
Минувшая неделя стала примером того, как мало информации течет внутри Восточной Европы, и как быстро она теряется за набившими оскомину новостями из России, ЕС, Америки, Ближнего Востока и местечковыми перипетиями. Между тем, дела в нашем Интермариум были вовсе не шуточные - регион кипел, бурлел и булькал, в то время как остальной мир всем своим видом игнорировал данные события, и по-отечески улыбался, мол "Ну чем бы дитя не тешилось...". Восточноевропейцы давно привыкли, что они мало что решают в мировой политике, и на них большие дяди смотрят свысока как на армию хоббитов. Однако, как оказывается, даже в вопросах собственной "малой" политики они едва ли могут надеяться произвести замеченный в брюсселях всплеск, если только не отчебучят чего-нибудь на уровне походов Богдана Хмельницкого или "хотя бы" боснийских войн.
Прошедшие протесты внешне были вызваны совершенно разными поводами, движимы принципиально разными слоями общества и между ними не было никакой видимой связи. Никакой, кроме одной детали. Во всех случаях "невидимым злодеем", которого кляли на разных восточноевропейских языках, был Европейский Союз. И хоть в европейских СМИ лежит табу на предположениях о какой-либо системности между данными событиями, помнится, подобный подход никак не помог советскому агитпропу в 1989 году. Как и тогда, наиболее буйными оказались румыны. Но обо всем по порядку.
Венгрия: Опозорили звание "европейца" Это сладкое слово "европеец"! Как хочется соответствовать данному культурному образу! Конечно, если настоящие, платиновые европейцы нам это разрешат. А то с нашим засаленным рылом мы им весь калашный ряд замарать можем. Среди востoчноевропейцев последние лет 30 продолжается настоящее соцсоревнование за то, кого первее признают самым европеистым европейцем. Ради такого дела мы готовы терпеть любые тяготы и лишения. Пока же этой желанной награды удостоились лишь самые незначительные - Словения, Словакия и Эстония - которые продолжают обижаться на то, что даже после вступления в валютный союз их не перестали обзывать этим "ужасным и отвратительным погонялом" - "Восточная Европа".
Все давно привыкли, что "позором" Европы являются "недоевропейские народы" типа белорусов. В общем, белорусы и сами на это не очень обижаются, поскольку знают, чем сей имидж заслужили. Но любые огрехи "виновных" никак не могут дать ответ на вопрос: кто дал моральное и историческое право присваивать себе решение, что из наследия нашего континента является "европейским", а что нет. Помнится, и Речь Посполитая когда-то считалась "недоевропейской" из-за этой "дикой сарматской традиции" выборности короля.
Вот и венгры сели в подобную "лужу". Сперва проголосовали за консервативную националистическую партию Фидеш, а потом эта партия демократическим образом провела изменения в конституцию, которые рубят на корню имидж "прогрессивных европейцев". Антиевропейских косяков напороли много. Тут и вступление со слов "Боже, благослови венгра!", и упоминание Бога и христианства, как источников "духовного и интеллектуального единства венгерского народа", и защита человеческой жизни с момента зачатия (то есть фактический запрет абортов), и признание женитьбы только между мужчиной и женщиной (то есть геи гуд бай), и подчеркивание подчиненности национальных меньшинств венгерскому большинству, и много другое.
Не будем учить венгров жизни и судить об их пристрастиях - многие взгляды вполне законно можно не разделять. Душком отдает другая тенденция - Европейский Союз включил финансовую дубину и сказал, что ежели венгры не поменяют свою конституцию взад, то денег им больше не дадут. Может оно и не так плохо, что ЕС старается отстаивать какие-то ценности, в которые верит. Но как сказал Найджел Фарадж депутатам Европарламента, когда те "не рекомендовали" Ирландии проводить выборы до разрешения финансового кризиса: "Кто вы вообще такие, черт вас подери!". Превращение Брюсселя в эдакого воинствующего миссионера, который ради своих систем не моргнув глазом перекрывает финансовый кран и чхать хотел на местную демократию, ставит большой вопрос - почему Европе можно, а России нельзя? Европейские цености зашли в тупик внутренних противоречий, а белый фрак морального превосходства стал теряться в ряду телогреек его идеологических противников.
Как хорошо известно, Венгрия сейчас находится не в том состоянии, когда можно разбрасываться деньгами. Виктор Орбан - венгерский премьер и лицо нынешних консервативных перемен - уже пошел на попятную, и готов корректировать новую конституцию. Как минимум в вопросах государственного устройства, как к примеру, подтверждение независимости центробанка. Из венгров продолжают делать европейцев. Однако отныне это происходит вовсе не добровольно, а под палкой.
Естественно, вены мадьяров вскипели от подобного обращения, что на прошлой неделе вылилось в целые 100 тысяч человек на улицах Будапешта и горящие ЕСовские флаги. Однако, одним национализмом сыт не будешь, a кроме Брюсселя таких денег никто не даст. Приходится улыбаться и "делать ку". Ситуацию критической не назовешь, но в воздухе повис конкретный антиевропейский душок.
Румыния: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день Реформы требуют денег. И привычка социальной защиты требует денег. И компенсация утечки мозгов и рук требует денег. И все эти вещи вполне логичны и оправданы - никуда не денешься. А откуда эти деньги взять? Приходится занимать. И занимать много. А потом приходится отдавать. Вот и Румыния назанимала по самые "не могу". Главные кредиторы - МВФ и Европейский Союз.
Гремучая смесь больших займов и отсутствия достаточного роста в экономике не заставила ждать результатов. Экономика перестала справляться с обслуживанием долга, и настало время "резать к чертовой матери". Новый закон должен был сократить зарплаты всех госслужащих на 25%, и это в добавок к недавно прошедшим урезаниям зарплат.
"Ну хто ж так танцуе!" - думал про румын Александр Григорьевич. Реальные зарплаты можно убить и на 50%, и на 75% при желании. Но вот так резать на целый четвертак по открытой ведомости! Даже в диктаторской Беларуси с такими вещами не экспериментируют.
Румыны, вполне ожидаемо, вышли на улицы. И что они не добрали численностью по сравнению с венграми, то с лихвой перекрыли пылом. В ход пошло все - от булыжников, до коктейлей молотова. Бунтовали всю неделю сряду. 30 человек уложили по неотложкам.
Результата добились? Добились! Только, похоже, что обратного. Хотелось получить внимание властей, а получили внимание рынков. И рынки в один голос завопили: "Ах боже ж мой! Где эта Румыния? А Греция где? Да это ж рядом!!!". Форбс сразу подметил, что как в Латвии и Венгрии, в Румынии продажи легковых машин сократились более чем на 70% за последние четыре года. У людей таки нет денег! Агентство Moody's объявило что будет снижать Румынии кредитный рейтинг как результат протестов. А это, естественно, еще больше увеличит стоимость кредитов для румын.
В общем, мечты о ЕСовском благосостоянии нашли на камень реальности. Что будет дальше, пока сказать сложно, но по опыту Греции можно предположить, что любовь между Румынией и ЕС вряд ли ожидает романтическая весна.
Хорватия: Ложка дегтя На минувших выходных хорваты голосовали за вход в ЕС. Конечно, большинство проголосовало "ЗА". Как говорится - "не за то наши отцы проливали кровь наших дедов", чтобы теперь не вступать в тот союз из-за которого и началась вся та война.
Но во всем положительном результате сверху плавала неприятная фуфа. Если десять лет назад восточноевропейцы повально голосовали за ЕС, то в хорватском случае на референдум пришло всего 40% населения, из которых вступление в ЕС поддержало только 60%. Получилось - большинство-то большинство, да относительное.
Новостную картинку подпортили протесты в Загребе. В отличие от Бухареста, никого огнем не палили, но без мордобоя не обошлось. И оно закономерно, ведь против членства в ЕС выступали, в основном, националисты и ветераны балканских войн (что почти тождественные понятия). Однако не только они. Интересными были следующие наблюдения:
1) Наибольшее количество голосов за вступление в ЕС были отданы в Славонии, где исторически проживает наибольшее количество сербов в Хорватии. Видимо, обильно политая кровью земля ищет в ЕСовских законах своеобразной высшей защиты.
2) Наименьшее количество голосов за ЕС (свыше 80% "против") было подано в Дубровнике, который является крупнейшим туристическим алмазом в хорватской короне. Если где-то в Хорватии бизнес и бъет ключем, так это именно в Дубровнике. Похоже, хорватский бизнес не испытывает щенячих нежностей по отношению к "европейским ценностям". Его и так не плохо кормят.
Выводы Конечно, все эти сложности вполне могут носить временный характер и есть все надежды на то, что вскоре они смогут вполне рассосаться. Однако, сложно не заметить тренд, что любовь восточноевропейцев по отношению к Европейскому Союзу начала терять свои былые пыл и страсть. То ли периоды реформ затянулись, то ли розовые слоны экономических "мечт" стали немножко падать на головы - восточноевропейцы нынче выглядят явно не очень довольными.
Стремительно осуждать кого-то и развешивать ярлыки - дело не благодарное. Но, возможно, стоит начать с того, чтобы не закрывать глаза на происходящие события и оценивать их не только через призму отдельных "европейских ценностей", но и иногда обращать внимание на всю картину целиком. Возможно, начав задавать правильные вопросы, появится шанс получить правильные ответы.
P.S. Несколько коллажей для лучшей передачи атмосферы событий с прошлой недели
Венгрия
Румыния
Хорватия