2 АВС
Во многом вы правы.
Вот что пишут не абы хто, а серьезные люди про Герека, в смысле русские историки, анализируя полемику о Гереке в самой Польше, в польской печати:
"
СПОРЫ ОБ ЭДВАРДЕ ГЕРЕКЕ И ЕГО ЭПОХЕ...по:
http://www.przeglad-tygodnik.pl/pl/arty ... ach-gierka):
«Газета выборча» информирует, что долг Э. Герека в пересчете на сегодняшние доллары составляет 72 млрд, и вместо того, чтобы радоваться этому, старается запугать читателей. Почему надо радоваться? Потому что за 1 доллар, взятый взаймы в начале 70-х годов, мы заплатили долларом с покупательной способностью в пять раз меньшей. Герек не только импортировал в кредит, но также кредиты возвращал (вместе с процентами). Суммарно в 70-е годы выплаты составили около 40 млрд долларов. Сегодня суммарный долг Польши составляет 324 млрд долларов и в пять раз выше, чем в 70-е годы. Не является правдой, что деньги, взятые в долг в 70-е, были проедены. Было построено 557 новых предприятий и 2,5 млн новых квартир. Благодаря инвестициям мы избежали безработицы в 70-е годы, несмотря на то что на рынок труда пришло 2 млн молодых людей. В одной только промышленности появилось 800 тыс. рабочих мест…
...…В 70-е заметно увеличилась накопительная часть в национальном доходе Польши; во второй половине этого десятилетия она составляла 38% национального дохода и была на уровне так называемых «азиатских тигров», находящихся в этом отношении в мировом авангарде. В сравнении с более ранним десятилетием Польша увеличила накопительную часть в национальном доходе на 10 процентных пунктов. Теперь же накопительная часть не превышает 20% дохода. Если уж говорить о проедании национального дохода, то оно имеет место именно сегодня.
Предметом особого внимания Герека была модернизация хозяйства – не только промышленности, но и сельского хозяйства, инфраструктуры, дорог, железнодорожных путей и вокзалов, а также строительство квартир. В 70-е годы построили 557 новых предприятий, в том числе 71 домостроительный комбинат, 18 мясоперерабатывающих предприятий, 16 фабрик по изготовлению одежды, 14 – холодильников, 10 предприятий электроники, 10 мебельных фабрик, 9 металлургических предприятий, 9 теплоэлектроцентралей, 7 электростанций, 7 автозаводов и их комплектующих, 5 цементозаводов, 5 каменноугольных шахт. Электрифицировали около 2 тыс. км железнодорожных путей; твердое покрытие получило свыше 10 тыс. км дорог.
Построили почти в целом польскую энергетику, в том числе угольные электростанции – Белхатув (4400 МВт), Козенице (2600 МВт), Явожно III (1200 МВт), Нижняя Одра (1800 МВт), Рыбник (1800 МВт), Поланец (I блок) и гидростанции в Жарновце (700 МВт) и Влоцлавке (160 МВт), которые все дают половину используемого в Польше электричества. В течение 30 лет, которые прошли с того времени, построили только одну электростанцию (мощность 4400 МВт). Остальная часть требует модернизации (по оценке, поглотит это 100 млрд евро). В 70-е проложили также десятки тысяч километров линий электропередачи; спустя 30 лет и они требуют замены, что будет стоить по крайней мере 100 млрд евро.
Это показывает масштаб инвестиционного усилия Польши того периода. В результате избежали безработицы, несмотря на то что в производственный век вошло тогда 2 млн молодых людей, которым исполнилось 18 лет…
Более быстрый рост национального дохода для распределения, чем созданного (в результате большего импорта, чем экспорта) дал возможность также заметно поднять уровень жизни населения. Надо об этом помнить без оглядки на то, что пишут газеты, – правды нельзя перекричать. Выросли главным образом зарплаты и другие доходы населения, а также пособия и пенсии, стипендии и пособия социального страхования. Население деревни было охвачено бесплатной врачебной опекой, увеличилось число больниц и больничных коек.
Сдали в употребление 2,5 млн новых квартир; если бы не они, то до сего дня у миллионов семей не было бы собственного угла. Квартиры, очевидно, были хуже, чем сегодня. Почти всегда строили их из блоков, производимых домостроительными комбинатами. Из квартир уходило также тепло, поэтому были недогретыми. Но они имели ванные и туалеты, а для 10 млн людей, которые вселились в новые дома, были первыми собственными квартирами.
Польша старалась строить так же, как Германия и Франция, Италия и Испания. Это у них мы покупали домостроительные комбинаты, от них мы учились, как строить из блоков. Но много воды должно было уплыть в Висле до того, как мы овладели этой технологией. Другой технологии крупнопромышленного строительства квартир тогда еще не было. Появилась лишь в следующие десятилетия, а время торопило. Люди без квартир, особенно молодежь, ждали их.
Как выглядела бы сегодня Варшава без Урсынова и Белян, Брудна, Служевца и Стегон? Посчитал ли точно кто-то сотни тысяч квартир, которые возникли тогда в столице? Как мы ездили бы по Варшаве без Лазенковский трассы, Вислострады и многих других дорог, демонстративно неремонтируемых десятки последних лет?
«Люди, ответственные за польскую экономику, покупали современные технологии в соответствии со стандартами ПНР, но устарелые по западным стандартам», – написала «Газета выборча». Это не полная правда. Случались такие случаи, но правилом была продажа таких же технологий, какие применялись в Германии, во Франции или в Италии. Не изменило это, однако, факта, что создаваемые с их использованием изделия не были такими же, особенно если речь шла о качестве и безотказности. Например, производимые в Силезии «Фиаты 126п» лишь через год приблизилось с этой точки зрения к итальянскому прототипу. Так как другими были квалификации польских рабочих, их культура и дисциплина (даже в Силезии, где они были выше, чем в регионах страны). Другая, чем на Западе, была также польская сталь.
Поэтому надо было строить не только фабрики перерабатывающей промышленности, но также металлургические заводы, сталелитейные предприятия и другие предприятия этого типа. С течением времени, однако, хотя медленно, стандарт польских изделий приближался к западному.
Все технологии, применяемые в Польше и на Западе, были с середины 70-х годов устарелыми с точки зрения необходимости противодействовать энергетическому кризису. Создали их перед кризисом, когда никто не считался с расходом электричества или бензина. Поэтому с середины 70-х я уговаривал Герека, чтобы решительно ограничить импорт заводов и машин с Запада, несмотря на то что мы получали на их покупку кредиты под 5%, что при тогдашней инфляции (7%) было очень рентабельно. Если создаваемые ими изделия устарели, потому что пожирали энергию и сырье, лучше было подождать новых технологий, которые возникали в конструкторских бюро со времени энергетического кризиса.
К сожалению, редакторы «Газеты выборчей» не могут отвлечься от традиционного понимания заграничной задолженности. Интересно, как оценивают они заграничный долг Соединенных Штатов, достигающий триллионов долларов. Ибо оценка теперешней заграничной задолженности Польши, данная в статье «Газеты выборчей», является ложной. Вместо сравнения ее с национальным доходом, за точку соотношения принято сравнение с абстрактной величиной долга Герека, вытекающей из пересчета его на теперешнюю стоимость доллара.
...
Сегодняшняя задолженность Польши в сумме составляет 324 млрд долларов, в том числе задолженность правительства и самоуправления – 128 млрд, банков – 61 млрд и частных предприятий – 135 млрд. Составляет это около 55% национального дохода Польши. Следовательно, долг более чем 5-кратный по сравнению с тем, 70-х годов.....
Без фабрик, построенных в 70-х, теперь не было бы что приватизировать. В 2004 году в СМИ пошла весть, что за имущество, проданное Польшей заграничным инвесторам, особенно за фабрики и другие объекты, поступило около 40 млрд долларов. А сколько приплыло в 2005–2012 гг.? Наверно, больше. К сожалению, я не нашел касающейся этого информации. Эти суммы пополнили валютные запасы государства или его бюджет."
