pogremun писал(а):
Woloh писал(а):
Все гораздо хуже. Это пока никому ничего не надо. А как власть поменяется - вкус к крови приходит с первой добычей - понесется революция за революцией.
Повывелись рэволюсьонэры-то за 100 лет непрерывных потрясений. Нет больше в людях этой энергетики начала 20-го века, когда каждый студент - с бомбой или с подрывной литературой. Большинство будет цепляться за евроремонтные хрущевки с дизялечками до последнего, как за факторы стабильности. А их не отберут... Может быть...
В 1990-м году, в Москве, на Новодевьем кладбище, гуляя среди моглил известных людей, я случайно набрел на фамилию усопшего:
А.О. Бонч-Осмоловский. Так как я занимался в это время белорусскими эсерами, то я знал и историю предшественников эсеров в Беларуси. Бонч-Осмоловский- это белорусский помещик, народник из местечка Блонь, недалеко от Пухович. Он неоднократно сидел, печатал газеты, распространял листовки в Беларуси, сделал школу для крестьян, в общем, помещик, выступавший за обшинный социализм в России. И чего он добился своей рев. работой в тогдашней Беларуси?

Помог придти в политику будущим эсерам? А еще он помог свергнуть царизм в России. А на смену царизму пришла диктатура от большевиков.
Интересно, что недалеко от него похоронена
Вера Фигнер, старая народоволка, та, что стреляла в царского генерала в 80-ые вроде из-за студента, вроде Боголепова, которого генерал приказал выпороть за то, что в тюрьме перед ним тот студент не снял шапку. Она затем еще была оправдана судом присяжных в России. Она умерла вроде в 1942-ом в Москве. Я стоял тогда возле ее могилы и думал о том, что вот она дожила и наверняка увидела сталинский террор 30-х в Москве и в СССР. Наверняка она тряслась от страха как и Бонч-Осмоловский и что они при этом думали о своей революционной деятельности, которая в итоге привела к новой диктатуре в России.
Все эти старые революционеры (большевики, меньшевики, эсеры, эсеры-максималисты, бундовцы, прочие) в 20-ые годы группировались в Москве вокруг ж-ла "
Каторга и ссылка". В 30-ые многих из них арестовывали, ссылали в ссылку, расстреливали. Я читал многие номера этого журнала в ленинской библиотеке. Там публиковались мемуары старых революционеров. Прелюбопытнейшее чтиво, я вам замечу.

Так, я там нашел и прочитал мемуары
Екатерины Измайлович, между прочим дочь царского генерала. Если кто не знает, она соучастник
Ивана Пулихова, эсера, в покушении на генерал-губернатора Курлова в Минске, вроде в 1905-ом. Его повесили, его могила в Минске на военном кладбище, недалеко от кинотеатра "Мир". Ей за это впаяли каторгу и ссылку. Ее судьба трагична. В начале войны НКВД ее вроде расстрелял.
А потом там на Новодевичьем кладбище судьба послала мне прелюбопытнейшего деда. Я там ходил и фотографировал исторические могилы разных исторических деятелей себе на память и вот подходит ко мне чуть ли не 90-летний дед и просит сфотографировать могилу его жены и дочери. Я говорю: нет проблем, но я из Минска, как быть затем с фотографиями. А он мне и говорит: "
а пришлите мне по почте".

Пошли к могиле. Могила молодой женщины и его молодой дочери. Вижу по дате смерти, что жена умерла в 1938-м, член ВКП(б). Я начинаю расспрашивать деда и тут этот дед, садится на скамеку и 2 часа начинает мне рассказывать историю своей молодой революционной жизни. Оказывается он чуть ли не в 17 лет записался в Красную армию и воевал в знаменитой дивизии Чапаева, т.е. чапаевец. Я обалдел.

Дед был и оставался убежденным коммунистом. После гражданской войны он работал журналистом в московской газете "
Гудок", затем в 30-е был арестован и освобожден лишь благодаря ходатайству Н. Крупской. Жена его когда он был под арестом вскоре заболела и умерла. Дочь-комсомолку, Валерия, в виду ареста отца исключили из комсомола и школы. Она перенесла сильнейший нервический стрес из-за всего этого, вскоре заболела и тоже умерла в 1940-м, в возрасте 17 лет. Дед затем женился во второй раз.
И вот тут я, набравшись наглости, спросил деда в лоб в конце нашей длительной беседы:
"
Ну, теперь то вы видите, что советская власть, коммунистическая, трещит и рушится буквально на наших глазах. Вы теперь понимаете, что все войны, страдания, та революция, где вы участвовали, все было зря? Вы понимаете, что та революция и коммунизм, это все утопия? Вы пытались осуществить утопический коммунистический проект, а в результате лишь помогли установиться диктатуре Сталина и его выкормышей".
Дед подумал и ответил: "
Нет, не зря, я был и умру коммунистом. Когда меня ранили на фронте в гражданскую, мне делали без наркоза операцию, так я положил себе на сердце мой коммунистический партбилет и выдержал операцию, так я во все это искренне верил".
Далее, набравшись еще более наглости, я спросил: "
А в людей вы стреляли? Каково это стрелять в людей?"
Дед: "
Во время боя ты стреляешь, в тебя стреляют, а попал, не попал- неизвестно".
-
А пленных доводилось растреливать? Белых?Дед: "
Доводилось. Один раз."
Я:
И каково это расстреливать пленных соотечественников?Дед: "
Неприятно."
Затем недели через 3 я выслал этому деду по почте фотографии в Москву, написал ему письмо, где вновь повторил, что все в 20-м веке оказалось в итоге зря: революция, гражданская, социализм, сталинизм, репрессии, что мы накануне краха. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время я получил ответную от него телеграмму из Москвы с благодарностями за фотографии могилы его жены, дочери. В конце текста телеграммы стояла фраза: "
Непременно продолжайте верить в социализм и коммунизм".
Я обалдел во второй раз.

А звали того деда, смотрю по записи, Кирюшкин Иван Федорович.

===========================================
п.с. Несиповедимы пути господни. Набрал в яндекс, получил:
Кирюшкин Иван Федорович, секретарь Ставропольского укома партии с 24 июня 1923, в ноябре 1923 - делегат уездного съезда Советов.
http://www.tgl.ru/tgl/meria/arxiv/fond/ ... print=trueОба-на.

Дед строил партийную номенклатурную карьеру!
И тут:
http://chapaev.ru/18/Posleslovie--Sudba ... v-CHapaeva"...Последний чапаевец, знавший лично Василия Ивановича, умер не так давно. В 1994 году. КИРЮШКИН ИВАН ФЕДОРОВИЧ. Он был Главным редактором газеты «
Правда».

Моя бабушка Клавдия Чапаева почти ежедневно с ним созванивалась и встречалась. Он олицетворял тоненькую ниточку связи между прошлым и настоящим."
"...Иван Федорович Кирюшкин, старый чапаевец, ходил в Подмосковье в
качестве военного комиссара во главе партизанского отряда по тылам врага."
из "ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ СЫНЫ. ФРОНТОВЫЕ ОЧЕРКИ И РАССКАЗЫ. 1941 – 1945
ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ПРАВДА», 1958"
Не, ну какой я придурок! Почему деда-то не сфотографировал себе на память?
Революционер, чапаевец, гл.редактор "Правды", военный комиссар, партизан. Н-да. Надо было с дедом поплотне побеседовать тогда.
