Новости нашего хутора. Есть нюанс..."...Надо ли всем объяснять, что текущая цена природного газа для Украины, которую она получает от "Газпрома" ($425 за тысячу кубов) вряд ли сильно поменяется даже после постройки СПГ-терминала в порту Южный? Все могут понять, что СПГ-танкер доолжен для того, чтобы попасть в порт Южный, два раза пройти через проливы Босфор и Дарданеллы, прождать возле каждого из проливов от 3 часов (Дарданеллы) до 1-2 суток (Босфор) и заплатить за лоцманскую проводку? Нюанс!
Если кому интересно — то для провода танкеров и газовозов пролив Босфор перекрывается в одном из направлений и танкер идёт через Босфор прямо посередине пролива (обычно движение в Босфоре "двустороннее").
Поэтому, собственно говоря, Турция и строит свои терминалы по приёму СПГ в Эгейском — или, на крайняк — в Мраморном море. Так дешевле. Но всё равно — не спасает, поскольку изложенные выше нюансы заставляют Турцию покупать СПГ по мировой цене. И всё равно получается, что газа не хватает и основной поставщик голубого топлива в Турцию — Россия.
В целом же, если принять, что СПГ-танкер, перевозящий сжижженный газ на Украину, потеряет от 3 до 4 дней на "протискивание" себя любимого через бутылочное горлышко Босфора и Дарданелл, то стоимость спотового природного газа для Украины (по сравнению с ценой его на рынке Великобритании или той же Турции) легко определяется, исходя из специфики экономики самого газовоза.
Кривой крюк в Чёрное море сжирает ещё около недели общего времени судна (ещё два дня падает на поход по Чёрному морю), но даже в оптимистичной оценке — это составит минимум 5 дней.
За эти пять дней из танков корабля испарится около 1% сжиженного СПГ (так называемый boil-off, который составляет около 0,2% в день, стоимость потерь на boil-off определяется стоимостью СПГ в порту назначения (пусть те же самые 10$ за MMBtu). То есть, за счёт испарения газ уже подорожает на 0,1$ за MMBtu.
Кроме того, сам по себе фрахт СПГ-газовоза — это тоже статья расходов, неслабо тянущая карман покупателя газа. Танкер, перевозящий 170 000 кубометров сжиженного газа, в случае его посуточной аренды у судовладельца (в рамках так называемого договора тайм-чартера) обойдётся около 90 000$ в день, ещё приблизительно 20 000$ в сутки составят различные операционные затраты по посудине, которые не входят в арендную плату. Если же брать газовоз на таком же спотовом фрахтовом рынке (привет, спот!) то его стоимость и вообще может легко составить 150 000$ в сутки.
Исходя из такой простой арифметики, такой газовоз при заходе в Чёрное море будет стоить по фрахту где-то минимум на 550 000$ дороже, нежели при выгрузке где-нибудь в Италии, Франции и, тем более — в открытой всем морям и ветрам Великобритании.
Если перебить эти лишние полмиллиона долларов на объём газовоза, то мы получим ещё дополнительно около 0,16$ за MMBtu (в одном кубометре сжиженного природного газа укладывается в аккурат 20 MMBtu), что вместе с потерями на испарение составит 0,26$ за MMBtu — или ещё 10$ за 1000 кубов регазифицированного природного газа. Нюанс!
Регазифицированного.... Оп-па. Снова нюанс. А почём в целом обходится процедура регазификации? Ведь, в общем-то никому из потребителей СПГ в жидком виде не нужен — им желательно иметь в трубе гораздо более удобный для конечного использования (простите за тавтологию) газообразный природный газ.
Регазификация добавляет ещё около 0,30$ за MMBtu — или ещё 11$ за 1000 кубов газа. Если кто-то желает понять экономику регазификационного процесса — вот можете сюда заглянуть — Аргентина собирается поставить себе регазификационный терминал.
Заодно, посмотрев, что на 10 млрд. м3 в год регазификационного терминала Аргентина собирается потратить 590 млн. долларов США, можете другим глазом посмотреть на технико-экономическое обоснование строительства такого же (на 10 млрд. м3 природного газа в год) терминала в порту Южный (Украина). Почему я не удивлён, что в украинском случае ТЭО проекта уже говорит о 846 млн. евро или о 1 млрд. 142 млн. долларов? Нюанс!
В общем, если внезапно стоимость регазификации СПГ на Украине составит не мировые 11$ за 1000 кубов газа, а сумму, несколько отличную от общепринятой, вы уже знаете, где искать правду.
Ибо, как вы помните, согласно старого анекдота о Петьке и Василии Ивановиче — "У тебя СПГ на терминале, у меня СПГ на терминале. Но есть нюанс!"
Поэтому, когда я вижу, что вокруг проекта СПГ-терминала крутятся различные мутные личности вроде испанских Остапов Бендеров и этих Остапов Бендеров принимают на самом высоком уровне в украинских коридорах власти и подписывают с ними соглашения на 1,1 млрд. долларов США,мне понятно, что государство Украина стоит, нагнувшись, со спущенными штанами и ждёт у себя "СПГ на терминале". Хотя реально — это чья-то рука в кармане народных денег. Ну или ещё более грубая аналогия из анекдота о Василии Ивановиче.
Ну а болеющие и волнующиеся за Родину люди — пусть сами сложат все нюансы и посчитают возможную итоговую цену СПГ-газа на терминале в порту Южный. Иначе вам и дальше будут рассказывать о "дешёвом спотовом СПГ" и продолжать залазить в ваш карман, заодно пугая "тоталитарным подходом «Газпрома»".