adam-kadmon писал(а):
Witte писал(а):
Asgard165 писал(а):
ВКЛ было блестящей цивилизацией , было... И дело не в том, что оно исчезло. Дело в том,что сегодня среди 9млн глубочАйше провинциальных граждан найти следы былого величия нельзя даже с микроскопом. Поэтому ,к чему базар?
Заблуждение. Государство - производная народа. Формально уже не было Литвы, но по прежнему генерировались великие литвины: Адам Мицкевич, Игнат Дамейка, Наполеон Орда, филареты, филоматы... К.Калиновский... урад БНР ... (прискорбно, что у нас далее не появился беларуский С.Бандера) ... БНФ.
Наконец, Ваши скромные оппоненты свидетельствуют о бессмертности Идеи ВКЛ. А ее реализация - дело времени. Witte, никто не спорит о том, что идеи, а уж тем более Идеи( эйдосы и даже ангелы, есть такое мнение, что они могут являть себя в виде идей) - бессмертны. Это так! Но вне связи с актуальным состоянием
"здесь и сейчас" - они всего лишь грёзы и мечтания. " По щучьему веленью, по моему хотенью.." - такое возможно, но в сказках..

Идеи бессмертны,и то что они заявляют о себе снова и снова говорит о их актуальности,злободневности и зрелости.По отношению к России идея создания Межморья перезрела и Россия поставила себя на грань саморазрушения.Но был шанс при Александре 1,когда он и статс секретарь И.Каподистрия хотели использовать польскую модель "...при содействии опыта и времени народы достигают политической зрелости...Королевство Польское достигнет его точно так же в свою очередь...Просвещение распространится,цивилизация увеличится,почти все обыватели освоятся с пользованием конституционных преимуществ"
Иную программу выдвигали славянофилы,отстаивающие концепцию самобытности исторического пути России,отличного от европейского.Любопытный факт,что все эти "славянофилы" никакие не славяне а русифицированные татары Орды,как и сам Карамзин потомок ордынских мурз.Их "славянофильство"-это наследственная память Орды,заложенная в генах ордынская ментальность.
Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.
В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.
Тем не менее планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на
перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. “Вольных” батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.
К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных
реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. ...
А вот что ждет Россию в будущем
...Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать “поселенной”. Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на “самоокупаемость”...Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности “поселения” армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то,что военные поселения “будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова”.
А вот что то знакомое
...Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования... Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства.
Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в.и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.
http://lichm.narod.ru/history-rus-24.html