ЛУКАШЕНКО VS. ОППОЗИЦИИ: ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ?
Тема эта очень и очень непростая и заслуживает даже не многостраничной научной монографии, а целой книги в несколько сот страниц – слишком уж много всякого с середины 90-х. накопилось. Поэтому, ограниченный объёмом небольшой статьи, я остановлюсь только на самых важнейших моментах.
I. КОГДА ГДЕ-ТО, У КОГО-ТО, ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ И ХУЖЕ…
Если суммировать все претензии оппозиции к нынешней белорусской власти, то всё можно свести к тезису – светлого капиталистического завтра в данном осколке «советской» империи чего-то не наступило. Причём, именно в самом «правильном», либерально – демократическом формате. Так сказать, модернизация провалена – капиталистической революции, точнее, контрреволюции, не свершилось, а наблюдается некая, достаточно медленная эволюция белорусского общества, а по некоторым аспектам даже наблюдается движение вспять.
Выскажу своё мнение – главная причина – а есть и великое множество и иных - это очень плохое, даже безобразное, стратегическое планирование: так, в 90-х белорусское руководство пребывало в эйфории, что низкие цены на энергоносители будут держаться бесконечно долго. В итоге, широкое внедрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве Беларуси, как раз появившихся в то время, практически не производилось. Но вечного в этом мире ничего не бывает - резкое повышение цен стало весьма неприятным сюрпризом для Минска.
И это – типичный случай, власти реагируют только, когда откладывать решение проблем уже никак невозможно – работы «на опережение» практически не наблюдается. Иногда такая запоздалая реакция всё-таки не приводит к фатальным последствиям, но довольно часто происходит именно наоборот: нынешняя остановка главного конвейера МАЗа есть подтверждением данного тезиса. «Внезапно» обнаружилось, что 70% продукции оного предприятия реализовались на российском рынке, где сейчас наблюдаются известные проблемы, а для новых рынков сбыта эти белорусские грузовики почему - то не слишком - то и конкурентоспособны.
Пример, когда «помощь пришла вовремя» - БЕЛАЗ. Там в 2010-х. тоже «внезапно» обнаружилось - основное оборудование завода образца 80-х устарело, не только морально, но и физически, а, значит, проблемы для выпуска продукции уже не «за горами». В Словакии был взят оперативно кредит - значительная часть основных фондов была обновлена. Может поэтому – то БЕЛАЗ свой главный конвейер и не останавливает. По мере, пока.
Я не буду кивать в сторону академии наук Беларуси или оперативно-аналитического центра при Президенте Беларуси, и анализировать эффективность их работы – остановлюсь лишь на одном аспекте – психологическом. Плохие дороги и незасеянные поля в соседних областях России, разрушенная промышленность Латвии и полуразрушенная на Украине, в Польше и Литве явно могли навести сановитых белорусских чиновников на самоуспокоительную мысль: у других – то всё куда хуже..
Между тем, подобное сопоставление не вполне корректно: среди стран бывшего социалистического лагеря более близкими аналогами Беларуси будут не Польша и Литва, а промышленно-развитые Чехия, Словакия и Словения. И при сравнении ситуации в оных странах с «последней диктатурой Европы» преимущество явно будет не в пользу последней.
Сразу возникает вопрос: будет ли полезен опыт этих трёх стран для модернизации Беларуси? Апологеты «европейского пути» могут сразу указать на «серьёзные» препятствия: недостаточную демократизацию белорусского общества и «диктаторский» характер её власти. Между тем, иные страны куда больше вышеперечисленных преуспели в культивации демократических «ценностей» и внедрении абстрактных монетаристских схем, но экономическими успехами там и не пахнет.
А всё потому, что главный момент в успешной модернизации бывшей ЧССР и одного из обломков Югославии иной – это наличие страны – покровителя из числа сильных стран ЕС. Для Словении меценатом стала Италия, для Чехии и Словакии – ФРГ.
Без всякого сомнения, Италия не будет спонсировать реформы в далёкой Беларуси – тут фактор географии, по этой – же причине можно забыть о Франции и Британии. Тоже можно сделать и в отношении Польши и Литвы – даже «сложившись», силёнок у них не хватит. Таким образом, из потенциальных европейских кандидатов на звание «большого брата» Беларуси остаётся только Германия. Но ФРГ фрау Меркель и ФРГ Коля - Шрёдера это - две большие разницы. Сейчас, для официального Берлина, возня с иракскими курдами обладает, куда большим приоритетом, чем даже налаживание взаимоотношений с соседями – поляками. Также, не нужно обольщаться о возможном лоббировании белорусских интересов некоторыми немецкими корпорациями (MAN, etc.) – наибольшим влиянием на современную немецкую политику обладают не промышленные гиганты, а крупные сырьевые компании и финансовые учреждения.
Мы, кажется, забыли о «рассаднике» демократии и главной - единственной сверхдержаве мира – США. Однако и тут всё непросто. Из своей победы в холодной войне Америка вынесла важный вывод – большой союзник – волшебным образом может стать большим конкурентом, и, если Южная Корея, Япония и ФРГ - хотя бы демонстрируют политическую лояльность, в случае с Китаем не наблюдается и этого.
Поэтому уровень Польши – это тот абсолютный максимум, на который может рассчитывать новый союзник США. Для Беларуси это маловато-то будет – отсутствие выхода к морю, значительная доля машиностроения, менее благоприятные условия для сельского хозяйства – остальные факторы из экономической географии, подтверждающий мой тезис, я перечислять не буду.
Дружба с Россией, хотя и отвела Беларусь «от пропасти», но «экономического чуда» не вызвала, и, значит, ей остаётся только уповать на свои силы. И здесь пригодился бы опыт стран Дальнего Востока, но проведению реформ, например, по южнокорейскому «рецепту» препятствует как раз недостаточная «жёсткость» белорусского режима, ибо никакие игры в бирюльки в этом случае не допустимы – подконтрольный народ нужно «скрутить в бараний рог» и «вдохновить на производственные подвиги».
Главный южнокорейский реформатор Пак Чон Хи - был личностью весьма примечательной: вполне обоснованно не доверяя американцам, он в качестве основного стратегического партнёра рассматривал Японию, у врагов из Северной Кореи был позаимствован пятилетний план развития; поощряя капиталистические монополии, южнокорейский диктатор развивал и государственные структуры, ответственные за развитие экономики. Как результат – в 70-е рост экономики в 45% в год был для Южной Кореи обычной нормой.
Вообще, «дядька» Пак был мужиком суровым – мог по поводу и без повода объявить в стране военное положение, быть единственным кандидатом на «выборах» в президенты, ввести комендантский час или запросто распустить парламент. За что и был убит сторонниками «демократии». Но дело его не погибло – его старшая дочь Пак Кын Хе – нынешний президент страны.
Конечно, здесь параллели с Лукашенко просматриваются, да не слишком очевидные, среднее белорусское достижением – 6 % роста экономики в год выглядит блекло…
II. А ДЕДУШКА ЛЕНИН КОЕ-В ЧЁМ БЫЛ И ПРАВ…
При изучении белоруской оппозиции приходишь к выводу, что для официального Минска она играет такую - же роль пугала во внутренней политике, как и непутёвые соседние страны - во внешней. Вот посмотрите на этих уродцев – только что и могут, как грызться между собой, даже нормального единого оппозиционного кандидата на выборы президента выдвинуть не могут! А деньги где берут? Правильно – у всяческих зарубежных, црушных фондов. Вообще – враги народа белорусского, никак не меньше!
Оппозиция, разумеется, в долгу не остаётся, обзывая Лукашенко диктатором, а иногда и похуже… Совершенно забывая, что при «настоящей» диктатуре оппозиция может существовать либо в эмиграции за границей либо в тюрьме или в подполье, причём степень конспирации в коей напрямую зависит от репрессивной эффективности работы полицейского аппарата. Об этом в своё время неоднократно писал Владимир Ленин – он - то толк в этом знал – недаром значительную часть жизни прожил за границей.
И посему наблюдается общественная шизофрения – или Лукашенко всё-таки не диктатор, а просто очень строгий руководитель, который слишком «засиделся» на своём посту или оппозиция – всё-таки не оппозиция, а нечто иное…
У некоторых сочувствующих противникам режима иногда прорывает: «Когда же белорусская оппозиция начнет умнеть? Думаю, что ответ очевиден: никогда! Если в среде «местных» оппозиционеров «внезапно» появится слишком большое число «шибко» умных, то соответствующие органы быстро сумеют их приструнить – ибо возможностей внутри страны у них много.
Казалось бы, последний выход – эмиграция, и действительно, противники белорусского президента в большом количестве представлены в Польше и Литвы. Но это – не идеальное решение, ибо эти две страны – стороны слишком уж заинтересованные! Мечты о возрождении Речи Посполитой не являются пустыми фантазиями: польские вузы массово обучают молодых белорусов, полагая, что подготавливают новую элиту Беларуси, Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе занят тем же.
Между тем, можно оценить реформаторский потенциал этих новых кадров – ибо он напрямую связан с практическим опытом преобразований в этих новых членах ЕС, опыт же реформ в других странах также может быть изучен, но только в теории.
Итак, в Польше в 90-х. были проведены: приватизация, либерализация цен - «шоковая терапия» Лешека Бальцеровича, - последствия которой страна «расхлёбывала» целых три года, и более успешная реформа банковского сектора. Также было изменено - действительно, в лучшую сторону - территориальное деление страны – и это всё! Польское сельское хозяйство так и дожидается реформ, промышленная политика – это вообще сплошной провал – большая часть предприятий даже не пережила кризис 1998 года! Из многочисленного польского автомобилестроения уцелел лишь автобусный завод Solaris, «оборонка» была также «кастрирована», как по причине экономических трудностей, так и из-за вступления страны в НАТО. Думаю, рассматривать случай Литвы нет смысла – по многим аспектам – эта страна не более чем уменьшенная копия Польши.
И что в итоге получается? Приди сейчас эта «новая белорусская элита» к власти в Минске – страна быстро бы начала превращаться, но не в аналог Литвы - ещё раз подчеркну отличия – а, во вторую Латвию. Разумеется, «в комплекте» с разрушением промышленности, деградацией сельского хозяйства и эмиграцией большей части трудоспособного населения за рубеж.
Налицо единство противоположностей: режим Лукашенко уже долгие годы не может успешно модернизировать страну фактически, оппозиция не способна сделать этого потенциально. Даже в виде некого виртуального проекта.
11.04.2015.
В. Воронов.
e-mail:
ethnogenesis2014@yandex.ru