Прогнозы директора «Балтийского центра исследований России» Владимира Юшкина имеют свойство сбываться, хотя поначалу кажутся невероятными. Выпускник МВТУ им. Баумана, с 70-х годов живущий в Таллинне, в прошлом советник первого премьер-министра независимой Эстонии, отличается строгим и стройным аналитическим подходом к теме. Именно с этих позиций в эксклюзивном интервью Укринформу он поделился своими оценками политики и планов кремлевского руководства.
- Давно, еще в 2008 году, вскоре после российско-грузинской войны, вы четко сказали, что следующая война начнется в Украине, и достаточно скоро «в Крым вторгнутся». На чем вы основывались?
- В 2008 году была лишь внутренняя уверенность, которая заставила начать систематический сбор и анализ соответствующей информации. В октябре 2012 года внутренняя уверенность превратилась в строго выверенный вывод, который был опубликован в эстонском журнале политической аналитики Maailma Vaade («Мировоззрение»).
- Что и как вы системно анализировали, чтобы сделать столь точный прогноз?
- Для начала - перечислю главные этапы подготовки аннексии Крыма.
19 мая 2009 года председатель Центрального совета Союза десантников России Павел Поповских в интервью сказал следующее: «Война, к которой нужно готовить армию, начнется с проведения специальных операций силами войск специального назначения, и, вполне возможно, такие операции составят ее основное содержание».
27 мая 2009 года командующим российскими Воздушно-десантными войсками был назначен генерал-лейтенант Владимир Шаманов. Он настоял на отмене сокращения частей ВДВ. Более того, воздушно-десантные войска увеличились на одну десантно-штурмовую бригаду в тогдашнем Московском военном округе, и был сформирован третий воздушно-десантный полк в 76-й дивизии ВДВ в Пскове.
30 октября 2009 года Дмитрий Медведев, который тогда занимал пост президента РФ, внес изменения в статью 10 (пункт 21) закона «Об обороне». Эта поправка открывала возможность оперативного использования формирований российской армии за пределами территории России в четырех ситуациях. В частности, для отражения нападения на ВС РФ за рубежом; для отражения или предотвращения агрессии против другого государства (если оно попросит); для защиты граждан РФ за рубежом; для борьбы с пиратством... При этом решение о вводе войск принимается президентом, а Совет Федерации должен утвердить его в течение двух дней.
- Можно ли это считать юридическим оформлением постсоветской территории как плацдарма для наступления?
- Да. Далее... В начале июня 2010 года на расширенном заседании Военного совета ВДВ Владимир Шаманов говорит о том, что предназначение войск ВДВ как средства упреждающего действия не исчезло, а, напротив, возросло.
8 августа 2012 года Владимир Путин заявил, что Россия задолго до конфликта в Южной Осетии подготовила спецплан, в соответствии с которым и действовала в августе 2008 года. По его словам, этот документ разрабатывался Генеральным штабом в конце 2006 - начале 2007 года и был им (Путиным) согласован и утвержден.
- И что же получилось в итоге всех этих последовательных действий?
- В России появился закон о применении ВС за рубежом, имелись сами эти силы (укрупненные и переформированные), которые тренировались для проведения спецопераций в тылу противника. А в руководстве России - масса людей из спецслужб, имеющих специфический образ мышления оперативного работника, а не политика. И самое неприятное - российское политическое руководство одержимо мифом «сверхдержавы», но не находит реального подтверждения этому мифу. Поэтому нервы натянуты как струна.
Существует ли в Генштабе России спецплан, в соответствии с которым будет осуществляться защита россиян за рубежом, в случае необходимости? Безусловно, существует. Ведь не зря же Дмитрий Медведев еще 11 мая 2011 года проводил расширенное совещание по вопросам безопасности, на котором поручил руководителям Минобороны, ФСБ и Службы внешней разведки РФ разработать алгоритм защиты российских граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций.
РАСЧЕТ РОССИИ В ТОМ, ЧТО НАТО НЕ НАЧНЕТ ВОЙНЫ ИЗ-ЗА «ГУМАНИТАРНОЙ АКЦИИ»
- Если так, то получается, что в 2012 году, по сравнению с 2008-м, готовность к силовым акциям - военно, организационно, юридически - была еще на порядок выше?
- В ситуации, когда сумма факторов, которые отключают предохранители статьи 10 Федерального закона «Об обороне», станет критической, достаточно было только повода. Но повод - дело техники. Тогда же, в 2012-м я писал, что худший сценарий существует. Но для этого сценария еще не наступило время и не подобран взрыватель (повод). Это пьеса из четырех действий.
Первое. Проводится операция по дестабилизации социально-экономической или межнациональной обстановки в зоне компактного проживания русскоязычного населения, среди которого очень много граждан России. В Эстонии - это Нарва. В Украине - это Крым.
Второе. Вспыхивают массовые выступления русскоязычного населения, которые управляются профессиональными провокаторами.
Третье. В ответ правительство применяет против демонстрантов силу.
Четвертое. С миссией «миротворцев» десантируются подразделения ВДВ.
При этом ни НАТО в целом, ни США в отдельности не начнут войны с Россией из-за «гуманитарной акции» российского спецназа. Пришлют какого-нибудь Саркози с планом мирного урегулирования.
- Но все же - даже чисто психологически - трудно было поверить в возможность столь резких действий.
- А зря. Недавний ведущий эксперт из кремлевского пула, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский в начале сентября 2012 года отметил: «Принятые этим летом чрезвычайные законы сигнализируют об отмене всего прежнего курса. Усиливается роль маргиналов и реакционеров в правящем лагере».
- То есть, если бы не было фатальных ошибок Януковича в 2013 году, Евромайдана, российско-украинская война все равно была бы неизбежна?
- С позиций "если бы" я рассуждать не умею... Однако очевидно, что без Украины становятся ничтожными и Евразийский проект и «Русский мир». Безусловно, у Кремля имеется весь необходимый инструментарий для манипуляций на постсоветском пространстве: и мирный, и силовой.
Надо обратить серьезное внимание на вывод, который сделал Константин Косачев летом прошлого года. Он привел как неоспоримый тезис одного из китайских политологов, заметившего, что на самом деле «жесткая сила» и «мягкая сила» являются не суммой, не сложением, а произведением. Исходя из законов математики, если отсутствует один из этих двух элементов или он равен нулю, то нулю в конечном итоге оказывается равной и вся ситуация. Как мы видим, в Украине, в соответствии с этой формулой, применяются обе силы.
КРЕМЛЬ АКТИВНО ДЕЙСТВУЕТ ЧЕРЕЗ ПРИХОДЫ РПЦ ЗА РУБЕЖОМ
- Сегодня в Украине словосочетание «Русский мир» синонимично слову «агрессия». А Вы еще в 2009 году так же четко заявили, что «это всего лишь инструмент Кремля, стремящегося восстановить советскую империю, и не отражающий настоящих интересов русской диаспоры». На основании чего Вы пришли к такому выводу?
- В 2009 году мною высказывались лишь отдельные тезисы по «Русскому миру». А основательный доклад был подготовлен в 2012 году. С середины 2012 года Кремль, реагируя на глобальные вызовы и изменения, начал заниматься позиционированием России как особой цивилизации в мире конкурирующих ценностей. В подкрепление новых тенденций Москва активно занялась построением соответствующей инфраструктуры.
Тот же Косачев говорил тогда, что постсоветский мир скоро претерпит трансформацию, и поэтому Москве надо действовать быстро, пока не ушли в историю поколения с ностальгирующими по СССР настроениями.
- Но как именно действовать? Каково тут целеполагание?
- Можно сформулировать три задачи, которые призван решить проект «Русский мир». Во-первых, проникновение в национальные элиты, прежде всего, в государствах постсоветского пространства. Во-вторых, консолидация русскоязычных общин в постсоветских странах, выдвижение из этих общин политических лидеров, формирование политических организаций и продвижение их представителей в национальные парламенты. В-третьих, при неудаче в реализации второго пункта, организация столкновения русскоязычных общин с национальной общиной страны проживания...
- В последнее время все очевидней, что один из эффективных приводных ремней агрессивной политики Кремля - Русская Православная Церковь.
- По оценке Патриарха Кирилла, сегодня независимые государства, существующие на пространстве исторической Руси и осознающие общую цивилизационную принадлежность, могли бы продолжать вместе созидать «Русский мир» и рассматривать его как общий наднациональный проект.
По приблизительным оценкам, общая численность русскоязычной православной диаспоры в мире составляет сегодня около 30 миллионов человек. И существенная ее часть - паства Русской Православной Церкви. В настоящее время в 57 странах «дальнего зарубежья» существует 829 приходов и 52 монастыря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе Русской Зарубежной Церкви.
- Как хронологически складывалось это сотрудничество? Вы обращали внимание на тесную координацию РПЦ и МИД РФ, начавшуюся еще в 2003 году?
- Да, рабочая группа по взаимодействию министерства иностранных дел Российской Федерации с Русской Православной Церковью была создана 6 марта 2003 года во время первого посещения МИДа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С мая 2003 года заседания группы носят регулярный характер. Сегодня сопредседателем общей рабочей группы МИД - Русская Православная Церковь является митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата. Деятельность рабочей группы не ограничивается только Россией или государствами СНГ. Но, в основном, проблемы сфокусированы на тех странах и регионах, где проживают соотечественники.
- Вектора понятны. А какие еще вехи этого сотрудничества имеются?
- Выступая на Конгрессе соотечественников 1 декабря 2009 года, патриарх Кирилл рассказал о сотрудничестве РПЦ по вопросам диаспоры с МИДом, Россотрудничеством и правительством Москвы. Патриарх заявил о том, что центром консолидации русской диаспоры должны стать приходы Московского патриархата.
На сегодняшний день сложилась четко скоординированная работа в любой стране мира: МИД - российское посольство за рубежом - координационный совет соотечественников (в данной стране или регионе) - представительство Россотрудничества (в данной стране или регионе) - приход Русской Православной Церкви (в данной стране или регионе).
НЕИЗВЕСТНО КАК ОТРЕАГИРУЮТ В НАРВЕ,ЕСЛИ ТУДА ПОШЛЮТ ГИРКИНЫХ
- Вам приписываются такие данные - якобы, на северо-востоке Эстонии 80% готовы поддержать идею референдума и «Нарвской народной республики». Так ли это?
- Нет, я об этом никогда не говорил и такого процента нет, поскольку на востоке Эстонии население очень хорошо знает, как живут люди «за речкой». Проблема в другом - ни один социолог не может сказать, как поведут себя люди в условиях социально-экономического кризиса, если на улицах города появятся персонажи типа Стрелкова (Гиркина).
- Сегодня уже весь Запад начинает говорить о необходимости противодействия жесткой российской пропаганде типа RT. Что делается для этого в Эстонии, Балтии?
- В Эстонии осенью будет запущен русскоязычный телеканал. Согласно концепции, он должен стать главным мотиватором для самореализации живущих в Эстонии людей, а также открытой площадкой для общественного диалога. Новый телеканал не будет пропагандистским, и не будет конкурировать с российскими телеканалами на этом «поле». Создавать контент и работать редакторами канала будут русскоязычные журналисты, которые безупречно владеют языком, а также хорошо знают русскую культуру. Но при этом проживают в Евросоюзе.
- Нет ли здесь запаздывания? Если да, то насколько фатальным оно может быть?
- Запаздывание, безусловно, есть. Но это не фатально.
ВЫЗРЕВАЕТ КАРИБСКИЙ КРИЗИС-2
- Как вам видится сегодняшняя ситуация и прогнозы ее развития - в России, Эстонии (чуть шире - в Балтии), на востоке Украины и в Украине вообще? Насколько велик риск еще большей войны?
- Россия - воюющая страна, находящаяся под санкциями. Страна, которая управляется офицерами спецслужб. Страна, которая не проводит внешнюю политику, а занимается проведением внешнеполитических спецопераций. Как можно строить прогноз, когда спецоперации засекречены? Безусловно, остается риск боевых действий в Украине. Безусловно, остается риск дестабилизации политической обстановки в Балтийских странах. Но нет у нас доступа к секретным сейфам Кремля... Однако мне, в силу колоссального технологического отставания России, видится вызревание Карибского кризиса-2. Знаки его уже проступают, как нагретые симпатические чернила.
- Каковы же эти знаки?
- Генерал-полковник Леонид Ивашов, который с 1996 по 2001 год был начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, в ноябре прошлого года заявил, что Cтратегические ядерные силы России безопасность не гарантируют. Он опирался в своем анализе, в частности, на то, что Россия отстает от США по носителям ядерного оружия, может нанести удар по Америке только баллистическими ракетами, а США - и баллистическими, и крылатыми ракетами, и у РФ нет такой системы ПРО, как у США. Кроме того, в Америке на выходе гиперзвуковая крылатая ракета Х-51, которая будет пролетать расстояние от США до России в 2-3 раза быстрее, чем баллистическая. И сегодня совершенно не ясно, как такую ракету обнаруживать и уничтожать.
Вывод Леонида Ивашова состоял в том, что никакого стратегического паритета нет, и Москве надо признать, что сегодня американцы обладают потенциалом, близким к решающему превосходству над российскими вооруженными силами.
- Что же Ивашов предложил делать в данной ситуации?
- По его оценке, сегодня России нечем парировать быстрый глобальный удар, кроме как повторением сценария 1962 года, а именно: разместить высокоточное оружие вблизи американских границ, чтобы иметь возможность гарантированно ответить ударом на удар. Причем решать проблему он предлагает комплексно. Это должны быть корабли и подводные лодки с крылатыми ракетами и наземные группировки на территории дружественных стран. Он называет конкретно Венесуэлу и Бразилию.
В декабре прошлого года два стратегических ракетоносца проекта 955 «Борей» - «Владимир Мономах» и «Александр Невский» - передислоцированы с Северного флота на Тихоокеанский, поближе к Америке... В феврале этого года завершился официальный визит министра обороны России Сергея Шойгу в ряд латиноамериканских государств. В Никарагуа было подписано межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода военных кораблей ВМФ России в никарагуанские порты. А подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами с ядерными боеголовками, - тоже военные корабли... В Никарагуа задумали соорудить на своей территории канал, связывающий Тихий и Атлантический океаны, который станет альтернативой Панамскому. В строительстве подрядилась участвовать китайская частная фирма. Россия, рассматривающая будущий канал, как важный геостратегический объект, обещала обеспечить прикрытие строительства с воздуха и с моря.
Беседовал Олег Кудрин, Таллин. «Укринформ»