Возврат Беларуси к БССР, произошедший на наших глазах - это не случайность, а возврат в ее нормальное, более устойчивое состояние, понятное большинству населения. Никогда белоруССы не будут писать кипятком от упоминания Рагули или Витушко и всегда будут воспринимать себя через призму БССР. Oчевидная аксиома.
Нужен слом РБ как государства, а с ним и инфантильной белорусской идеи, которой без году неделя, и которая в своем ДНК выросла из социалистический потуг (даже Калиновский был социалистом). Как это было во Франции , Германии и других странах неоднократно. Это реальность. Игнорировать ее или считаться с ней - дело субъективное.
А что на смену? НЕ ЗНАЮ!
Вон, Курманбек, кажись, первый на Браме предложил в полу-шутку "Великое Княжество Беларусь". Шутки-шутками, но такой разворот может представлять пример разрыва с предыдущим "бссрствующим" государством. А также выдать четкую, понятную, лаконичную, "легко стереотипизируемую" идею, которая переведет акцент с "национальных тараканов" в тараканы "идейные". Когда вместо дешевого детского самоопределения через какую букву писать название страны - "о" или "а", разговор будет о том, какую государственную традицию страна символизирует. Тут вам будет и отлуп русским, и отлуп литовцам, и даже полякам с украинцами. Яркий штрих на карте мира. Зубы надо отращивать, а то пока что мы отрастили только задницу с зачесом.
Еще раз -
акцент в данном случае на типе национальной идеи, а не на форме правления или названии.Вы мне скажете: "фи, монархия, все дела...". А я скажу - это все решаемые технические вопросы, которые можно полировать. Как заставить идею работать, мы сможем придумать. Главное - найти сильную идею. Конституционная монархия может быть и выборная, и назначаемая, и весьма демократичная в своих кандидатах - вспомните наших королей РП. Можно сказать, от сохи парни были

. Конституционный монарх - это моральный якорь, символ. Его уравновешивающая внеполитическая роль вступает только тогда, когда возникает кризис и раздрай между ветвями власти.
Когда-то на Браме была ссылка на интересный анализ развития политических систем по СНГ. Там было показано, что приход к авторитаризму был заложен в наше ДНК и в самих постах президента. У единственной Беларуси произошла задержка, тупо потому, что не было этого поста. Но как только его добавили, то страна свалилась в пропасть с удвоенной силой. Так вот, роль "морального якоря" убирает надобность в этом вредоносном внесистемном институте.
Кто может быть таким "моральным якорем" над схваткой? Я бы сказал, человек масштаба Василя Быкова. Ну или вон Светлана Алексиевич оскара, тфу ты - нобелевку грозится получить. Могут быть и иные личности, утверждаемые всенародно на длительный срок, скажем, до пенсии, и несущие исключительно страховочные функции. А главное, исчезнет возможность узурпации власти. Тогда новому лукашенке разогнать новый парламент как в 1996-ом будет куда сложнее, когда вся власть будет автоматом переходить на временно хранение не ему, а "моральному судье".
Веселее всего станет России, которую съест жаба устраивать интеграции со страной, которая перетянет на себя пассионарный заряд и древних русских княжеств, и ВКЛ. А главное - появится фигура, само наличие которой по определению становится крупнейшей преградой даже к мысли о поглощении.
Могут быть и другие идеи. Вон Франция прошла через пять республик и три империи, пока не пришла к сегодняшнему состоянию. Про Германию вообще молчу. Тех колбасило до Третьего Рейха включительно.
Идея монархии не нова. Я даже скажу больше: эта идея уже реализована здесь и сейчас. Если не сельно придираться к форме, то по содержанию РБ - это монархия.
1) Большая часть собственности находится у государства, т.е., под контролем президента.
2) Подавляющая часть жителей так или иначе зависит от государства. Речь идет не только о детях и пенсионерах, но и о все тех, кто работает в государстве или на предприятиях, принадлежащих государству. Некуда больше бедному
гражданину податься.
3) Если завтра на посту президента сменится лицо, то ничего принципиально не изменится. "Король умер! Да здравствует король!"
Если мы хотим определиться с национальной идеей, то нам следует ответить на главный, ИМХО, вопрос: какой должна быть структура собственности (по-другому, распределение ресурсов) в стране?