
Идеальное государство. (фантастично, но мне нравится)
Нам сначала необходимо определиться, что именно мы хотим построить, и в чем будет принципиальная альтернатива такого проекта. Фактически, нарисовать модель идеального государства, представляющего из себя ту самую саморазвивающуюся систему, которая будет соответствовать планам Мироздания и найдет поддержку Высших Сил.
Рассмотрим этот вопрос с нескольких точек зрения: идеологической, организационной, образовательной, экономической и расово-национальной.
Идеологической основой любой саморазвивающейся системы является Идея, задающая обществу привлекательные и долгосрочные Цели и Образы. Эти Цели и Образы, с одной стороны должны удовлетворять определенным критериям:
ü быть потенциально достижимы, то есть человеческий мозг должен быть способен вообразить себе не только финальный Образ, но и примерную траекторию движения к целям, достижение которых его формирует;
ü быть настолько привлекательными, чтобы подавляющая часть общества была согласно терпеть существенные неудобства и трудности в процессе их достижения;
ü должны содержать значимые промежуточные образы-метки, достижение которых подтверждает правильность движения или позволяет корректировать финальные Образ и Цели таким образом, чтобы устранять видимые на дальнейшем пути ошибки их искажающие. При этом достижение меток должно давать большинству членов общества понятное и явное удовлетворение от пройденного пути и давать им силы и решимость для продолжения движения. Наиболее важным является удовлетворение духовных и творческих запросов, однако это не должно входить в жесткое противоречие с удовлетворенностью материальными условиями жизни. В идеале удовлетворение результатом должно ощущаться на всех уровнях;
ü способствовать в процессе движения развитию духовных потребностей и творческих способностей, а также расширению сознания человека.
ü общие Цели и Образы должны быть едиными для всех, но каждый человек должен видеть в них еще и свое желаемое личное место, к которому он стремится. То есть общие Образы должны формировать для каждого привлекательные личные образы, а общие Цели генерировать личные цели для каждого, причем они должны быть, как минимум, не противоречивы, а в идеале индивидуальные образы должны полностью быть реализуемы в рамках общего.
Применительно к нашей конкретной цивилизации, если не рассуждать сейчас о том, что сначала «до основанья, а затем….» и базироваться при этом на реальных сегодняшних условиях таковой Идеей может быть только выход человечества за пределы планеты в глубокий космос. Не на Луну, Марс или Юпитер. Сегодня даже школьники хорошо представляют себе невозможность комфортной жизни на этих планетах. Нет, для Идеи требуются планеты привычного нам земного типа, предоставляющие потенциальную возможность полноценной жизни на природе, а не в клетках. Поясню, почему считаю эту Идею единственной потенциально возможной. Во-первых, человечество, которое на глобальном уровне пока и представляет из себя лишь младенца, живущего не разумом, а скорее инстинктами, все же является живым биосоциальным существом. И как каждое живое существо главным приоритетом для него является вопрос жизнеспособности и безопасности. При этом категорически не проходит задумка ЦУПа о кардинальном сокращении человечества для приведения его размера в соответствие с параметрами внешней среды и оставшимся количеством ресурсов. Ведь инстинктивно подавляющее большинство людей примеряет именно на себя возможность попасть «под сокращение». И такой выход из ситуации им совершенно не нравится. Ничуть не лучше выглядят прогнозы о том, что потенциально Земля способна прокормить 100 и более миллиардов человек. Прокормить, может быть и способна, но любой нормальный человек прекрасно понимает, что это переход от жизни к тяжелым условиям выживания. Причем, ресурсы планеты не бесконечны, а большинство их уже близко к истощению. Значит, рано или поздно этот путь все равно ведет в тупик. Наконец, даже если совершенно не задумываться о первых двух альтернативах, за последние десятилетия Голливуд, а вслед за этим и реальные события показали, насколько хрупка может оказаться жизнь на одном-единственном корабле-планете. Астероид в Челябинске, совершенно крошечный в космических масштабах, убедительно продемонстрировал лишь один из возможных видов опасности, но его хватило.
Таким образом, развитие человечество может происходить только через выход в космос и расселение по различным планетам. При этом этот путь является совершенно естественным. Он полностью соответствует Промыслу, которым движется наша цивилизация со времен ее образования. Род постепенно вырастал в Племя. Племена объединялись, на их месте возникали Народы, которые создавали государства. Государства создавали союзы. Сегодня пусть и в исковерканном Инферно виде, но мы всерьез рассматриваем общепланетарное объединение. Следующим логичным шагом будет создание союза планет, заселенных человечеством.
Вот только при этом нам придется учитывать факторы, на которые сегодня старательно пытаются не обращать внимание. Укрупнение социальных структур должно сопровождаться адекватным ростом самосознания людей и общественного коллективного сознания. До какого-то момента оно так и происходило. Дикость зачастую сопровождалась каннибализмом. Рабство уже это практически отменило, но нормально воспринимало убийство людей, особенно рабов. Феодализм породил относительные свободы, позволившие развиться в человеке творческому началу, а сопутствующее религиозное объединение помимо закладки нравственных и гуманитарных основ дало первые опыты пусть и не до конца формализованного межгосударственного объединения. На первый взгляд сегодняшнее общество еще гуманнее и терпимее, еще свободнее и более творческое. Однако, это лишь иллюзия. С того момента, когда в обществе утвердилось «право не для всех», как люди разделились на «сорта», на самопровозглашенную элиту и «быдло», когда мерой элитарности стали способности обокрасть ближнего или государство, когда внешнее разошлось с внутренним, начался регресс и баланс Любовь-Инферно был окончательно нарушен.
Итог – разрушительные войны, ликвидация духовных скрепов между людьми, царство виртуальных ценностей и активная пропаганда животных страстей и пороков.
В результате сегодня можно с уверенностью сказать, что в таком состоянии массового индивидуального и коллективно-общественного сознания никто нас в космос просто не выпустит. Не случайно уже сегодня в космической отрасли практически всех стран началась прогрессирующая деградация. Если в 60-х достижение планет солнечной системы казалось делом ближайших десятилетий, а в 70-х активно обсуждались проекты носителей, способных достичь ближайших звездных систем, то сегодняшние регулярные сбои даже при запусках спутников говорят сами за себя. И это касается не только России, это касается всех космических держав. Даже успешный выход в Космос Китая ничего не меняет. Все это лишь повторение давно пройденного нами и США. Для того, чтобы вернуть себе надежду на космос, нам прежде надо вернуть себе человечность. В противном случае нам ничего не светит. Ну кому в космосе нужен идиот, угробивший собственную планету и пошедший гробить другие?
Итак, Идея идеального государства это выход в космос, а базирующаяся на ней идеология это солидарное равноправное общество, совместными усилиями стремящееся к такому развитию, которое создаст для этого возможности и предпосылки. Обратной стороной этой идеологии является необходимость прибраться в собственном доме, в максимально возможной степени восстановить нормальную экологию.
Организационно это должно быть полностью сбалансированное государство, в котором мера власти определяется мерой ответственности в деле служения Идее. Во главе государства должен стоять Лидер, избранный определенным способом (не будем сейчас на это отвлекаться) на конкурентной основе, причем суть конкуренции должна быть не сегодняшняя, виртуально-маркетинговая, а совершенно конкретная. На высшую должность в стране должен избираться тот человек, который наилучшим образом с позиции избирателей доказал свою преданность Идее, способен сформулировать наилучшую среднесрочную стратегию текущего этапа, а также доказал свою состоятельность в человеческом и профессионально-организационном плане. Высшее лицо в государстве может избираться на пост неограниченное количество раз, до тех пор, пока он остается лучшим профессионалом, обладающим лучшим планом продвижения к Цели. Ограничения должны быть возрастными. Но тестирование на свое Лидерство он должен проходить регулярно. А вот от организации самой процедуры избрания, как и от возможности влияния на итоги выборов государство, в том числе и высшие должностные лица должны быть полностью отстранены. Кроме того, государственный Лидер, обязан в течение короткого срока после своего избрания на пост выбрать из рядов своей команды пять потенциальных преемников. С течение времени состав этих преемников может меняться под воздействием различных обстоятельств, однако их число должно быть постоянным, а сами они занимать публичные должности, позволяющие в процессе их работы оценивать их эффективность.
На своем посту Лидер (Глава) государства решает следующие задачи:
ü Обеспечивает единство общества и справедливый принцип распределения результатов общественного труда, а также полное соответствие меры власти мере ответственности за последствия ее применения. Это означает, что за кражу одного и того же уровня рабочий получает год колонии, чиновник средней руки – пять, а высший чиновник двадцать.
ü Направляет развитие населения, экономики и административной системы страны таким образом, чтобы они каждый раз оптимально соответствовали стратегическим задачам текущего момента на пути реализации Главных Целей. Отклонение движения от направления к Целям является недопустимым без корректировки Идеи в целом и приравнивается к государственной измене со всеми вытекающими.
ü Организует обороноспособность государства на должном уровне, исповедуя оборонительную доктрину, распространяемую, тем не менее, на все союзные государства.
ü Персонально отвечает за эффективность работы и профессиональную компетенцию высших должностных лиц всех государственных властных институтов. Плохая работа правительства, судов или академии наук, это его персональная «черная метка».
ü Организует эффективное взаимодействие государства с другими странами и международными институтами таким образом, чтобы, во-первых, любая внешнеполитическая или экономическая активность государства всегда соответствовала его внутренним задачам, был обеспечен примат внутреннего законодательства над международным, а также по отношению к любой иной стране исповедовался принцип зеркальности. То есть, если по отношению к государству или его гражданам вплоть до отдельного человека с внешней стороны совершена агрессия любого типа, то государство обязано ответить тем же, не взирая на собственное законодательство. Также глава государства обязан прилагать максимальные усилия для вовлечения в процесс реализации Государственной Идеи максимального количества внешних партнеров на паритетной основе (равенство вклада обеспечивает равенство в распределении результатов труда).
Государственная служба должна стать именно службой, во многом аналогичной военной. Это не работа на себя чиновником за зарплату, как это часто понимается сегодня. Это именно служение всему обществу на том или ином месте ради скорейшего и лучшим образом достижения стоящих перед ним Целей. Служение с полной персональной ответственностью. Властные возможности служащих обязаны быть сбалансированы их личной ответственностью за результаты деятельности в подконтрольной ему сфере, а также на них не должна распространяться часть гражданских прав и свобод. Например, госслужащий обязан раскрывать о себе и своей семье значительно больший объем информации. Кроме того, на него принцип презумпции невиновности должен распространяться лишь частично (при наличии серьезных обоснованных подозрений он априори считается виновным до тех пор, пока не доказал обратного).
Экономическая система должна быть также солидарной. Большая часть экономики должна иметь общегосударственный характер. Причем право собственности на средства производства, материалы и готовые товары принадлежат не предприятиям, а всему государству. Частная собственность допускается только в сфере услуг населению и производству нестратегических потребительских товаров. Внешняя торговля исключительно государственная, как и банковская сфера. Причем, последняя не дает кредитов и не принимает деньги на депозиты. Она носит исключительно расчетные и инвестиционные функции. Инвестиции в негосударственный сектор экономики по просьбе владельцев бизнеса осуществляются только на долевой, бессрочной и пропорциональной основе на базе оценки бизнеса и проектов по четким, однозначно понимаемым методикам. В финансовой сфере вводится три категории денег – расчетные (для оценки стоимости и взаиморасчетов между государственными предприятиями), для внутреннего свободного оборота (для населения, взаиморасчетов внутри частной экономики и между частной и государственной экономикой), а также внешние, обеспеченные реальным активом, признаваемом во всем мире (золото, энергия и т.д.). Причем, весь экспорт ведется исключительно за эту третью категорию денег. Экспортные доходы в полном объеме расходуются на импорт потребных товаров и оборудования.
Для аккумулирования свободных денежных средств населения создается отдельный общенациональный фонд, средства которого расходуются на повышение материального уровня жизни всех граждан страны (на коммерческой и возмездной основе).
Для эффективного управления экономикой имеются аналоги советских Госплана и Госснаба, управляющих планированием и движением всех основных материальных потоков.
Образовательная система направлена на всестороннее развитие творческих, интеллектуальных и духовных способностей человека и представляет собой единую сквозную цепочку от детского сада до академии наук.
Национально-расовые различия в обществе недопустимы. В государстве единый язык общения и единые стандарты культуры и общественного поведения, обязательные для всех жителей и гостей страны.
Пожалуй, наиболее важной и отличной от иных типов систем в саморазвивающейся системе является схема движения энергопотоков. Уже на стадии определения я характеризовал саморазвивающуюся систему, как систему с гармонизированными связями, то есть такими, напряженность которых в различных зонах системы примерно одинакова.
Но есть и вторая сторона медали. В таких системах стремление элементов к сохранению связей между собой всегда выше, нежели стремление со стороны тех же элементов к максимальной защите собственных частных интересов даже ценой разрушения связей. То есть то, что в бытность СССР называлось приматом общественного интереса по отношению к личному. Другое дело, что под общественным интересом надо действительно понимать интересы всего общества, а не ее номенклатурной верхушки, присвоившей себе право от имени общества эти интересы трактовать так, как ей выгодно.
Идеальное государство как раз и отличает наличие встроенных механизмов контроля, способных отделить истинно общественный интерес от любых попыток выдать за него чей-то частный. Независимо от должностного положения носителя этого частного интереса. И здесь как раз наличие четко сформулированной идеологии и базирующихся на ней целей, стратегии и задач, стоящих перед обществом является хорошим инструментом такого контроля. В идеальном государстве Глава этого государства является таким же служителем Идеи, каковым являются его подданные. Соглашаясь на власть, он одновременно соглашается и на все бремя ответственности, которое эту власть сопровождает. И такое же положение вещей действует на всех уровнях служебной пирамиды. Лишь на низовом уровне, а также в частном секторе человек имеет право жить исключительно своим собственным интересом. Но в таком случае он автоматически принимает на себя и все сопутствующие ограничения. Так, например, в избирательном праве идеального государства не может быть равенства голосов всех избирателей и ограничения, связанные лишь с возрастом. Каждый человек должен иметь индивидуальный индекс избирательных прав (ИИП), рассчитываемый для всех единообразно и по открытым понятным методикам. Чем больше человек работает на общество и приносит ему пользу, тем больше его ИИП. Человек, только достигший избирательного возраста и работающий исключительно на себя, имеет минимальный ИИП.
Следующим моментом гармонизации общественных связей является унификация статусов людей, работающих в различных областях экономики и социальной сферы. Этакая всеобщая «табель о рангах», опять завязанная на пользу, приносимую человеком обществу и его профессиональную квалификацию. Частный сектор экономики приравнивается к этому исключительно через установление минимально допустимого заработка работников, ниже которых доход в частной сфере не должен опускаться.
Но самые большие отличия от существующего положения вещей в нашем реальном мире имеются в экономической области. Сегодняшние экономические законы диктуют нам примат прибыли владельцев бизнеса над всеми прочими постулатами. Так было во времена Маркса, так это и сейчас. Но такое положение вещей диктует бесконечное воспроизводство ненужной объективно продукции, бездумное потребление ресурсов планеты до их полного истощения и виртуализация жизненных целей человечества. Всему этому в идеальном государстве противопоставляется принципиально иная экономика. И государственный, а по сути общенародный характер собственности лишь маленькая вершина этого айсберга.
Главным отличием идеальной экономики от реальной является то, что она направлена не на получение прибыли, пусть даже и всем государством, а на максимальное удовлетворение реальных материальных и духовных потребностей общества при минимальных тратах ресурсов. А это значит, что предприятия, выпускающие продукцию, способную использоваться длительное время, имеют приоритет по сравнению с теми, кто выпускает «одноразовые» изделия. А задача самого производства не в максимальном заработке от продажи своей продукции, а выпуске лишь такого ее объема, которое имеет заведомый спрос, а также затрачивании на ее производство минимальных ресурсов. При этом стоимость продаваемой продукции не имеет никакого значения.
В двух словах полностью объяснить эту идею довольно трудно, но ее суть такова. Чем дольше служит какой-либо предмет или оборудования, удовлетворяя конкретную потребность человека, тем больше у него есть потенциально средств для удовлетворения других своих потребностей и тем раньше он выходит на удовлетворяющий его базовый уровень материального обеспечения своей жизни. Но для этого целями предприятий, эту продукцию производящих должна быть не максимизация прибыли, а именно удовлетворение спроса с постепенным переключением на выпуск новой продукции по мере его насыщения. А критерием эффективности его работы является количество ресурсов, потребленных на единицу изделия. Человеку необходимо перейти от откровенной конфронтации с Природой, прекратить насиловать планету и уничтожать на ней жизнь. Необходимо перейти к гармоничному сосуществованию с нашей биосферой, сохраняя и восстанавливая ее всеми силами. Именно потому и нужна ориентация на минимальное потребление ресурсов, восстановление экологии и очищение Земли от уже накопленного мусора. Без этого вандалы, уничтожившие прекрасную живую планету в космосе будут персонами "нон грата".
Выглядят такие требования жестко и для современного человека даже не симпатично. Мы ведь привыкли покупать новую одежду не тогда, когда старая износилась, а когда сменилась мода (виртуальные ценности), новый телефон не когда старый перестал звонить, а когда только появилась новая модель (иначе есть опасность прослыть неудачником – опять виртуальные ценности) и так далее. Но Цели достичь дальнего космоса в обозримом будущем настолько масштабны и трудно достижимы, а количество потребных на решение этой задачи настолько велико, что без всемерной экономии ресурсов и без солидарной работы всего общества на эту задачу просто не обойтись. Да и возврат от виртуальных к реальным ценностям будет во многом способствовать социальной справедливости и стабильности, то есть гармонизации тех самых связей. Ведь стоит ли с позиции обывателя завидовать успешному (довившемуся общественного признания) человеку, если он ездит на такой же машине, живет в такой же или почти такой же квартире, посещает по праздникам такие же рестораны, пользуется такими же предметами быта, только пахать ему приходится в два раза больше? А раз нет зависти, то нет и напряженности. Развивают себя сверх необходимого имени лишь те, кто стремятся не к материальному, а именно к личностному развитию, а значит, и работают с совершенно иной мотивацией. В том числе и на государственной службе.
В образовательной области также должны быть сделаны существенные изменения. Все среднее образование должно быть государственным, бесплатным и строиться пот рем типам программ. Соответственно и все учебные заведения должны быть разделены по трем категориям.
Первая категория и тип программ рассчитаны на всех учеников с 1-го по 11-й класс. Второй тип программ действует с 4-го по 11-й класс для ОД (Одаренных детей). Поскольку любой учитель может преподавать предметы лишь с той скоростью, с которой их успевают усваивать самые слабые ученики, то совершенно бессмысленно заставлять всех учиться в одном и том же режиме. В этой связи ученики, показавшие свою способность к освоению учебных материалов со скоростью выше средней переводятся в другие школы с более интенсивным режимом обучения. Третий тип школ создается с 7-го по 11-й класс для ООД (Особо одаренных детей) и уже является специализированным на той или иной области знания. В эти школы направляются проявившие себя в ОД-школах таланты, определившиеся с областью своего дальнейшего профессионального интереса. Темп обучения в таких школах еще выше. После успешного их окончания возможно поступление в ВУЗы вплоть до 3-го курса в зависимости от результатов школьного обучения.
Что может дать такая система всему обществу? Во-первых, создастся естественная конкуренция между детьми и родителями. Но происходить она будет не по толщине кошелька, как зачастую сегодня, а по отношению к учебе и реальным способностям по усвоению знаний. Ну а дети будут ориентированы не на игры и виртуальные ценности, а на стремления к знаниям и реальному успеху. Во-вторых, скорость обучения детей с различным потенциалом будет максимально приближена к возможностям детей. Поэтому в школе будет интересно учиться всем и тем интереснее, чем способнее и прилежнее ученик. В-третьих, такая система будет способствовать максимально полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала среди детей, а также вырабатывать у всех них привычку к труду с ранних лет.
Наконец, последний, но, возможно, самый важный элемент идеального государства. Воспитание духовного начала. Это невозможно сделать с помощью какой-либо догматической религии. Это должно происходить принципиально иначе. Но сначала о том, что это вообще необходимо. Одним из серьезнейших недостатков реального опыта социализма был атеизм. С одной стороны, многое было правильным, отрыв людей от конкретной религии, а вместе с тем ликвидация и религиозных различий и противоречий в обществе, как минимум, неоднозначны по результатам. Но отрыв человека от Бога в принципе это ошибка. В СССР убеждение в некотором поступлении собственными сегодняшними интересами (необходимость переживания трудностей и напряжения сил) мотивировалась лучшей жизнью последующих поколений. Это хорошая и правильная мотивация. Мы все желаем своим детям блага и успеха. Но, к сожалению, выяснилось, что этой мотивации недостаточно. Человек хочет быть мотивирован сам и сам получить «бонус» после преодоления всех навязанных ему обществом трудностей. А что может быть таковой, если атеистическое воспитание говорит, что человек это «биотушка», срок жизни которой 70-80 лет? Только стремление продлить жизнь этой самой «тушке» и обеспечить ее максимальным материальным комфортом. Именно так рассуждает большая часть людей. Увы, но подвижников в любом деле, думающих иначе, всегда абсолютное меньшинство. В результате именно по этому «слабому звену» и пришелся пропагандистский удар Запада, имевший столь печальные последствия. Это сегодня очень многие, наевшись потребительского счастья, начинают понимать, что потеряли они намного больше, чем приобрели. Но если не убрать первопричины, то даже создание сегодня каким-либо чудом этакого идеального государства рано или поздно обернется его разрушением. А потому человеку нужна ВЕРА. Не конкретная религия с ее ритуалами и далеко не всегда соответствующим собственным заповедям клиром. А именно Вера, то есть понимание разумности мироздания, его неслучайного устройства и причинности происхождения. Эта Вера должна включать в себя минимальный набор постулатов, таких, как, например, вечная жизнь Души во множестве материальных воплощений. Этот постулат присутствует практически во всех религиях, а потому не должен вызывать больших противоречий. Далее человек сам вправе определять для себя остановиться, развиваться духовно дальше самостоятельно или в рамках какой-либо религиозной традиции. Но основа должна быть для всех общей. Именно она и понимание общих задач человечества, поставленных перед нами Творцом, должны стать одним из фундаментов, на которых будет формироваться и развиваться общество и государство идеального типа.