Вложение:
dragon.png [ 37.02 КБ | Просмотров: 34904 ]
Оригинальная статья с изображениями и картойПану Пелу посвящаетсяПредлагаем брамчанам небольшую переменку с историческим привкусом. Возможно, информация о нашем прошлом может как-то помочь иначе взглянуть на настоящее.
Попробуйте угадать, что объединяет героя сербского эпоса, венгерского короля и императора Священной Римской Империи, великого князя Витовта и печально известного Дракулу? Ответ - все эти персонажи были связаны единым рыцарским орденом, корни которого лежат в Восточной Европе, а наследие - сколь туманно, столь и повсеместно. Символы его можно увидеть в учебниках истории от Беларуси до Хорватии, но при этом на них мало кто обращает внимание. Имя его - Орден Дракона.
Но начнем все по порядку. Дело происходило накануне печально знаменитой Битвы на Косовом поле в 1389 году. Собрав все свои силы, сербы и боснийцы стояли перед вдвое превосходящей армией турецкого султана. Ситуация была во-многом безнадежной и больше напоминала коллективный суицид. Согласно легенде, перед битвой 12 рыцарей объединились единой клятвой. Они пообещали друг другу любой ценой пробраться в сердце армии противника и убить султана Мурада. Свой союз они нарекли Орденом Дракона Святого Георгия (первый подобный орден среди православных рыцарей). Подобно св. Георгию они должны были поразить своего дракона - турецкого султана.
Коссовская битва была страшной резней. Армия сербов и боснийцев была высечена практически полностью, включая их лидера князя Лазаря (замучен и обезглавлен после битвы). Однако рыцари Дракона свою клятву исполнили. Один из них по имени Милош Обилич, сдавшись в плен туркам, добрался до шатра султана и ценой своей жизни заколол Мурада, чем обессмертил себя в сербском фольклоре. Остальные рыцари братства также погибли в сражении. Все, кроме одного - Стефана Лазаревича, сына князя Лазаря (согласно иной версии, выжившим рыцарем был наставник Стефана).
Как бы то ни было, именно Стефан Лазаревич бежал к своему сюзерену, королю Венгрии Сигизмунду, где и смог возродить Орден Дракона спустя некоторое время. Вполне вероятно, что события могли иметь и несколько иную логику. Сигизмунду импонировала идея учредить свой собственный орден взамен доставшегося от тестя (и угасшего при Сигизмунде) близкоименного венгерского Ордена Св. Георгия. Подвернувшаяся вовремя история Стефана пришлась в нужное время в нужное место. Героический элемент позаимствовали из сербского Ордена Дракона, а организацию - у Ордена Св. Георгия. А с учетом того, что Сигизмунд "по совместительству" являлся императором Свяшенной Римской Империи, орден стал быстро расти. Главным образом среди рыцарей Восточной Европы, хотя включал и многих членов с Запада. По сути, он стал первым собственным “Орденом Интермариума”, нацеленым на защиту всего региона от Османской Империи.
Среди наиболее известных для наших читателей членов ордена были князь Витовт и король Ягайло. Прославленный Мосфильмом албанский Скандербег и куда более прославленный Голливудом Влад III Цепеш "Дракула" (в орден вступил его отец - Влад II Дракул. При этом само прозвище "Дракул" происходит именно от названия данного ордена и означает "дракон"). Позднее, членом ордена был и знаменитый Стэфан Баторий (даже герб рода Баториев называется "зубы дракона", хотя возник он раньше). Символом ордена был дракон, свернувшийся кольцом, который восходил к одному из древнейших символов - Уроборосу.
Именно поэтому обвивающего дракона можно встретить на множестве гербов знатных рыцарей из нашего региона, которые были членами ордена.
Не смотря на то, что Орден Дракона имел признание Ватикана, он нес на себе отпечаток всего религиозного разнообразия Восточной Европы. Помимо католиков в него принимали и православных (они во многом были "учредителями" ордена), и протестантов, и евреев. Это была не просто религиозная толерантность, а скорее религиозное безразличие, где основным мотиватором была защита всего нашего региона общими усилиями, а не насаждение какой-то политической/религиозной идеи.
Но отмотаем события на несколько лет до учреждения ордена. Идея единства рыцарства региона Интермариума не являлась чем-то новым. Фактически, наш регион - это не состоявшееся объединение северной (польско-центричной) и южной (венгерско-центричной) частей. При этом, у такого объединения были все необходимые предпосылки и прецеденты. Наиболее ярким из них было правление короля Людвика Великого, известного как Людвик Венгерский. Именно при нем наибольшего расцвета и охвата достиг предшественник Ордена Дракона - Орден Св. Георгия, который при этом являлся одним из самых первых светских орденов в Европе (знаменитый английский Орден Подвязки был основан лишь на 20 лет позже, в 1348 году).
Сам Людвик был образцом рыцарства как с точки зрения широкого образования, так и личной отваги. Ему приписываются подвиги от участия в пылу сражений, до истории со спасенным из воды тонущим рыцарем, за которым король Людвик без колебаний сам прыгнул в реку. Земли Людвика простирались от границ Литвы до адриатического побережья Хорватии и болгарской Софии.
После смерти Людвика польская аристократия отказалась признавать власть его дочери Марии и ее немецкого супруга Сигизмунда, и взяли себе на самостоятельное правление вторую дочь - Ядвигу. Именно на Ядвиге впоследствии женился наш “ушлый парень из Вильно” по имени Ягайло, основав династию Ягеллонов, которая сама в итоге добралась и до венгерского престола в том числе.
Спустя почти 40 лет после основания Ордена Дракона его рыцари вновь стояли перед массивной османской армией вблизи болгарского города Варна. В этот раз во главе христианской армии находился молодой и энергичный Владислав III, сын Ягайло и Софьи Гольшанской. После победы над оппозицией в Венгрии его империя превосходила даже ту, которую собрал Людвик Великий. Воины Руси и Литвы, Польши и Чехии, Венгрии и Валахии, Молдовы и Сербии, Хорватии и Болгарии - все признавали его своим сюзереном. Под Варной по обе его руки находились два князя - оба талантливые рыцари Ордена Дракона - Янош Хуньяди, ставший, пожалуй, наиболее известной фигурой в истории Венгрии, и Мирча II господарь Валахии, старший брат Влада Дракулы. После победы под Грюнвальдом 34 года назад фoртуна явно находилась на стороне цивилизации Ягеллонов.
Однако, храбрость и удача не всегда равны политической мудрости. Особенно когда эта храбрость ставит твою многонациональную армию перед противником, превосходящим тебя по численности в два-три раза. Подстрекаемый Римом и желанием нанести упреждающий удар, Владислав сам развязал эту войну. Генуэзцы и венецианцы вместо обещанной блокады Босфора, наоборот, неплохо заработали на переправке турецкой армии. Военный гений Хуньяди почти смог спасти ситуацию под Варной, рассеяв поочередно оба превосходящих фланга противника. Но польская "гордость" не могла не вмешаться. В эпатажном порыве рыцарской доблести Владислав и 500 польских рыцарей понеслись в атаку на шатер султана, где и были сразу полностью уничтожены пехотой, а Владиславу отрубили голову и выставили на обозрение. Армия союзников потеряла всякую координацию и рассыпалась на глазах. Король вошел в историю под именем Владислава Варненьчика.
Рассыпалась и интермарийская империя Владислава. В Польше власть забрал брат Владислава Казимир, князь ВКЛ. А в Венгрии фактическим королем в итоге стал сам Янош Хуньяди (через регентство), основав династию Хуньяди. Он же был избран новым великим магистром Ордена Дракона (поскольку орден носил статус странствующего, а не монаршего, то позиция магистра была избираема лучшими рыцарями и не была привязана к какому-либо трону).
При Яноше орден уходит в тень из публичной сферы. Зато вслед за победой над турками под Белаградом в 1456 году, за которую Янош получил прозвище "Спасителя Белаграда", Хуньяди создает новый инструмент для аккумуляции рыцарских ресурсов Интермариума - так называемую Черную Армию. По своей сути это был ранний иностранный легион. Его костяк составляли чехи, поляки, литвины, русины, сербы, трансильванские немцы и молдаване. Черная Армия практически не знала поражений, что было совершенно не удивительно. Она была не только профессиональной, но и исключительно хорошо вооруженной по последнему слову военной техники. Каждый пятый солдат имел аркебуз, что было необычно высоким уровнем для Европы во времена дороговизны пороха. Одним из наиболее ярких сражений Черной Армии была битва на Хлебовом Поле в 1479 году, где она разбила превосходящие турецкие силы.
Эффективность Черной Армии и стала ее ахиллесовой пятой. Венгерские магнаты, опасавшиеся усиления короля, сильно ее недолюбливали. После смерти короля Матиаса Корвина, сына Яноша, они продвинули на трон чешского Владислава Ягеллона - тоже, к слову, рыцаря Ордена Дракона. Последний был известен как "Король Добже", то есть не умел говорить "нет". Его они и убедили перестать оплачивать дорогостоящую армию. А всего через 30 лет последовало поражение венгров от турок под Мохачем, после которого многонациональное венгерское королевство было стерто с карты Европы как самостоятельный игрок. Пройдет полтора века пока польский король Ян Собеский - также предположительно являвшийся великим магистром Ордена Дракона - не исполнит миссию ордена и не развернет продвижение Османской Империи под стенами Вены в 1683 году.
Известным покровителем Ордена Дракона являлся трансильванский род Баториев. Один из ранних Баториев, тоже по имени Стефан, пал бок о бок с Владиславом III под Варной поскольку являлся личным хоругвеносцем короля и не отступал от него ни на шаг. Но нам, конечно, больше всех известен тот Стефан, который закончил свой путь в Гродно, и который являлся, пожалуй, наилучшим королем за всю историю первой Речи Посполитой. Именно он стал фактическим создателем профессиональной армии в РП, в которой одними из наиболее боеспособных единиц являлись венгерская, немецкая и валашская пехотa. Именно он спас ВКЛ от поражения в Ливонской войне, вернул Полоцк и стал примером рыцарской доблести монарха, особенно на фоне личной трусости соседского Ивана Грозного.
Так же как и Хуньяди - его земляк из многоязычной над-религиозной Трансильвании - Баторий осознaвал недоиспользованный потенциал нашего региона. А также эффективность профессиональной армии. Только собрав лучших профессионалов от Загреба до Полоцка, от Киева до Праги можно было эффективно защищать наш регион против сильнейших противников. По этой причине создавался Орден Дракона; по этой же причине Хуньяди и Баторий создавали профессиональную наемную армию, питавшуюся из всего Интермариума.
Так при чем же тут посвящение статьи пану Пелу, спросите Вы? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в следующей статье. Она будет посвящена современным частным наемным армиям. Их активной (контракты с правительствами стран) и пассивной (сдерживающей) роли. И когда Вы будете про них читать, вспомните эту историческую переменку и попробуйте представить себе современную частную армию, питающуюся из всего Интермариума. Но не в виде банды наемников, готовой на все ради денег. А в виде организации, руководствующейся определенным публичным кодексом чести, определенными ценностными ориентирами в рамках "интермарийской идеи", главным среди которых является защита всего Интермариума от внешних угроз. Если обзор на эту тему будет кому-то интересен, то давайте об этом знать в комментариях.