Читаю статью по последним замерам (опросам) НИСЭПИ белорусов.
http://www.belaruspartisan.org/politic/228246/Авторы озаглавили ее "Недовольное большинство ждет созидательной альтернативы".
Некоторые моменты из статьи:
1. "
В обществе нарастает пессимизм", "В обществе доминирует разочарование в действующем президенте"2. "
однако разочаровавшиеся граждане не видят внятной альтернативы ни лично Александру Лукашенко, ни правящему режиму."
Расшифровываю: однако существующая на деньги Запада в Беларуси группка людей, 20 лет называющая себя "партиями" или "оппозицией" в глазах белорусов не является серьезной величиной, ей не доверяют и не видят в ней политической альтернативы. Ну, в общем, подтвердилось то, что мы говорили неоднократно: оппозиция умерла, а говорящие головы оппозиции никого не интересуют. Марионетки они и в Африке марионетки. А эти к тому же и тупые марионетки.
3. "
Потенциал оппозиции остается слабым, он преимущественно ограничен относительно небольшой традиционной аудиторией, которая остается лояльной оппозиции уже много лет".
Расшифровываю: ни на выборах победить, ни организовать и возглавить революцию т.н. "оппозиция" не сможет, по причине отсутствия поддержки ее идей в обществе и этих лиц белорусским обществом.
4. Общество распято, расколото, дезориентировано, в общей в полной жопе. "
Революционный потенциал белорусского социума минимален. "
5. Общество ждет в Беларуси новой оппозиции и новых оппозиционных политиков с новой, внятной и реалистичной политической программой.
"...
Обществом востребованы созидательные смыслы, что открывает перспективу для тех политических сил, которые будут готовы этот тренд реализовать". "..
.свое ближайшее будущее большинство белорусов оценивают скорее скептически, чем оптимистически".
"...
рейтинг президента Лукашенко стабилизировался на уровне 31,5% (31,6% в сентябре). Индекс доверия выглядит дня него более оптимистичным – 39,1%, хотя и он на 10% уступает индексу недоверия."
Выводы авторов статьи (после дам свои):
1. "...
Многочисленные исследования, которые проводились в Беларуси и в других постсоветских странах показывают интересную специфику постсоветского менталитета. Для постсоветских людей важнейшим социальным стрессором является инфляция и рост цен."
2. "...
в 2011-2012 годах были разрушены базовые имиджевые характеристики правящего режима, то на чем много лет строилась официальная пропаганда и на чем зиждился личный имидж Александра Лукашенко. Теракты в минском метро (2011), острый экономический кризис (2011 год), новые теракты (у посольства Литвы и возле управления КГБ в Витебске, ноябрь 2012 года) регулярно демонстрируют, что президент Лукашенко больше не контролирует ситуацию в стране, миф о его «всесилии» разрушен, а значит граждане больше не чувствуют себя защищенными. А как мы уже отметили в предыдущем пункте, именно отсутствие ощущения стабильности вызывает у граждан наиболее острые стрессы."
3. "
Александр Лукашенко...перестал восприниматься массовым электоратом, как «свой», как президент из народа, работающий в интересах народа."
4. "
48% респондентов считают, что «чиновники глухи к нуждам людей, потому что над ними нет контроля сверху». То есть, по их мнению, Лукашенко с этой функцией не справляется."
5. "
Александр Лукашенко впервые с 2010 года не располагает поддержкой большинства. Его электоральная база в настоящее время не превышает 40%. Это можно проследить по индексу доверия (39%), а также по ряду косвенных индикаторов. Честной и справедливой политику действующего президента считают 35%. То, что вся власть сосредоточена в руках Александра Лукашенко, позитивным считают 34%. Еще 34% считают, что ситуация в стране развивается в правильном направлении. Надежды на выход Беларуси из кризиса связывают с президентом также 34%."
6. "...количество твердых сторонников президента, его жесткое электоральное «ядро»... составляет порядка 30%."
7. "
порядка 60% граждан в той или иной степени критически воспринимают действующего президента."
"ПионЭры, идите в жопу" (Фаина Раневская, актриса)
Теперь мои выводы:
1. Белорусская власть во главе с Лукашенко пребывает в глубоком системном кризисе. Однако пока контролирует ситуацию в обществе. Этому способствует:
- сохранение контроля над чиновниками
- сохранение и контроль за силовым блоком
- сохранение ядра электората Лукашенко, который хотя и меньшинство, но тем не менее далеко не ничтожен- 30 %.
2. Власть, судя по всему, не собирается осуществлять политические реформы (демократизация), не собирается проводить честные и прозрачные демократические выборы президента, т.е. фальсификации выборов президента в 2015-м году практически гарантированы.
3. Соответственно той части людей, которые называют себя "оппозиция", даже выдвинувшись на следующие "выборы" в плане победы на выборах ничего не светит.
4. Революционная смена власти в Беларуси пока нереальна по двум причинам:
а) отсутствие запроса в обществе на революционные перемены
б) отсутствие революционеров в среде т.н. "оппозиции". Подавляющая часть из них просто прозападные приспособленцы, имитаторы, жулики и пройдохи. Общество в целом это понимает, посему и не поддерживает.
4. Смена оппозиции в Беларуси не просто назрела, а перезрела. В белорусском обществе существует огромный запрос на новые политические/экономические программы и на новых политиков, альтернативных как действующим оппозиционерам, так и Лукашенко. Пока в Беларуси этот тренд никто не оседлал. Доверяют старой "псевдооппозиции" 20 %. Не доверяют 56 % опрошенных белорусов (НИСЭПИ). Для сравнения, твердое "ядро" Лукашенко - 30 %.
5. "
Суммарное количество поддерживающих оппозиционных политиков в декабре прошлого года составило около 12%. В том числе: Андрей Санников – 4,8%, Владимир Некляев – 4,6%, Николай Статкевич – 1,1%, Анатолий Лебедько – 0,9%. Считают себя в оппозиции к нынешней власти 21.3% (за год этот индекс несколько уменьшился с 22.6% в декабре 2011 года)."
Вывод: "
ПионЭры оппозиции! Идите в жопу!"

1. Общество расколото примерно пополам. "
уровень «недовольного большинства» гораздо масштабнее – 40%, он примерно равен количеству лояльных президенту граждан."
2. Эти 40 % ждут новую оппозицию и новых оппозиционных политиков. К старым они не уйдут, к Лукашенко они не уйдут. "...
Воззрения этой группы пока предельно амбивалентны. С одной стороны, они разочаровались в существующей власти. С другой, очевиден их скепсис в отношении существующей оппозиции."
3. Основная политическая проблема для белорусов, для Лукашенко, для внешних игроков на Западе и в России:
что делать с этими 40 % белорусского населения, которые не поддерживают власть и не поддерживают оппозицию. Мы имеем т.н. "болото".
Со стороны Лукашенко и России скорее всего будет сделана ставка на сохранение, или на раскол и изоляцию этого "болота".
Со стороны Запада и поддерживаемых Западом в Беларуси политических марионеток в лице т.н. "лидэрау" скорее всего будет сделана ставка попытаться привлечь это "болото" на сторону "ядра" оппозиции (20%), чтобы увеличить это "ядро".
Со стороны белорусов, кто захочет попытать свои силы в политике будет стоять задача:
а. предложить внятную, простую, доступную для понимания политическую и социально-экономическую программу для этого "болота"- 40 % электората.
б. вычленить из этого "болота" свое "ядро", оформить его в движение или партию, отобрать у старой псевдооппозиции как можно больше процентов белорусов в свою поддержку.
в. в связи с тем, что выборов в Беларуси нет и не предвидятся, то это означает, что это "движение", "партия", если оно хочет всерьез политической победы над действующим режимом, потребуется создавать из своего "ядра" новой оппозиции не системную оппозицию, а революционно-демократическую оппозицию (движение, партия) с четкой революционной программой свержения существующего строя. Потому что если сразу этого не делать, то через пару лет общество откажет и этим политикам в своей поддержке.
Вывод: новая политическая, экономическая программа для нового ядра новой оппозиции одновременно должна быть революционной программой. Иначе эта новая оппозиция не получит поддержку от 40 % недовольных белорусов. Цитата: "
Декабрьское исследование позволяет понять причины этого скепсиса. Существует колоссальный разрыв между воззрениями и целями оппозиции, и интересами и предпочтениями этих граждан."
Авторы НИСЭПИ считают, что запроса на революцию в Беларуси нет. Однако я считаю, что это лишь временное явление. Запрос на перемены есть. Осталось довести до общества, что эти перемены невозможны путем псевдовыборов, что они возможны лишь путем революции.
"
Согласно декабрьскому исследованию НИСЭПИ в поддержку революции или вооруженного восстания выступают только 3,1% граждан. Другие радикальные, но уже ненасильственные сценарии столь же непопулярны, как и революция. Введение международных экономических санкций поддерживает 4,7% респондентов. Бойкот инициатив правительства – 5,6%. (Респондент мог одновременно выбрать несколько вариантов ответа). Повторно включенный вопрос о бойкоте парламентских выборов прошлого года дал те же результата – 9.8% сказали о сознательном бойкоте."
То есть есть 40 % недовольных и не поддерживающих власть. С ними надо работать и формировать революционное "ядро". Старая оппозиция это сделать неспособна. Она дискредитирована в глазах большинства белорусского народа.
"
подавляющее большинство граждан не видят в оппозиции конструктивной силы, способной предложить обществу не конфронтацию и хаос, а созидательную альтернативу. Только 8,6% (!) респондентов связывают свои надежды на выход из кризиса с оппозицией. Это более, чем в два раза ниже, чем уровень поддержки оппозиционных политических партий. То есть в созидательный потенциал оппозиции не верят даже ее сторонники."
В то же время в белорусском обществе еще сильны наивные иллюзии, что можно все изменить без революции.
"
Большинство белорусов выступают за сугубо эволюционные сценарии. Согласно декабрьскому исследованию, 35% респондентов сочли, что оппозиция должна предложить власти диалог. 20% предлагают оппозиции добиваться отмены международных экономических санкций против Беларуси. Предыдущие исследования НИСЭПИ показывали высокую популярность различных электоральных сценариев смены власти."
Это прямой результат имитационной деятельности псевдооппозиции. Она никак не работала с белорусским народом, никак не развеивала наивность и утопизм что путем псевдовыборов как-то можно принести перемены к лучшему в Беларуси.