I Часть.История Литвы повествует о том, как литовцы в боях громили кавалерию крестоносцев, монгольских всадников, русские войска и других врагов. Но теперь история нашего государства стала мишенью.
Российские пропагандисты тонко, а иногда - совершенно грубо - стремятся ее исказить. Это - один из способов подрубить идеологический ствол государства литовцев.
Кремль даже не скрывает, что стремится вернуть утраченные позиции в Литве. Оружием этого сделать, по крайней мере, в ближайшем будущем, не планируется, потому что нашу страну защищают мощные и влиятельные союзники. Поэтому избран другой способ борьбы - оказывать давление на умы и чувства литовцев. Это - классический пример информационной войны.
Искажение истории является одним из главных оружий информационной войны. Это и сознательное распространение лжи, преследующее целью воздействовать на тотальную идеологическую среду в выгодном для враждебного государства направлении. Такие искажения не базируются на фактах, однако, оказывают влияние на общественность.
Когда я, обучаясь в гимназии, начал интересоваться историей, то за лавры Жальгирисской битвы, чаще всего, спорили литовцы и поляки. Когда начал учиться в университете, то претензии уже более громко начали высказывать и русские, и белорусы. Тогда эта ситуация выглядела смешной. Однако, никто не потрудился разгромить высосанные из пальца амбиции русских и белорусов. Сколько человек теперь верят в то, что на поле битвы при Жальгирисе победы добились славяне, а не литовцы?
О стремлении враждебных государств исказить историю нашей страны, принизить достижения Литвы и посеять сомнения мы беседуем проректором Военной академии Литвы, доцентом, доктором Валдасом Ракутисом, журналистом Александрасом Матонисом, занимающимся анализом информационной войны, и другими специалистами.
Ломают идеологическую основу Военная академия им. Ген. Йонаса Жемайтиса является одной из немногих школ в Литве, где молодые люди не только накапливают знания, но и наращивают свою идеологическую основу. «Государство обречено на крах, если нет ствола, соединяющего его отдельные части. Им может быть и господствующая идеология, и господствующая нация. Наша страна является домом для многих народов, многих разных групп, так что идея национального государства является устаревшей. Мы должны найти другой ствол, который связал бы всех нас и позволил укрепить нашу страну», - говорит ректор В.Ракутис.
Молодые умы и сердца становой хребет Литвы вытесывают из истории нашей страны. Однако враждебные государства пытаются остановить этот процесс. Это делается через пропаганду, много раз и во многих местах испробованную.
«Используются методы информационной войны. Например, искажается наша история, умаляются победы, сеются сомнения. Стараются попрать такие вещи, которые позволяют людям гордиться своей страной и не терять веры в себя», - отмечает историк.
Ему вторит журналист, обозреватель по вопросам обороны А.Матонис: «Государство - это территория, живущие на ней люди, язык и культура. Если удалить любой из этих элементов, то государство начнет распадаться. Неважно, уберете вы границу или искусственно ассимилируете культуру.
Такой же процесс происходит и с историей. Это - менее очевидно, но не менее болезненно. На базе истории строится и государство, и самобытность проживающих там народов. Если смыть эту основу, можно разрушить и само государство. Идентичность проживающих в Литве народов, этнических групп или религиозных общин может быть уничтожена».
Принцип снежного кома Наиболее упорно стремятся исказить историю Литвы пропагандисты «большого соседа». «Россия через отдельные исторические факты пытается вымыть историко-культурную самобытность нашего государства, вставить ее в совершенно иное информационное пространство. Этих попыток нападения на нашу историю так много, что можно с уверенностью говорить об их системном характере», - с разочарованием замечает А.Матонис.
«Когда одна страна занимает чужую территорию, она должна найти оправдание для своих действий. Это необходимо, поскольку, в противном случае, население этих территорий будет стараться при первой же возможности добиться независимости.
Литва не единожды была оккупирована Россией, поэтому существует не одна такая «плавающая» теория, которая объясняет, почему наша страна должна принадлежать России. Они разрабатываются еще с XIX века», - поясняет д-р гуманитарных наук В.Ракутис.
Российские методы действий основаны на принципе «снежного кома». Хотя бы раз публично прозвучавший ложный факт пропагандисты облепляют новыми легендами. Даже если факт был раскритикован и опровергнут, этот снежный ком катится дальше и вызывает в обществе еще большую неопределенность.
«Одна из таких идеологических конструкций - будто Республика Двух Народов (Речь Посполита - РП) в XVIII веке была полностью прогнившим государством, представляющим угрозу для соседей. Поэтому, мол, у Екатерины II не было другого выбора, кроме как прибрать Республику Двух Народов к своим рукам и навести здесь порядок.
Эта идеологическая конструкция была создана накануне войны 1792 г. Позже она повторилась в XIX веке, пока, наконец, не вошла в современные учебники по истории Литвы. Эта идеологическая конструкция оказалась на редкость жизнеспособной.
Имели место попытки огромными усилиями укрепить наше государство в последние десятилетия XVIII века. Именно поэтому соседи стали предпринимать активные действия для подавления РП задолго до ее усиления.
Это - пример того, как информационная война ослабляет национальную идентичность.
Проблема в том, что мы не способны определить, что это - созданный продукт. И таким образом, мы сами помогаем враждебным государствам в реализации их целей. Мы сами начинаем думать, что в XVIII веке все было плохо, но пришли русские и все устроили. Тогда становится возможным подойти и к другому выводу: в Литве сейчас все делается плохо, но придут русские - и все наладится», - говорит о связанных с искажением истории проблемах В.Ракутис.
На прицеле - и золотой век, и партизаны Специалисты выделяют три основных направления, в которых совершаются атаки на историю Литвы. Первое - период позднего средневековья, так называемый золотой век. Другое направление - события до и после Второй мировой войны, резистенция. А третье - восстановление государства и события 1990-1991 г.
«В 2010 году с приближением празднования годовщины Грюнвальдской битвы, средства массовой информации России начали интенсивную информационную кампанию. Ее целью было убедить аудиторию в том, что битва эта завершилась победой славян. Победой русских, белорусов и поляков над тевтонскими захватчиками. Нужно только немного критики, чтобы этот вариант развалился.
Грюнвальдская битва была победой двух правителей - Великого князя Литовского Витаутаса и короля Польши Йогайлы - над Тевтонским орденом. Это не победа валахов, татар, белорусов и этнических русинов или других участников битвы народов, а триумф двух средневековых монархий», - утверждает обозреватель А.Матонис.
Он упоминает и другие искажения, связанные с Грюнвальдской битвой: «польский историк Ян Длугош, единственный из средневековых летописцев, рассказывает о каких-то русских «Смоленских полках», которыми командовал Лугвений (Семен) Ольгердович. Предполагается, что в составе войска Витаутаса были и какие-то русские воины из Смоленска. Тем не менее, это было не так.
Смоленск несколько раз переходил из рук в руки. Во времена Грюнвальдской битвы он уже несколько лет принадлежал Литве. В Смоленском замке находился гарнизон литовских бояр. Брат Йогайлы Семен Лугвений (Simonas Lengvenis или Lengvenis Algirdaitis - прим. перев.) был князем не Смоленска, а Новгорода и Мстиславля - более крупных и важных пограничных городов. Он командовал и Смоленскими хоругвями (подчеркнуто слово «и» - прим. ред.), а не только ими. Другими словами, двоюродный брат Витаутаса и подчиненный ему князь привели на поле боя несколько литовских знамен из пограничных с Россией замков.
Введенные Я.Длугошом в заблуждение позднейшие историки начали говорить о каких-то русских полках. А в советское время победу в битве уже начали делить не только литовцы и поляки, но и русские, которые отнюдь не были союзниками Йогайлы и Витаутаса».
Служащие недружественным государствам историки не только стремятся исказить историю Литовского государства, но и навязывают ей подмену - русское культурное наследие.
В книжных магазинах можно увидеть даже такие книги по истории, где фотографии литовских военных помещаются рядом с советской символикой. Иногда в этот хор нечестных историков вплетаются голоса и историков Литвы.
II ЧастьРаспространители пропаганды совершают нападки и на борьбу литовцев против советских головорезов.
Исторические победы и достижения наших предков раздражают не только российских пропагандистов. Свои цели здесь преследуют также находящиеся на содержании у белорусского режима, и мотивированные на такую деятельность историки.
«После распада Советского Союза историки Белоруссии стали упорно утверждать, будто Великое княжество Литовское (ВКЛ) было государством белорусов. Они утверждают, что большинство населения ВКЛ составляли белорусы, а литовцы только использовали потенциал государства. Тем не менее, ни на каких источниках не основывающиеся историки не могут отрицать, - ВКЛ было сформировано на основе этнических земель, позднее дипломатическим или военным путем присоединившее другие территории», - отмечает журналист Александрас Матонис.
Примерно 5-6 лет назад и в России появились историки, которые утверждали, что ВКЛ было государством русинов и белорусов.
- Белорусские историки сейчас утверждают, что ВКЛ было их государством. Литовцы, дескать, если и были, то жили где-то на окраине государства. Когда сталкиваешься с чересчур критическими взглядами на свою историю и совершенно не критическим отношением к другим странам, появляется угроза информационной войны. Мы сами помогаем враждебным силам искажать нашу историю, - с разочарованием отмечает проректор Военной академии Литвы, доцент, доктор Валдас Ракутис.
«Литовцы - подпорченные поляками славяне» Попытки уничтожить самосознание литовцев и вызвать сомнения относительно истории страны сопровождаются еще одним процессом. «Уничтожаемому становому хребту нашего государства предлагается замена. Можно наблюдать тенденцию, что в Литве все интенсивнее предлагают интересоваться русским культурным наследием. Больше всего - Второй мировой войной, но предлагаются и другие периоды.
Издаются книги, в которых рассказывается о тождественности литовской и русской истории, о связях литовцев со славянами. Утверждается, что литовцы - это подпорченные поляками славяне», - листая страницы русской книги говорит доктор гуманитарных В.Ракутис. Ее страницы «украшают» красные звезды и другая советская символика, а на снимках - нынешняя армия Литовской Республики.
Такую литературу можно легально приобрести в книжных магазинах нашей страны. И не только такую.
«Недавно мне довелось просматривать издаваемый в Литве журнал Православной Церкви на русском языке. Хотя это издание рассматривает религиозные темы, там было опубликовано несколько текстов по истории.
Один из них написал учитель-методист из Литвы. В статье было подано немало хорошо известных русских клише: о связях литовцев со славянами, о том, что мы едва не стали православными, и так далее. Ничего нового. Но конец публикации ошеломил и рассмешил до слез.
Было написано примерно следующее: в 1377 г., лежа на смертном одре, великий князь литовский Ольгерд принял православную веру и, как это было тогда принято дворянством, постригся как православный монах. По утверждению этого учителя, похоронен Альгирдас в одной из существовавших тогда в Литве церквей», - рассказывая эту историю А.Матонис улыбается. Молчание - лучший комментарий.
«Другой пример. Официальный русский госчиновник (в настоящее время - советник премьер-министра Дмитрия Медведева, - ред.) Дмитрий Рогозин прибыл в Литву и представил книгу «Барон Жолток». В этом издании он рассказывает, что нет литовцев и русских - все мы в прошлом были одним народом. Он также написал, что его предок был тем дворянином, который обеспечил исход Грюнвальдской битвы, убив магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена.
И этот бред сивой кобылы вышел только на литовском языке», - с сожалением говорит А.Матонис.
Под влиянием местных историков история искажается не только кремлевские пропагандисты книг и средств массовой информации. Есть те, в которых враждующих стран и полезные идеи поспать в работах историков Литвы.
Действуют и через местных историков История искажается не только в книгах кремлевских пропагандистов и в средствах массовой информации. Встречаются случаи, что выгодные враждебным государствам идеи содержатся в трудах литовских историков.
«В Литве очень интенсивно влияют на историков - прямыми и косвенными средствами. Наша страна этой области уделяет мало внимания и ресурсов. Зарплаты историков, вероятно, меньше, чем у всех остальных ученых, они живут с проектов, так что имеются все условия для оказания на них воздействия. Другими словами, сами научные мужи Литвы начинают действовать против Литвы», - утверждает проректор Военной академии В.Ракутис.
По словам историка, этот факт подтверждается кампанией по очернению генерал Литовской армии Повиласа Плехавичюса: «Эта личность имела значительное влияние на общество и особенно на офицерский корпус. Это был человек, который твердо придерживался своих ценностей, убеждений, был респектабельным.
Теперь создаются истории, будто он расстреливал евреев, хотя эти истории ничего общего с истиной не имеют. Он такого не делал. В 1944 году он организовал и возглавил Местную команду. Но против него организуются яростные атаки. Это один из случаев, когда пытаются принизить то, чем мы можем и должны гордиться».
III Часть.Последствия информационной войны России против Литвы ощущаются болезненно. Граждане чувствуют себя разочарованными в своем государстве и собственной власти. Жители не понимают, что Литва этих дней являет собой продолжение мощного Великого княжества Литовского и Литвы вдохновляющего межвоенного периода. Возникают сомнения в победах и достижениях литовцев, в их способностях и возможностях. Многие люди уже выбрали для проживания другие страны.
Теряем и граждан и соратников Последствия осуществляемой против Литвы информационной войны видны даже на улицах городов и сел - они ужасно опустели. «Часто рассуждают, почему так много молодых людей уехало из Литвы за границу. Потому и уехали. Эмиграция является прямым следствием пренебрежения к своей идеологии. В школе совершенно не заботятся об основах идеологии, поэтому эти дети такими и выросли - отправляются туда, где лучше, и не заботятся о том, что здесь - наше государство, что его должны строить все мы.
Сколько исторических фильмов в Литве было создано за период независимости? Эта цифра близка к нулю. А какое мощное влияние имела телепередача «Тайны бытия», где в увлекательной форме говорится о важных для нашей страны вещах. Эта дискуссия историков двух поколений не только интересовала, но и потрясала, помогая узнать свою страну», - называет одну из проблем историк, проректор Военной академии Литвы, доцент, доктор Валдас Ракутис.
Информационная война и искажения истории разрушают отношения Литвы с ближайшими соратниками.
«В достижении целей своей внешней политики Россия старается рассорить Литву и Польшу. Мы видим, какими сложными стали отношения между нашими странами. Мы видим, как трудно происходит двусторонний диалог. Мы также видим, кто является вдохновителем этого конфликта.
Самый свежий пример - появление в российских СМИ статьи о том, что Литва была одним из организаторов пакта Молотова-Риббентропа. Мол, существовал пакт Сметоны-Гитлера. Я бы эту статью назвал дезинформацией, а это уже - уголовное преступление. Это диверсия. Однако государственные органы Литвы не в состоянии надлежащим образом дать отпор, потому что последствий реакции боятся даже больше, чем самой диверсии», - отмечает журналист Александрас Матонис.
Историк Валдас Ракутис отметил важный вопрос: «Наше государство страдает неким комплексом неполноценности «не надо задевать Россию». То есть, мы постоянно держим оборону - реагируем на уже предпринятые их действия. Однако для того, чтобы выиграть информационную войну, необходимо самим атаковать и предвидеть их действия.
Например, знаем ли мы что-нибудь об истории Беларуси? Есть ли у нас хоть одна книга по истории Литвы, предназначенная для читателей Беларуси? Нет. А ведь мы могли бы сделать эту территорию полем информационной войны.
В Литве ведется информационная война. Слово «война» означает, что мы сражаемся. Литва постоянно подвергается атакам враждебного государства. Для обороны должны быть использованы все возможные средства. И здесь недостаточно горстки историков, которые что-то иногда вещают в публичном пространстве. Против Литвы бросают гораздо большие силы. И нам для защиты нужна государственная стратегия и вмешательство всего государственного аппарата.
По словам В.Ракутиса, очень важно понимать, что идеологический ствол необходимо наращивать последовательно: «Принято считать, что с идеологией работать не надо, потому что все в этой области происходит само по себе. Но это неправильный подход. Во все времена и все демократические государства с идеологией работали очень много. От греков и римлян до демократии наших дней. Этот ствол и корни государства следует укреплять, потому что при демократии нет явного правителя, который уже сам по себе являлся бы становым хребтом государства».
Вовремя распознать и соответствующе прореагировать Аналитики отмечают: один из способов борьбы с искажениями истории - говорить правду. Если Литва сможет аргументированно и твердо опровергать неправильные факты, то, по крайней мере, часть населения начнет воспринимать ложь более критично.
«В этом году Департамент государственной безопасности впервые в своем отчете упомянул информационную войну. В безличной форме, осторожно, но упомянул. Это достижение. Важно, что наше государство в состоянии идентифицировать и правильно оценить симптоматику этих методов борьбы. Необходимо понимать, какую стратегию применяет противник, каковы его цели, какие силы использует», - перечисляет журналист А.Матонис.
Еще один эффективный способ борьбы с искажением истории - четкий и здравый государственный подход к важным для Литвы событиям и явлениям.
«Необходим комплексный государственный подход к самым важным датам нашей истории. Я ни в коем случае не говорю, что мы должны действовать как президент России Владимир Путин - создавать историю государства. Нет. Если необходим дополнительный анализ источников или археологических исследований, это должно быть сделано. Однако есть такие факты и события, по которым вряд ли могут возникнуть разногласия. И это согласие между историками с каждым годом должно шириться.
В Литве историки до посинения спорят даже по таким фактам и источникам, где все, в сущности, ясно. Может быть, неизвестны только детали. А в России никаких разногласий нет - даже бред сивой кобылы не вызывает никаких дискуссий. Самое плохое, что литовские историки и преподаватели охотно вливаются в этот хор», - с сожалением говорит А.Матонис.
История Литвы имеет два четких ствола - дворянское Великое княжество Литовское и Литва Антанаса Сметоны. Очевидно - наша проблема состоит в том, что мы доселе не соединили их окончательно друг с другом. Потому-то и возникает возможность искусственно противопоставлять эти две неотъемлемые части истории Литвы.
Кроме того, Литва могла бы перенести поле информационной войны на территорию враждебного государства. Есть много способов, как можно расширить поле информационной войны. Например, события 1612 года. Эта дата достаточно серьезная и важная. Но никто об этом не говорит.
На Руси в то время царил хаос и безвластие, западные земли были заняты войсками Республики Двух Народов. Такая ситуация возникла потому, что перестала существовать правившая тогда на Руси династия. Появилось множество самозванцев, которые стремились доказать, что они являются представителями древних родов. В Кремле действовала и литовско-польская группа. В то время РП стала предпринимать активные военные действия против России.
«Мы можем вспомнить о тех событиях. Это заставило бы смотреть на Россию другими глазами, с другой точки зрения. И вовсе не для того, чтобы события 1612 года изображались героическим эпосом, но для того, чтобы их можно было сравнить с вторжением России в 1654-1655 г., которое почему-то остается в тени», - предлагает историк В.Ракутис.
Довидас Панцеровас. ("Lietuvos Rytas", Литва)
Перевод : Владимир Вахман («Обзор», Литва)
http://inosmi.ru/sngbaltia/20120808/196259455.html