Несколько лет назад приятель-преподаватель предложил бесплатно съездить с будущими семинаристами (священниками) в Белосток, посетить мужской православный монастырь Супрасль под Белостоком. Проживание на неделю, бесплатно. А у моей жены там есть дальний родственник в Белостоке, поляк. Ну я и поехал. Приехали в Супрасль. Поселили нас монахи с тремя семинаристами в мужскую келью над входом в монастырь. Сама гл. церковь монастыря была в годы войны взорвана немцами, но уже в наши годы была восстановлена на средства Юнеско и плюс бел. гос-во оказало помощь кирпичом. В общем, монастырь производит сильное впечатление. Намоленное место. Это белорусская православная земля под 800-1000 лет там. Есть там некая таинственная духовная аура. Это бесспорно.
Монахи-православные по происхождению поляки. Очень прилично говорят на русском. Мы с ними трапезничали в монастырской столовой. Очень необычное действо. Все как в армии. Приходить надо в четко указанное время, предварительно помолившись в церкви рядом. Сидим с православными монахами, ждем старшего батюшку, звание его не помню. Он приходит, благословляет трапезу, мы садимся и кушаем, а в это время один из монахов на небольшой трибуне читает священное писание или нечто вроде того. Очень необычно и торжественно.
Ну, ночь мы в келье с будущими монахами поспали, но дело было весной и в келье было жутко холодно и сыровато. Короче, от холода всю ночь почти не спали. Наутро стали думать что делать, как утепляться. Нашли у монахов (они дали) 2 старых советских масляных обогревателя. Принесли их в келью, включили в розетку- не работают. Это было странно. Я на подзарядку ставил свой мобильник, телефон заряжается, а включаем в разные розетки обогреватели- они не работают. Наступил поздний вечер. Опять жутко холодно. Опять включили обогреватели, не работают. Решили, что они старые, сломались и потому не работают. Тогда я будущим попам и говорю:
"Вы как хотите, но у меня с собой есть водка, 2 бутылки. Хоть это и грех пить в монастыре, но мне нужно согреться, иначе я не усну".
Семинаристы помялись, потом говорят: "мы тоже выпьем".
Окей. Соорудили закуску, я достал бутылку, открыл. Затем один семинарист мне говорит: "а может быть не надо пить? Может быть все-таки обогреватели работают?"
Я отвечаю: "Так я ведь проверял, ток в розетках есть, мобильник заряжает, а обогреватели не работают, лампочка на них не загорается".
Разливаю водку по стаканчикам. И тут один семинарист говорит нам: "Проверю еще раз". Включает 2 обогревателя в розетку, которые до этого мы неоднократно проверяли и что я вижу? Я вижу, что лампочки засветились и обогреватели медленно нагреваются. Мы раскрыли рты от изумления, я в том числе. И потом я сказал молодым семинаристам: "Короче, Вы как хотите, но это Божье чудо и вот за это Божье чудо я и выпью, хотя это и грех".
Если бы мне кто сказал, что такое произошло с ним, я бы едва поверил. Но это произошло со мной. Короче, после этого я православную религию зауважал, монахов, попов тоже. (Хотя среди них и есть разные). Та Супрасльская церковь, насколько я знаю, не подчиняется РПЦ, а подчиняется Польской православной церкве, у нее автономия. А жизнь монахов в монастыре я посмотрел изнутри. Это действительно глубоко верующие люди и работают и верят они по убеждениям. И что для меня оказалось самым удивительным там, в Белостокском крае: там еще есть белорусы, живут, их очень мало. И свою белорусскость они сохранили лишь оставаясь православными с русским языком (православным). А кто перешел в католичество, те очень быстро стали поляками и уже не вспоминают о своей белорусскости.