балтов и славян - упомянутые набеги и разбой (вспомните набеги куршей на скандинавские берега, литовские походы, даже походы времен ВКЛ - Давыда Городенского), а точно не крестоносцев, которые строили замки, укрепленные поселения, города, крестили местное население. У Ордена безусловно тоже были свои амбиции, а в его рядах не всегда состояли самые благочестивые люди, но на фоне многого, что происходило в ту эпоху, их организация скорее приятно отличается. Когда будите в Мариенбурге (совр. Мальборк), лучше самостоятельно погуляйте по этому грандиозному, поражающему человеческое воображение городу-замку и многое поймете без лишних слов - главное меньше экскурсоводов слушайте.