
Реальный третий путь, или о силе идей
А. Воротницкий
Все прошедшие в Республике Беларусь после 1996-го года выборы, а равно и иные значимые общественно-политические события, очевидным образом демонстрируют нам то, что политическая жизнь в стране давно не подчиняется общепринятым законам её существования, выхолощена до неприличия, эволюционирует лишь в незначительной степени и лишь в одном направлении, призванном законсервировать существующую ситуацию по мере поступления внешних вызовов. Любые действия внутренних сил, направленные против существующего порядка вещей, купируются без выяснения их полезности для развития общества и страны. Почему так происходит и что предлагается предпринять для изменения ситуации?
Что представляют собой политический процесс в Беларуси? Это шоу одного актёра, вне зависимости претендует ли он лично на президентский пост, либо проводит в декоративные органы исполнительной власти своих бессловестных соратников. В этой связи все остальные участники сего тотемного мероприятия являются лишь группой обеспечения и статистами, призванными на шоу для массовки. В текущем исполнении их ролей – способными лишь выгодно оттенить главную действующую фигуру.
Учитывая маломощность, невысокий рейтинг и отсутствие каких бы то ни было рычагов влияния на процессы у оппозиционных структур, хоть как-то реально противостоять белорусскому политическому абсолютизму – путём активного бойкота, либо активного участия – теоретически возможно исключительно объединёнными усилиями, и даже в таком случае даже минимальный успех совершенно негарантирован. В случае же наличия даже не трений, а откровенно радикальных расхождений во мнениях, действиях, целях – решение поставленной задачи одно: полное и безоговорочное игнорирование любых инспирированных властью общественно-политических мероприятий. Что же происходит раз за разом в реальности?
Не успев объявить о попытке консолидации усилий, оппозиционная «коробка» моментально рассыпается на стаи по интересам, которые начинают противостояние между собой, играя на руку власти (а часто и с её подачи) и дистанцируя от себя население. Этот сценарий неизменен уже много лет и нет никаких надежд по его трансформации. Игнорировать разного рода выборы белорусское оппозиционное поле тоже не в состоянии в силу различных причин и прежде всего – финансовых: денежная подпитка у большинства из них напрямую зависит от активности в предвыборный период.
Нет никаких сомнений, что уже следующие выборы (в местные советы депутатов, в 2014 году) будут проводиться по партийным спискам: целиком, или в рамках смешанной избирательной системы – не столь важно. Также не подлежит сомнению, что нынешние декоративные провластные партии очень скоро дополнит т.н. «партия власти», созданная на базе ОО «Белая Русь». Для облегчения трансформации бело-русов и иных общественных объединений в партии (в т.ч. и оппозиционного толка) процедура их создания будет максимально упрощена. Пусть и не до российского уровня, но значительно. Кроме того, ряд партий получат материальную и административную поддержку от власти. Всё это будет сделано уже в следующем году и с одной целью: обеспечить обкатку на выборах в абсолютно ничего не значащие органы новой системы с максимальным количеством участвующих структур, то есть привести систему в равновесное состояние и продолжить её консервацию на максимально возможный срок.
Предельно ясно, что существующие оппозиционные партии и общественные движения (трансформировавшись в нужную организационную форму) примут самое широкое участие в спектакле. Процесс и результат предсказуемы – они описаны выше и неоднократно воплощены в жизни. Есть небольшая вероятность зачисления «в штат» т.н. народных избранников единичных кандидатур в глубинке – как способ прощупывания общественно-политического мнения внутри страны и извне к подобного рода аномалиям. Впрочем, в избирательное законодательство и соответствующие нормативные акты несомненно будет включена процедура, обеспечивающая властям максимально облегченную возможность лишения депутатов любого уровня их мандатов. Таким образом, у белорусского политического процесса на сегодня существует лишь одна перспектива: оставаться «вещью в себе», обслуживая интересы узкого круга власть предержащих.
Безусловно, предыдущее и дальнейшее поведение белорусских властей определяются исключительно внешнеполитической конъюнктурой, в которой, до сих пор и в среднесрочной перспективе, доминирует «восточный вектор». Западное направление на протяжении 15-ти лет страдает катастрофическим отсутствием глобальных конструктивных идей и нет никаких признаков того, что это состояние как-то изменится. При всей неоднозначности Таможенного союза, ЕЭП и грядущего Евразийского союза, идея этих формирований имеет под собой некую историческую почву и более-менее обозначенные экономические горизонты. На западном же фланге ничего кроме эфемерного Восточного партнерства не существует даже в набросках, поэтому белорусские элиты и активная часть населения, с присущей им склонностью к консервативным решениям, пока не рассматривает всерьёз отказ от российских интеграционных инициатив за неимением ощутимых альтернатив. С другой стороны, российские политико-экономические предложения имеют под собой всё более усугубляющийся политический фон от происходящих в самой России событий, посему тоже не являются для белорусского правящего класса однозначно приемлемыми.
Политика мировых западных игроков в отношении Беларуси, прежде всего – в лице ЕС и, в меньшей степени, США, направлена лишь на использование белорусского государства лишь как дополнительного инструмента в восточно-западном противостоянии с Российской Федерацией, поэтому отсутствие жесткой и предельно ясной позиции по белорусскому вопросу является совершенно неслучайным. Преднамеренное создание неопределенностей в развитии постсоветских территорий, искусственных точек бифуркации в протекающих в них политических процессах – очевидные шаги при поддержании выбранной стратегии. Для Запада нет никакой необходимости в создании единой и мощной белорусской оппозиции, обладающей идеологическими преимуществами над властью в виде перспективной и реальной «западной» идеи, будь то вступление в ЕС, либо нечто иное.
Возвращаясь к развитию внутриполитической ситуации в Беларуси, всё вышеописанное означает следующее:
1. Россия не заинтересована в появлении действенной оппозиции в Беларуси, даже ультра-пророссийских. Существующий расклад сил позволяет ей с наименьшими затратами проводить политическую и экономическую экспансию, удерживая страну в сфере своего виляния и не перекладывая полностью экономическую и политическую ответственность на себя.
2. Западные глобальные центры принятия решений не будут кардинально изменять политику в отношении Беларуси, ограничиваясь лишь декоративными санкциями и внешнеполитическими заявлениями. Создание консолидированной оппозиционной структуры с единым центром управления и глобальным источником финансирования без наделения её чёткой идеологической парадигмой просто невозможно.
3. Разнонаправленная и возглавляемая десятками «лиц принимающих решения, ЛПР» (в силу обладания финансами и ничем более не подкреплёнными амбициями) оппозиция не способна ни к каким значимым политическим действиям, способным привести к изменению статус-кво, более того - работает лишь на его укрепление. Маргинализированные, в классическом понимании термина (т.е. балансирующие на границе провластной и оппозиционной областей деятельности) руководящие структуры оппозиционных сил не заинтересованы в какой-либо радикализации процесса, или изменения способов достижения декларируемых целей.
4. Ожидания резких изменений внешнеполитической ситуации (особенно с восточной стороны), при которых возможно нарушение существующего баланса сил в пользу оппозиции, имеют под собой некоторые основания. Однако строить на таком зыбком фундаменте любые долгосрочные стратегии – бессмысленно, контрпродуктивно и оправдано только в том случае, если целью политической борьбы вуалируется лишь способ зарабатывания денег.
Таким образом, вся оппозиционная деятельность в нынешнем её виде является своего рода профанацией самого понятия «оппозиция», ни при каких условиях не приводящей к озвучиваемым целям. Поддержка любой существующей политической структуры в современной Беларуси не несёт никакой смысловой и политической нагрузки (кроме как личного обогащения в качестве ЛПР) и может привести лишь к персональным социальным катастрофам участников данных процессов, лучшей из которых будет вынужденная эмиграция. Пополняемая лишь из рядов всегда по природе пассионарной молодёжи, регулярно перемалываемой властной машиной в электоральные периоды, оппозиционная среда в отсутствие неэфемерных ориентиров обречена на лубочность и имитационность.
В описанных реалиях ожидания от существующих оппозиционных сил, играющих с подачи глобальных игроков и делающих ставки на трансформацию ситуации, либо её имитацию, с их помощью – бесперспективны. Необходим поиск новых направлений деятельности, не обусловленных вышеописанными сдерживающими и останавливающими факторами. Представляются два глобальных направления движения: преобразования с опорой исключительно на внутренние ресурсы и учитывающие лишь внутренние интересы, либо действия с участием локальных внешних игроков с опорой на совместные локальные же интересы. По определенным позициям две обозначенные стратегии могут пересекаться, однако глобально их объединение невозможно в силу необходимости декларирования совершенно различных стратегических целей. Более подробно о каждой из них.
1. Политические силы, взявшие на вооружение стратегию развития и трансформации страны с опорой на внутренние интересы Беларуси, будут выглядеть наиболее привлекательно для населения в силу декларируемых ими решений, близких людям и чувствительных для них в текущий момент. Действуя на традиционном для власти поле, они способны постепенно замкнуть на себе довольно широкий ряд обязанностей, принадлежащих власти и, таким образом, получить определенные полномочия и влияние де-факто. Основным направлением и базой для деятельности подобной структуры должно являться принуждение всех вовлеченных в процесс сторон к исполнению существующей «прогрессивной» законодательной базы, борьба за трансформацию, либо ликвидацию реакционных, антиэкономических, репрессивных нормативно-правовых актов, приложение усилий к трансформации общественного,
административно-территориального, политического устройства страны. Не буду останавливаться на способах ведения подобной работы, отмечу лишь то, что взаимодействие с существующими оппозиционными структурами должно быть сведено к необходимому минимуму - лишь по значимым для самой организации вопросам. Политические цели если и должны ставиться – то лишь как средства в достижении основных, стратегических целей. В некотором роде подобными стратегиями оперируют в Беларуси сегодня такие организации как «Говори правду», «Наш дом» и несколько других, однако декларируемое ими часто противоречит реальным действиям, кроме того, сращивание их с широким спектром оппозиционных структур через «перекрёстный» актив и регулярное участие в «непрофильных» политических процессах сводит их деятельность практически к нулю, а электоральную поддержку – к минимуму.
Безусловно, подобная структура неизбежно столкнется с дефицитом внутреннего финансирования в силу крайней осторожности белорусского бизнеса в отношении любых мероприятий, напрямую не инициированных властью. Внешнее же финансирование практически всегда связано с проведением в жизнь политической воли спонсора, которая далеко не всегда коррелирует с внутренними интересами страны. В этой связи существует большая опасность постепенной трансформации перспективной в общественно-политическом плане структуры в одну из широко представленных сегодня на политическом «рынке» организаций по отмывке денежных потоков из-за рубежа. В данном случае на первых этапах видится более продуктивной работа небольшого числа энтузиастов, базирующихся на внутренних ресурсах и выполняющих локальные задачи, либо готовящих стратегический проект для последующей реализации более мелкими частями, чем ещё одна массовая организация-прачечная.
2. Организация, строящая свою деятельность при помощи определения и реализации совместных интересов с локальными внешними партнерами, безусловно, будет более свободна в финансовом отношении в силу наличия большого количества заинтересованных спонсоров за рубежом. Однако такая организация должна оперировать ярким и прозрачным идеологическим тезисом, способным привлечь к себе не только внутренние электоральные предпочтения, но и обладающим достаточной привлекательностью для политических элит и населения стран-партнеров в силу того, что тем придётся действовать, как минимум, не в русле политики того глобального центра влияния, к которому они принадлежат. В этой связи насущной для подобной структуры является выработка и «шлифовка» безукоризненно обоснованной цели, вызывающей как можно меньшее отторжение одних глобальных игроков, учёт интересов других и, с третьей стороны, как наибольшую притягательность для вовлеченных.
При условии выполнения вышесказанного, уже на первом этапе своей деятельности подобная структура способна привлечь достаточное для плодотворной деятельности количество заинтересованных лиц и структур. В этой связи существует опасность «сращивания активами» с совершенно не соответствующими целям организациями, способными размыть и нивелировать основную идею в угоду своим интересам и интересам их спонсоров. В целях противодействия подобному развитию ситуации необходимо, в первую очередь, пропагандировать свои идеи в странах-партнёрах и только заручившись безусловной поддержкой выбранной идеи всеми заинтересованными сторонами – переключаться на работу внутри Беларуси. При таком раскладе трансформация целей под влиянием противодействующих сил будет маловероятной и легко устранимой в силу достаточной финансовой и политической независимости, а также устранит неизбежные вопросы по заинтересованности в поставленной задаче предполагаемых партнеров.
Что касается выбираемых стратегических целей, то они должны иметь, в первую очередь, притягательную перспективу, пусть и в долгосрочном плане, а во-вторых – иметь определенные быстродостижимые преимущества для всех заинтересованных сторон. В таком варианте стратегическая цель организации привлечет не только глобально мыслящих сторонников, но и широкие массы, оперирующие короткими горизонтами планирования. В качестве подобных стратегических целей, при должной их обработке и презентации, могут выступать уже заявленные идеи
Интермариума,
Польско-Белорусской Конфедерации (как первого этапа построения глобальной интеграционной восточно-европейской структуры) и даже идея
трансграничных Мега-городов. Однако для привлечения внимания к ним на первом этапе, необходима декомпозиция глобальной цели на более мелкие, более понятные основной массе, но без потери финальной «собираемости» их воедино. Это и является наиболее трудным аспектом деятельности описываемой структуры, особенно на этапе становления.
Резюмируя всё вышесказанное, повторюсь: на существующем этапе политико-экономического развития Беларуси внести какие-либо значимые изменения и положительную динамику в ведущие «в никуда» процессы может лишь сила, действующая совершенно нетривиальным образом и в кардинально новом направлении. Все остальные попытки повлиять на ситуацию прежними способами – останутся лишь повторением пройденного и способны лишь усугубить ситуацию. Сжигание бесценного человеческого материала в топке традиционной оппозиционной деятельности в наших реалиях бесперспективно и, фактически, преступно, поэтому даже бездействие предпочтительнее бездумному штурму властных баррикад. Нетривиальные же действия, против которых у противоположной стороны не выработаны стратегии противодействий, способны изменить ситуацию в корне, даже будучи направлены, на первый взгляд, на совсем безопасные, или утопические с точки зрения власти вещи.