
Мы все живем в эпоху урбанизации. Вся планета сразу. Урбанизация - одна из основных причин происходящих политических перемен с нашими обществами: от заката республиканцев в Америке, до роста национализма в Китае. В 2008-ом году произошло эпохальное событие в истории человеческой цивилизации: количество городских жителей планеты впервые превысило количество сельских жителей. Последствия этой перемены, да еще в условиях прогресса демократических форм правления по миру, нам только предстоит осознать и ощутить на себе. Арабская весна - одна из них.
Беларусь не является исключением. У нас тоже урбанизация шагает семимильными шагами. Регионы стремительно вымирают; областные центры - подрастают; Минск - разбухает от притока "региональных беженцев".
Однако, урбанизация урбанизации рознь. Для социальных и политических последствий данного процесса роль играет не столько сам факт жизни в городе, сколько перспективы этой жизни. Является ли этот крупный город депрессивным регионом, из которого бегут молодые (как американский Детройт). Или, быть может, мы говорим о небольшом городе, но в котором все городские блага и услуги сочетаются с долгосрочными перспективами удобной жизни для вас и ваших потомков, стимулируя рождаемость и приток высококвалифицированных мигрантов (как швейцарский Цюрих). Естественно, политические предпочтения в этих городах будут разными: прогрессивными или регрессивными.
Карта первых и единственных честных выборов в Беларуси показывает, что за консерватора и социального ретрограда Лукашенко голосовало, прежде всего, село. В районных центрах его показатели, как правило, оказывались ниже, чем по соответствующим районам. В то же время, у Позняка, Шушкевича, а часто и у Кебича картина была противоположной - районные центры поддерживали их больше, нежели окружавшие их районы. Сложно назвать всех этих трех кандидатов прогрессивными. Но что их объединяло, так это общий имидж ассоциированных с ними социальных перемен. Националистических - в случае с Позняком и Шушкевичем, и пост-коммунистических - в случае с Кебичем. Единственный кандидат, который играл партию "верните все взад" был Лукашенко.
Карты выборов1994 годаВ данной статье не будем привязываться к классическому разбиению на город/село, поскольку наши региональные города по своей негативной демографической динамике мало отличаются от того же села. А разделим страну на две категории: куда народ бежит, и откуда народ бежит. Получим две группы, условно назовем их "прогрессивная" и "регрессивная":
1. Прогрессивная: город Минск и областники
2. Регрессивная: вся остальная страна
В 2000-ом году соотношение населения между первой и второй было
36% /
64%. Естественно, у социально-прогрессивных кандидатов при таком раскладе нет шансов на выборах. Однако, к 2011-му году данное соотношение уже слегка изменилось, и составило
41% /
59%. Этому процессу помогает не только переток населения из регионов в первую группу, но и общая убыль населения по стране. Народ в регионах (т.е. электорат "лукашенок") не только мигрирует, но также мрет и эмигрирует до лучшей жизни в соседние страны.
На основе этих данных мы можем выстроить прогноз о том, когда именно произойдет социальный перелом между двумя группами при сохранении данной динамики.
Ответ - в 2031-ом, или 2032-ом году. То есть через 20 лет. Именно тогда число жителей "прогрессивной" группы превысит число жителей "регрессивной" группы.
Это не означает, что в 2032-ом году на выборах победят националисты. Но именно тогда у социально-прогрессивных кандидатов, выступающих за отрыв от прошлых практик, появится базис для победы в демократических условиях.
Значение реформы самоуправления На страницах Брамы мы уже поднимали
проект проведения в стране административно-территориальной реформы, направленной на оживление регионов, повышение самоуправления и создание механизмов для разворачивания негативной динамики по региональным центрам. Через повышение роли и статуса регионов, через превращение системы из трехуровневой в двухуровневую, через смещение налогообложения на местный уровень, через создание психологических предпосылок для комфортного проживания в регионах, предоставления людям чувства исторической гордости и значимости их региона/повета появится возможность изменить демографическую динамику по крайней мере по этим новым центрам. В таком случае политические перемены между "прогрессивной" и "регрессивной" группами будут уже не экстенсивными, вялотекущими, а станут интенсивными, ускоренными.
Если внедрить предложенную административно-территориальную реформу и хотя бы остановить демографический спад по данным городам, предлагаемым в качестве поветовых центров, то доля "прогрессивной" группы в стране
уже сегодня составит
58% против
42% в "регрессивной" группе. То есть уже сегодня "прогрессивная" группа может составлять большинство.
Новая "прогрессивная" власть, которая внедрит данную реформу в числе одних из первых своих шагов, получит количество сторонников, достаточное для обеспечения доминирования над избирательным полем всей Беларуси. Естественно, повышение статуса городов не приведет к автоматическому изменению демографической динамики сию же минуту. Но во-первых, это даст необходимый психологический заряд на местах на первом этапе, а во-вторых, откроет реальный, а не фиктивный механизм для социально-экономического прогресса регионов в ближайшей перспективе.
Напомним, в предложенной реформе предполагалось новое деление Беларуси на 21-ну территориальную единицу: 15 поветов и 6 городских округ (что также является повышением статуса областников, а не только региональных центров), изменение системы с трех-уровневой (области-районы-сельсоветы) на двухуровневую (поветы-муниципалитеты), и перераспределение налоговых полномочий на места.
А к 2032-му году, при таком раскладе, соотношение "прогрессивной" и "регрессивной" группы составит уже
67% /
33%, с соответствующими внутриполитическими результатами.

ПослесловиеИсходя из развернувшейся дискуссии стало видно, что читатели, в основном, обратили внимание на пессимистический вывод из данной статьи. Вывод действительно может быть интерпретирован совершенно негативно - действительно, целых 20 лет ожидания! Пора в партизаны! Долой демократию! НО - упускается из вида очень важное вводное условие - это действительно именно так, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, НЕ МЕНЯТЬ И ПРОСТО ЖДАТЬ.
По этой причине хочется дописать несколько дополнительных выводов, которые изначально намеренно были оставлены между строк:
Вывод 1 -
Так называемые на Браме "поветовые центры" - являются ключевым фронтом борьбы, который УЖЕ СЕГОДНЯ определяет победителя между "прогрессивной" и "регрессивной" частью страны. И для этого не надо ждать 20 лет. Задача "прогрессивной" части - перетянуть поветовые центры на свою сторону. Сделать все, чтобы стимулировать рост и развитие в этих 15 городах: от Баранович до Речицы, от Слонима до Орши. Именно эти 15 городов составляют переходную группу от "зоны регресса" в "зону прогресса". Завоевывать надо их, а не Минск или Гродно, которые и так за вас.
Более того, задача вовсе не агитировать в этих городах. А таки сделать все возможное, чтобы жизнь в них стала лучше. Чтобы у людей в них появилось будущее на местах, появилось желание долгосрочного планирования для себя и своих потомков - тогда поменяются их приоритеты и ценности. И реформа АТД - наилучший для этого механизм. Парадокс: получается, что гораздо эффективнее для перемен не митинговать на площадях Минска и областных центров, а лоббировать всеми правдами и неправдами проведение реформы АТД еще при лукашенковской администрации. Искать контакты в министерствах, вертикали, местных органах для продвижения этой реформы. Всячески улучшать жизнь по тем городам и не волноваться за то, что при Лукашенке "что-то улучшается". Именно тогда произойдет скачкообразный сдвиг социальных пластов во внутренней политике.
Вывод 2 - Лукашенковский электорат представлен "Сельской Осью" по линии Шклов - Дрогичин. Северо-западные "националисты позняка" никогда в жизни не смогут ей самостоятельно противостоять. Электоральные карты ясно говорят о том, что победить такую ось может лишь эдакий дикий сплав Позняка и Кебича. Своеобразный "
ТЕХНОКРАТ-НАЦИОНАЛИСТ", который чувствуется своим и родным на заводах Жлобина и Новополоцка и в то же время аппелитует к белорусским национальным чувствам в Гродно и Молодечно. Человек, который сможет объединить эти две социальные группы в своеобразную "Буржуазную Ось" по линии Ошмяны-Гомель.
Вывод из вывода: будущий лидер выйдет либо из числа региональных директоров крупных предприятий, либо из числа очень крупных бизнесменов - но при этом будет свободно владеть белорусским языком, легко переключаясь между ним и русским в зависимости от нахождения - на Северо-Западе или Юго-Востоке. Думаю, ближе всего к этому имиджу когда-то стоял Домаш, но он не дотянул по политической неопытности. Родом такой человек, вероятно, будет из Полоцка, Баранович, Гомеля или Бобруйска. В случае с бизнесменом, видимо, из Минска
"Сельская Ось" ШКЛОВ - ДРОГИЧИН получит реального конкурента в лице "Буржуазной Оси" ОШМЯНЫ - ГОМЕЛЬ