"Угроза выхода из СНГ, куда Украина толком так и не вошла, это, конечно, эффектно. Но военные не услышали ничего конкретного по поводу своей дальнейшей судьбы. Им не обозначили никакой перспективы. Стрелять в агрессора? Будут выводить через коридор? Придётся прорываться с применением оружия? Если выводить, то куда? Что будет с семьями? Эти и масса других вопросов давно висят в воздухе.
Ситуация ещё более усугубилась на следующий же день после заседания СНБО, потому что реплику секретаря Совета Андрея Парубия о подготовке к введению визового режима с Россией фактически дезавуировали премьер-министр Украины Арсений Яценюк и глава фракции БЮТ в ВРУ Сергей Соболев.
Разнобой мнений начальства, выплеснувшийся на публику – это самое страшное, что может быть в условиях войны. Поэтому задача быстрого повышения эффективности СНБО и организация его работы сообразно актуальным рискам для страны должна стать одним из приоритетов новой власти.
Для начала нужно разобраться, почему некогда влиятельный и востребованный орган превратился в пустышку.
Хроника деградация
Проблема в том, что за последние лет 7 СНБО полностью утратил свою суть. Этот конституционный орган по абсолютно правильному замыслу, заложенному в Конституции 1996 г., должен был стать одной из главных опор в процессе государственного строительства.
Предназначение СНБО – обслуживать долгосрочные интересы страны, выходящие за рамки избирательных циклов, и оперативно вмешиваться в критических ситуациях.
Однако постепенно СНБО превратился из системообразующего элемента государственной машины, прописанного в ст. 107 Конституции и специальном законе, в прислугу, занимающуюся мелкой политической конъюнктурой.
Достаточно посмотреть на фамилии секретарей СНБО, чтобы в этом убедиться. А если проанализировать список фамилий заместителей секретарей СНБО – то картина станет клинической.
Фактически СНБО деградировал до состояния некого отстойника, куда отправляли проштрафившихся политиков и «сбитых лётчиков». Причем если поначалу это воспринималось как своего рода почетная ссылка, во время которой можно было зализать раны и снова вернуться в обойму, то постепенно эта ссылка стала абсолютно непочетной.
Сокрушительный удар по возможностям СНБО нанёс глава администрации президента Виктора Януковича Сергей Лёвочкин. В пылу политической борьбы он добился сокращения аппарата СНБО вдвое и уничтожил систему интеллектуального обеспечения СНБО – научные институты.
В рамках «сокращения штатов и экономии средств» были уничтожены Национальный институт проблем международной безопасности, который вырос на основе Института украинско-российских отношений, и Институт проблем национальной безопасности.
Цель Лёвочкина была понятна — перекрыть неподконтрольный поток креатива и информации, чтобы ослабить потенциальных конкурентов в борьбе за место у тела президента. И он её достиг, чем нанёс серьёзный вред стране (и это не пафос – а реальная ситуация).
За пятилетку (2007-2012 гг.), когда секретарем СНБО была Раиса Богатырёва, статус этого органа опустился ниже плинтуса. А практика массового трудоустройства личной обслуги Богатырёвой в штат СНБО лишила некогда уважаемую структуру остатков респектабельности.
За время работы на посту главы СНБО Андрея Клюева (2012 – 2014 гг.) к своей изначальной сути Совет не вернулся. Он превратился в ещё один инструмент, призванный обеспечить переизбрание Януковича в 2015 г.
К чему всё это привело – мы видим сейчас. Закон об СНБО четко указывает три функции данного органа. Одна из них – КООРДИНАЦИЯ и контроль над действиями органов власти в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в критических случаях, когда есть угроза национальной безопасности. Т.е., даже несмотря на отсутствие формального объявления военного положения СНБО должен играть ключевую роль в отражении российской агрессии."
=======================
Все понятно. У украинцев разрушено государство. Нет государственных институтов. Кум на куме...пилили и пилят бюджеты.
Только террором и персональной ответственностью можно выгнать всю эту шваль и привести в чувство государство.
