Сплошной пессимизм и скептицизм, пан ABC-13
ABC-13 писал(а):
У них фактически есть и останется разный статус. Попытка сделать "всех зверей равными" приведет к тому, что неизбежное перераспределение финансов от более благополучных, в тч по чисто административным причинам=областные центры наткнется на попытку блокировать: мы все равны, а почему я должен платить больше. Налоги проще собрать, когда "пироги и пышки и синяки и шишки- в одной корзинке". Напр квитанция о оплате бОльшего налога дает доступ к бОльшему кредиту.
ABC-13 писал(а):
Есть. Причина - финансы. В обозримом будущем фин положение регионов будет неравным и частично определятся дотациями, прямыми и косвенными. Факт областные центры имеют этих дотаций больше. С дотацими=област центр необходимо объеденить и неравные, бОльшие обязанности, что проще сделать, признав неравенство регионов. Те получил плюсы - плати.Кроме того, желательно неравное положение доноров и получателей дотаций. Режим управления затратами должен быть принц разным: на свои - твое дело, только законы не нарушай; на дотации - должен управлять дядя сверху.
Если честно, я не понял, так областные у Вас дотационные регионы или более благополучные, которые дотируют других?
Посмотрите табличку по промышленному потенциалу получившихся поветов. Там городские округи ничем особым не выделяются. Нужно говорить откровенно: нашу страну в прямом смысле кормит сельское хозяйство, которое так или иначе развито во всех поветах, и в переносном два НПЗ в Полоцком и Мозырьском поветах и калийка из Слуцкого повета. Деньги заработанные на переработке сырья, перераспределяются потом в виде дотаций по всем остальным, будь это областной центр или район. Заныкать эти деньги так, чтобы они оставались в повете, пока не выйдет, не та ситуация. Но пропорции, учитывая что например на Мозыре будет висеть целый регион, а не маленький район, изменятся. С точки зрения дотаций - не видно необходимости округ. Ну или я не вижу.
ABC-13 писал(а):
Причина сегодняшнего отношения к регионам проста - в них жить хуже. Так что мотивировать нужно уровнем жизни, а он АТД для большинства не регулируется.
Во многих странах АТД архаичное (США, Англия, Швейцария...) с громадной разницей между субъектами, и это не особо мешает - если бы мешало, давно бы реформировали. Из чего вывод - АТД не имеет особого значения, оно не способно в значит мере ни помочь ни помешать. ИМХО, АТД - явление третьего порядка малости после правовой, судебной системы, налогов, итд итд. Примерно как фасон формы влияет на боеспособность армии... Хуже не будет, но осн проблемы никак не решит. Если воруют, то сопрут любую...
Разговор большой. Вы в данном случае воспринимаете реформу АТД как перекройку существующих административных единиц с подгонкой стуктуры различных организаций. А в целом все остается как и было. Это очень сильно отличается от моего восприятия. Я вижу в первую очередь реформу как замену трехуровневой системы управления, где первый уровень неэфективен, а остальные два недееспособны, на двухуровневую, где каждый уровень эффективен и дееспособен в рамках своих обязанностей. Та самая властная вертикаль это в сущности нервная система государства. Мозг приказал - нога поднялась. Если нервная система не работает,
вся система парализована. В таких условиях в сущности неважно, насколько умные или глупые решения принимает центр, любые сигналы будут заторможены, блокированы или искажены на том или ином уровне. Понятно, что чем больше уровней - тем хуже. Смерть любой успешной фирмы начинается, когда бюрократы одолевают технократов. Когда одни менеджеры нанимаются, чтобы руководить другими менеджерами, которые в свою очередь руководят другими менеджерами - это все, кранты. Самое поганое, что каждый уровень управления будет стараться оправдать свое существование. Чем менее он нужен, тем больше он будет генерировать паразитных сигналов, тем больше вносить искажений, чтобы показать свое присутсвие в системе, и если выйдет - необходимость выделения еще больших ресурсов на свою работу, включая расширение штата. Чем больше уровней управления удается сгенерировать под собой - тем больше генерируется подчиенных уровней ответственности за конкретные результаты, значит тем меньше ответственность конкретного уровня упралвения, и конкретного высокопоставленного чиновника. Есть на кого свалить.
Если смотреть на нашу страну, у нас совершенно чудовищная бюрократическая система, не соответствующая нашим масштабам. И мне все равно, что там в ЕС или США, если они имеют ресурсы на содержание своих чиновников - это их дело. Но в наших условиях - это самоубийство чистой воды.
Судите сами. Первый уровень - 6 облисполкомов и город Минск. Каждая административная единица - это 1.1-1.5 миллиона человек и 30-40 т. кв. км территории. Чтобы съездить из Бреста в какой-нибудь Столин, нужно потратить целый день. Это 3 часа туда, час на работу, час пообедать, и 3 часа обратно. Вот и рабочий день. То есть если для того чтобы сделать дело, нужен почти весь рабочий день, чиновника нужно отправлять в командировку на 2-3 дня. Ну не дурдом? Я например в своем районе Сумара живьем ни разу не видел. А если предположить, что местная районка дотошно отмечает его каждый визит, то бывает он тут раз в год от силы. Что логично, так как в подчинении 16 районов различной степени удаленности. А ведь есть области, где больше 20 районов. Как результат, местные чиновники ездят в область. А что от них требуется? Ну посидел на совещании, принял к действию ЦУ, притарабанил подогнанную статистку, что прежние ЦУ выполнены. Все. Область верит району на слово. "Выполняешь" показатели - тебя не трогают. В итоге каждый район живет своей жизнью, а местный председатель превращается в местного же царька, которого нерельно обуздать, так как выход на верхний уровень только через него. Дернулся - волчий билет в руки и свободен для трудоустройства на стройках России, дома не возьмут даже в частную фирму. В итоге какой-нибудь директор СПК будет молачать о проблемах в тряпочку, потому что губернатор является раз в год, а председатель вот он, рядышком. Что говрить о показушных визитах Лукашенко в регионы, когда над человеком стоят не только районные шишки, но и губернатор? Кто не видел этот цирк по телеку - стоит Лука, стоит губернатор, который тоже все видит в первый раз, стоит председатель райсполкома, молясь, чтобы не вылезли косяки, ну и спрашивают какого директора - а все ли хорошо? а всю ли возможную помощь оказывает местная власть? а помогает ли если надо область? а может есть какие пожелания? Что остается, кроме как промычать, что все ОК? Видели хоть раз, чтобы в такой ситуации человек стал говорить о проблемах, что забодали поборами, проверками и тягомотиной? И я не видел. Да что директор - сам председатель райсполкома Луке тоже не скажет лишнего, так как знает, что начнутся проблемы с областью, а своих ресурсов как правило нифига нет, приходится просить. И после этого визита достучатся наверх будет не просто. Таких как он - 118 в районах, и 12 в городах областного подчинения, 130 человек. А ведь есть еще 25 районных администраций в больших городах.
В итоге имеем систему, где не проходит, по крайней мере, в оригинальном виде, управляющий сигнал вниз по иерархии, и не идет фидбэк наверх с нижних уровней. О каком эффективном управлении тогда может идти речь? Чтобы такая система работала, нужно укомплектовать все посты просто золотым составом. А дефицит хороших управленцев - это известная проблема всего постсовка. Вытравили самостоятельных и инициативных под чистую. В итоге процветают кумовство и лизоблюдство.
А теперь давайте вспомним, что структура дублируется в большинстве госслужб, конечно же со всеми указанными пороками.
При переходе на поветовую систему сразу выкидывается один уровень управления. Даже если предположить, что остались все те же самые люди и их полномочия, система уже приобретет иной характер. Высота иерархии сократится сразу в полтора раза. Это много. Иная скорость прохождения решений, меньше искажений, больше обратной связи.
Но ведь и круг обязанностей каждого уровня меняется. Глава повета - практик по определению. Он не сможет проводить дни, принимая различных товарищей с различными отчетами, так как все более менее важные вопросы придется решать ему самому. 300-400 тысяч человек, 10 тыс. кв. км территории. По населению европейский город средней руки, по территории - полчаса езды на автомобиле в любую точку. Все вопросы формирования бюджета, расходования средств, работа с инвесторами и уже существующим бизнесом - это все его и только его компетенция. Пришел человек в Барановичах, и сказал, что хочет открыть на территории повета предприятие - значит глава садится с ним в автомобиль и едет в Ляховичи или Клецк, решая лично вопросы о выделении земли или помещений, дает указания подключить электросеть, воду и все остальные вопросы. Это его полномочия, его обязанности и его интересы. Можно сформировать налоговую политику так, что новые преприятия первое время платят почти все налоги в местный бюджет, а республика начинает забирать свою долю только спустя несколько лет. Более того, аналогичную политику можно проводить в отношении роста прибыли - идет рост прибыли, а значит и налогов сверх некоторого показателя - лишние деньги тоже в местный бюджет. Ну и личное премирование за такие успехи. Это будет серьезный стимул для администрации работать. Притом стимул для реального роста, а не бумажных показателей ВВП и прочей фигни.
Если идет провал инвестиций, проблемы с бюджетом, бежит из региона бизнес - свалить не на кого. Над тобой - непосредственно президент, под тобой - главы муниципалитетов, зона ответственности которых - где положить тротуарную плитку, как организовать день города, когда дать под зад службе ЖКХ, чтобы не ленились, и в таком духе. Рост инвестиций, создание рабочих мест, строительство инфраструктурных объектов - это их не колышит. Их дело соразмерное их ресурсам. Ну могут дать помещение под небольшой магазин, это да.
В такой модели серьезный удар идет и по кумовству и коррупции на местах. Сейчас в райисполкомах на теплые места усаживают всех родственников и знакомых. Никто особо не стремается, так как за пределы района это не выйдет (ибо никому не интересно), а областное руководство далеко, и предпочитает закрывать глаза (а то и просит подсобить, родня в регионах у всех есть). Само областное руководство в свою очередь за счет своего абстрактного, оторванного статуса занимается тем же. Все равно никакой особенной отвественности они не несут, их результат работы - это сумма результатов районов. Ну будут сидеть, суммировать. Иногда родится очередная светлая идея и выдадут писульку - исполнить и отчитаться. Это эффективный менеджемент по-белорусски. В случае же нового АТД, муниципалитеты оказываются под постоянным пристальным вниманием крупного начальства. Конечно, могут быть (и будут) коррупционные связи между муниципалитетом и поветовой администрацией. Но информация сразу пойдет по всему повету, а это очень нехилое количество народа и групп, у которых есть свои интересы. И тот же глава повета не какой-то абстрактный губернатор, который заезжает раз в год, а живой человек, с которым в контакте все более-менее значимые люди целого региона. А ведь можно заставить законодательно общаться и с людьми, скажем, час в неделю на местном телевидении в режиме вопрос-ответ. Станет ли глава повета подставлять себя под удар в таких условиях? Он на конкретной территории второе по значимости лицо в государстве, в перспективе рост на самый вверх (я думаю в будущем главы поветов будут основным резервом для высших должностных лиц), очень высокая оплата труда (в самом деле, что для старны в целом скажем 100-150 килобаксов в год для 21 человека?), полный соцпакет. Тем более было бы немыслимым назначить своего сына главой ГАИ))) Коррупция будет всегда в той или иной степени, но в таких условиях поле для маневра было бы сужено очень сильно. Тот же КГК не зря имеет межрайонные комитеты, совпадающие с поветовыми центрами на 80%, а не отделения в каждом районе. Ибо знают, что эффективность была бы вообще нулевая.
И это начало. По аналогичной двухуровневой системе выстраиваются остальные службы. Меньше уровней - проще коммуникации. Меньше бумажек и отчетности. Больше времени на работу. Проще довести решения. Проще вовремя увидеть нарастающие проблемы. Своими глазами увидеть.
И аналогично поветовый судья или поветовый начальник милиции - как под лупой у целого региона с гарантированной славой на всю страну в случае проступков.
Когда есть здоровая и легковесная система управления, с высоким порогом для коррупции, - это полдела. Здоровая нервная система поможет справиться с самыми экстремальными условиями, позволяя быстро принимать и исполнять решения, и так же быстро реагировать на ошибки. Поверх такой системы можно навешивать законодательную базу, регулирующую те или иные стороны жизни, не опасаясь, что эти законы будут перевраны или проигнорированы, что решения буду заболтаны в кабинетах многочисленных чиновников. В первую очередь, конечно все, что касается экономики региона, затем социальные вопросы. Расписывать уже не буду, и так накатал, может потом. Но результаты будут оказывать непосредственное влияние на каждого человека.
ABC-13 писал(а):
И я против.. камней в почках. Объективные противоречия чиновник - остальные люди никуда не денешь, к сожалению. Нормально - будет лучше или чиновникам или населению. Так где и+и - давно всё рассосалось само, а это - не тот случай.
Чиновники это тоже часть населения нашей многострадальной страны))) Есть большие, а есть маленькие, живущие не слаще среднего гражданина. Конечно, если сократить 162 администрации до 21, не говоря о первичном уровне, то многим придется искать себя по жизни в новой роли. Это с другой стороны даст возможность здоровым силам, которые все еще есть и среди нашей номенклатуры, "скушать" глупую и бесполезную массу, потребляющую ресурсы при этом так же, а то и за троих. Ну а если скушают их - будет вам наконец серьезный актив для создания настоящей оппозиции. Тоже хорошо.