К. Волох,
http://www.bramaby.comСегодня очередная славянская страна - Хорватия - стала полноправным членом ЕС. На флагштоках в Брюсселе, Страсбурге и Люксембурге добавляют 28-ой флаг, а переводческая команда европейских институтов включает в свою сложную матрицу 24-й официальный язык единой Европы. И хоть дебаты о будущем ЕС сейчас остры как никогда, для хорватов вступление в общеевропейскую семью является более значимым шагом, чем для большинства остальных стран - за право этого свободного выбора они воевали и выиграли свою войну.
Как бы то ни было, расширение ЕС остается наиболее успешным проектом за всю историю Евросоюза. Ставшие притчей во языцех брюссельские бюрократы смогли наделать много сомнительных дел, но процесс расширения (не только на Восток, но и более ранний - на Пиренеи и в Скандинавию) стал поворотом цивилизационного масштаба для всего континента. Многие разделяющие линии были стерты, объединяющие связи - созданы, а новые европейцы сегодня воспринимают себя уже в совершенно ином контексте.
В добавок, то, что ранее воспринималось преимущественно западноевропейским проектом, стало сегодня в том числе и главным носителем славянской цивилизации в мире - как когда-то таковым казались Советский блок или нео-сарматская Речь Посполитая. Когда нынче на Западе говорят "славянский город" уже мало кто представляет себе районы Москвы (в которой живет новая общность - мультиэтничные россияне), а скорее думают о небольших улочках Братиславы, или о каком польском Торуне.
Чехи, поляки, словаки, болгары, словенцы, хорваты и лужицкие сербы - все уже живут внутри ЕС. Сербы, македонцы, боснийцы - стоят на очереди. Украинцы - пытаются подойти поближе. Более того, сам дух глобального ЕС во многом сегодня является продолжением духа другого мультинационального государства с корнями и наследием из Восточной Европы - Австро-Венгрии.
Так чем является Евросоюз для восточноевропейцев - злой ловушкой или источником изобилия? Ответ - ни тем и ни другим. Скорее - дорогим музыкальным инструментом, который мало купить, на нем еще надо научиться играть, а партитуру придумать самому. Однако, при всем разнообразии последствий европейской интеграции, ЕС, без сомнения, оказал глубокий позитивный эффект на восточноевропейские страны (для тех же западноевропейских позитива могло быть куда меньше):
- Во-первых, утомительный и в чем-то унизительный процесс прохода через критерии отбора заставил выстроить в странах Интермариума (Восточной Европы) действующие правовые и административные демократические институты. Восточноевропейцам давали домашнее задание, а потом строгий учитель аккуратно проверял выполнение по несколько раз. Такому процессу не подвергались ни Испания, ни Греция, ни Португалия - и сегодня платят за это куда более высокую цену. Восточноевропейцы ворчали, плевались, скрежетали зубами, но шли вперед - потому что знали за что платят и были готовы платить.
- Во-вторых, домашние задания по экономической дисциплине смогли вышколить из бывших социалистических сателлитов весьма ответственные и самостоятельные в экономическом и фискальном плане страны. Восточноевропейцы стали большими немцами, чем сами немцы - свидетельством этого являются индикаторы финансовой дисциплины по отношению госдолга к ВВП, по которым Восточная Европа и Скандинавия заметно превосходят Западную. А Польша прошла через знаменитый кризис 2008 года лучше всех остальных стран ЕС.
Даже редкие финансовые промахи - вроде Латвии и Венгрии - смогли послужить хорошим стимулом остальным, что даром никого кормить не будут. Это заставило и самих отстающих взяться за голову и делать реформы, вместо впадения в митинги и биение стекол на улицах, как на Западе союза.
- В-третьих, волею случая, а также "благодаря" придирчивости "учителей", страны Интермариума в большинстве не вошли в зону евро. В результате их минула самая крупнейшая ошибка Евросоюза, подкосившая западных коллег.
- В-четвертых, хоть ЕС и не раздаривал дармовые кредиты за поцелуи, как Россия платит Беларуси, Евросоюз все же вкладывал очень крупные гранты в развитие инфраструктуры - проверяемо, контролируемо и с конкретным обратным эффектом. А это одна из наиболее важных и болезненных тем для реформируемых экономик. Автобаны, мосты, аэропорты, вокзалы, школы, административные здания финансировались из глубоких брюссельских карманов. Самостоятельно и без помощи ЕС практически ни один этот проект не был бы осуществлен. А как известно, вложения в инфраструктуру напрямую сказываются на размерах экономического роста.
- Ну и наконец в-пятых, ЕС смог стандартизировать огромное количество вещей во всех этих ранее разношерстных странах: от размера куриных яиц до размера территориальных единиц. Как Римская Империя создала общую основу будущей европейской цивилизации, так и ЕС впервые за долгую историю восточноевропейцев привел их к единому знаменателю по большому кругу вопросов и тем самым широко открыл двери для региональной кооперации.
Какие выводы из всего этого для Беларуси? Роль Восточной Европы внутри ЕС постепенно, но неуклонно повышается. Германо-романский союз уже вырос в германо-славяно-романский. Страны Интермариума рано или поздно потребуют себе признание их растущего значения в полной мере, как ранее славяне Австро-Венгрии стимулировали реформы Франца Фердинанда по превращению империи в триединое государство (оборвавшиеся с началом мировой войны). Беларусь и Украина - являются теми недостающими странами, которые нужны Интермариуму для достижения своего критического веса на континенте. Эта роль - наш исторический шанс. Но воспользоваться им мы сможем только тогда, когда осознаем не только собственную связь со всем восточноевропейским регионом, но и нашу персональную ответственность за него.