...Если только не стереть с лица земли весь наш народ (18:50, 14.10) Наталия НОВАШ
"Народная воля"
К сожалению, дискуссия о том, стремится ли Россия нас проглотить, пошла не совсем в том направлении — все сводится к одному: прозрел или не прозрел Кебич по отношению к России.
А это в данный момент не главное. Главное сейчас — ответить на вопрос: действительно ли восточный сосед хочет нас проглотить и что следует делать, дабы этого не случилось? Кебич, конечно же, мог “прозреть” и сегодня, однако он всегда был умным, трезвомыслящим политиком и хорошо знал Россию, отчего, возможно, и устремился в ее объятия, поскольку опасался на тот момент каких-либо осложнений для Беларуси, к примеру, военных действий со стороны Москвы.
Вот так и случилось, что простой народ отшатнулся от Кебича, полезшего было заигрывать с Россией. Народ сделал другой выбор в надежде от нее отгородиться, но по закону парадокса вышло совсем наоборот: у нас появился “старший брат”, а экономику нашей страны так подмяли под российскую, что Россия нас уже наполовину проглотила. Ей осталось только хорошенько разжевать и растворить в своем желудочном соке.... Так что ответ на первую половину вопроса “хочет ли Россия?..”, к сожалению, однозначен: хочет! Это явствует из высказываний в СМИ российских политиков и общественных деятелей самого разного толка — от оголтелых мракобесов и коммунистов до заведомых либералов и демократов. Российские “патриоты” объясняют это насущной необходимостью, благом для России: если она, мол, не присоединит к себе культурную европейскую Беларусь, то навсегда превратится в восточную державу худшего толка, уйдет на задворки мировой истории.
Вот только никто не собирается спрашивать, хотим ли МЫ присоединяться к России. Доводы россиян аргументированны и разумны. Сколько может Беларусь сидеть на российских дотациях и оставаться самостоятельной? Сколько можно клянчить подачки — деньги, нефть, газ, всяческие “братские” льготы — и одновременно говорить о “незалежнасці”? В медицине это называется “расщепление сознания”, или, по-простому, шизофрения. А еще, проще говоря, — сидение на двух стульях. Если уж говорить напрямик, главный вопрос для всех нас — на каком стуле мы хотим сидеть. Ясно, что на этот вопрос не спрашивают нашего ответа. Отвечают за нас. Отвечает нынешняя власть, которая ведет страну в прошлое, а не в будущее, и, если говорить более прямолинейно, цель которой не развивать собственную страну, а наоборот, не давать ей свободы развиваться, всячески удерживать народ от стихийных выступлений, вплоть до конституционного переворота (в связи с чем уже принимаются меры по линии ОДКБ). Власть во главе с Лукашенко фактически пытается задержать ход истории и для этого стремится во всех сферах заморозить и затормозить нашу жизнь (от экономики до культуры) — и все это только для того, чтобы удержаться самой.
Во всем, однако, есть и положительная сторона — нынешняя власть удерживает страну на краю обрыва, до поры до времени не давая ей упасть в ту пропасть, куда неизбежно валится Россия. А она уже наполовину там! Судьба России решена. В лучшем случае она станет продолжением Великой Поднебесной, к этому все идет, однако может быть и гораздо хуже, и тогда это худшее ожидает и нас.
Надо ли нам “спасать” Россию? Готовы ли мы падать с ней вместе в ту пропасть, которая является конечным пунктом в существовании любой империи? Пора развеять и миф о братских народах, вбитый нам в головы советскими учебниками истории и всячески поднимаемый сейчас на щит властью корыстных временщиков, стремящихся сохранить себя за счет России, а потому упорно набивающихся ей в братья. Современные генетические исследования (результаты которых, известные во всем мире, у нас стараются всячески замолчать) убедительно показали, что русские и “беларусы” на самом деле такие же братья, как папуасы и эскимосы. В определенном смысле все народы Земли — действительно братские и, как говорится, должны жить дружно, но это не довод, чтобы изображать из себя ближайших родственников, лишь бы выпросить у “старшего брата” очередной денежный транш. Стыдно и недостойно такого древнего народа, как мы...
Кстати, пора разобраться и с термином “беларусы”. Увы, это не наше самоназвание. Мы никогда так себя не называли. Самоназвание у нас другое, мы пользуемся чужим, и это неестественно, это все равно, как если бы украинцы стали называть себя хохлами. Термин “беларусы” (а заодно и название всей нашей территории) придумали и навязали нам в той же России (еще на рубеже XVIII—XIX веков), потом весьма постарался международный уголовник Сталин, в чем ему всемерно помогали уже и наши партийные холуи, а свое собственное, исконное название (литвины) тихо и мирно заставили забыть, подарив его нашим соседям жемойтам, ну а те, конечно, очень обрадовались, сделавшись вдруг литовцами и получив в придачу нашу общую историю — историю Великого Княжества Литовского и даже нашу некогда общую столицу Вильню. Кто в той же России сейчас об этом знает? Там, как и мы, учатся по советским и почти таким же постсоветским учебникам и понятия не имеют, что Сталин, действуя по принципу “разделяй и властвуй”, не только перекроил границы, но и лишил наш народ истории, культуры, самоназвания и столицы, в результате чего жемойты (теперь уже якобы литовцы) удачно сохранили свой жемойтский язык, назвав его литовским, и очень разумно, как стеной, отгородились им от России.
Нам бы тоже такой язык! Чтобы отгородиться... Но, увы, с языком у нас получилось совсем плохо. Трагедия в том, что наш собственный язык, на котором мы говорили до нашествий Ивана Грозного, Алексея Михайловича Тишайшего и прочих многочисленных завоевателей из Московии, — этот-то наш язык (теперь стыдливо именуемый “старобеларуским”) завоеватели и объявили своим исконным после набегов на Полоцк и другие литвинские города! Безжалостные оккупанты из Московской Орды, до того говорившие на татарских, угоро-финских и еще бог знает каких наречиях (с редкими вкраплениями славянской лексики), вместе с нашими угнанными в Московию мастерами и ремесленниками переняли наш древний язык и поименовали его русским! Это был тот язык, на котором писал Франциск Скорина и был создан Статут Великого Княжества Литовского (положенный, кстати, в основу Конституции США и послуживший в итоге вовсе не нам, а другим народам). Это был почти тот язык, на котором писали и Симеон Полоцкий, и Татищев, и даже еще Тредиаковский и который был реформирован в современный “великий и могучий” “нашим” же человеком, чей предок, Симеон Пушка, был выходцем из Мозыря. Таким образом, “пушкинский новодел”, именуемый сейчас русским языком, — по сути, наш родной язык, и не надо нам от него открещиваться, считая чужим! Он наш по происхождению и по праву, как, впрочем, и тот “полешуцкий новодел”, ставший, по прихоти российских чиновников, нашим “государственным языком”. Просто один язык мы себе оставили, а другой отдали России, как отдали свою историю жемойтам, а в конечном счете остались ни с чем. Мы, исторические литвины, живем теперь под чужой кличкой “беларусы” на никогда не существовавшей земле “Беларусь”, изобретенной для нас царскими чиновниками и намертво вбитой за два века российской оккупации, мы живем с историей, придуманной для нас “учеными”-большевиками, и с очень неясным не только будущим, но даже и настоящим.
Что же дальше? Если мы признаем, что мы не литвины, а только “беларусы”, то надо признать, что у нас нет и подлинной истории — она начинается только с 17-го года, ну, в крайнем случае, с “Северо-Западного края” Российской империи. И если мы признаем, что не мы создатели Великого Княжества Литовского, что у нас не было своей многовековой государственности, а наша родина начинается только со слова “Беларусь”, или, как упорно продолжают твердить в России, “Белоруссия”, и если мы довольствуемся лишь доставшимися от советского прошлого гербом, флагом (не имеющими никакого историко-геральдического смысла) и гимном (убогим клоном гимна СССР), — тогда наш удел и вправду быть целиком проглоченными Россией. И тогда мы снова сделаемся полуколонией, оккупированной землей, областью, губернией, и ни один гениальный представитель нашего многонационального народа не сможет реализоваться на родной земле, как это и происходило всегда — от падения ВКЛ и до наших дней. Но если мы вспомним, что мы потомки свободных, не знавших крепостного права, а знавших право Магдебургское граждан Великого Княжества Литовского, в котором веками жили, соблюдая законы великого Статута, литвины, поляки, евреи, татары и многие-многие другие, — тогда у нас есть шанс, как и полтысячи лет назад, вновь зажить в свободной европейской стране. Потому что наш народ этого достоин. Он выстрадал такое право. Ведь в конечном счете именно он дал миру Шагала, Сутина, Монюшко, Мицкевича, Домейко, Вейцмана, Чеслава Немена — и еще множество других! Корни этих выдающихся людей, известных во всем мире, находятся в нашей земле, но мы знаем о них лишь потому, что их предки либо сами они переезжали в Москву, Петербург, Париж, Варшаву, Иерусалим, Нью-Йорк или Сантьяго, так как у себя на родине, в придатке Российской империи, не могли реализовать свои таланты. Неужели и наших детей ждет такая судьба? Кажется, по воле нынешних властей все к этому идет...
Итак, казалось бы, все предрешено... Ничего не поделаешь — мы не литвины, мы “беларусы”. Века колониальной истории научили нас выживать, смиряться, сделали нас послушными, “памяркоўнымі”. И все же... не хочется примириться с неизбежным. За окном как-никак не царизм, не эпоха СССР, мы живем в современном мировом сообществе, а “памяркоўныя” — не всегда послушные, и те, кто решат нас проглотить, должны помнить, что мы происходим не от рабов, а от свободных граждан европейского государства. Наши миролюбивые предки вместе с соседями победили когда-то в Грюнвальдской битве и потом еще долго жили в свободной стране. Память об этом остается в национальном характере, и ее стереть невозможно. Если только не стереть с лица земли весь наш народ. Но это уже тема, как говорится, для другой дискуссии...
Наталия НОВАШ.
Минск.
ОТ РЕДАКЦИИ
Безусловно, каждый человек имеет право на свое видение проблемы. Н.Новаш, похоже, решила обострить дискуссию, а потому не может не бросаться в глаза определенная категоричность в ее суждениях. Возможно, мысли автора не полностью разделят некоторые ученые-историки. Но на то и дискуссия, чтобы в спорах, столкновениях разных точек зрения прояснялась истина. Тема, связанная с судьбой нашей страны, нашей Родины, будет и в дальнейшем приоритетной на страницах “Народной Воли”. Дискуссия продолжается...
|